Лизинговые операции банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время на рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования (имущества). Причем при дефиците финансовых ресурсов, эти структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащения их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.

Содержание

1. Введение.

2. История возникновения и мировой опыт.

2. Сущность лизинга.

2.1. Определение лизинга.

2.2. Субъекты лизинга

2.3 Отличительные особенности лизинговых операций.

4. Виды лизинга

5. Организация лизинговых операций.

6. Риски лизинговых операций.

7. Особенности развития лизинговых операций в России.

7.1. Льготы для участников лизинговых операций.

7.2. Особенности современной ситуации в России, влияющие на развитие лизинговых операций банков.

8. Заключение

Литература.

Работа содержит 1 файл

ТВЕРСКОЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА.docx

— 101.10 Кб (Скачать)

    Лизинговый  процесс осуществляется, как правило, в три этапа. Сначала проводится подготовительная работа по заключению юридических соглашений (договоров). Этому предшествует подробное изучение всех условий и особенностей каждой сделки. После чего оформляются: заявка, получаемая Лизингодателем от будущего Лизингополучателя, заключение о платежеспособности Лизингополучателя и эффективности  лизингового проекта, заказ-наряд, направляемый Поставщику оборудования Лизингодателем, кредитный договор, заключаемый  Лизингодателем (лизинговой Компанией) с Банком о предоставлении ссуды  для проведения лизинговых сделок.

    На  втором этапе лизингового процесса в трех- и двухсторонних договорах  производится юридическое закрепление  лизинговой сделки. При этом оформляются: договор купли-продажи оборудования (имущества) в лизинг, акт приемки  его в эксплуатацию, лизинговое соглашение, договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг оборудования (имущества).

    Третий  этап лизингового процесса охватывает период использования оборудования (имущества). При этом ведется бухгалтерский  учет и отчетность по всем лизинговым операциям, осуществляется выплата  Лизингодателю лизинговых платежей, а по истечению срока лизинга  оформляется дальнейшее использование  оборудования (имущества).

    Основным  документом лизинговой сделки, в котором  отражаются основные отношения, является лизинговое соглашение. Оно заключается  между Лизингодателем и Лизингополучателем, где указывается, что Лизингополучателю  предоставляется в пользование  для производственной эксплуатации оборудование (имущество). Лизинговое соглашение вступает в силу с момента  подписания акта приемки оборудования (имущества), как объекта сделки в  эксплуатацию и действует в течение  оговоренного в нем срока. Акт  приемки оформляется Лизингополучателем, а подписывается всеми сторонами, участниками лизинговой сделки, т.е. Лизингодателем, Лизингополучателем и  Поставщиком - изготовителем.

    После оформления акта приемки оборудования (имущества) в эксплуатацию Лизингодатель  не несет ответственности перед  Лизингополучателем, поскольку последний  выбор оборудования (имущества) осуществлял  самостоятельно.

    В процессе эксплуатации оборудования (имущества) Лизингополучатель призван использовать его в соответствии с рекомендациями и техническими инструкциями Поставщика, содержать его в работоспособном  состоянии, производить необходимое  обслуживание, текущий ремонт и все  это за свой счет.

    Все риски, возникающие в процессе эксплуатации оборудования (имущества) и связанные  с разрушением, потерей, преждевременным  износом, порчей или повреждением независимо от причиненного ущерба, Лизингополучатель  принимает на себя.

    Как правило, общая сумма лизинговых платежей включает: сумму, возмещающую  стоимость лизингового оборудования (имущества), плату Лизингодателю  за использование, кредитные ресурсы  на его приобретение по лизинговому  договору, комиссионное вознаграждение Лизингодателю, плату за страхование  лизингового оборудования (имущества), если оно было застраховано Лизингодателем, плату за дополнительные услуги Лизингодателю, предусмотренные договором, сумму  налога на лизинговое оборудование (имущество), на приобретение автотранспортных средств, являющихся предметом лизингового  договора, иные затраты Лизингодателя, предусмотренные договором.

    Вся сумма лизинговых платежей у Лизингополучателя  относится на себестоимость производимой им продукции (работ, услуг). Сумма затрат за пользование кредитами, используемыми  на финансирование лизинговых сделок, относится у Лизингодателя на себестоимость лизинговых услуг. Лизинговое оборудование (имущество) учитывается  на балансе Лизингодателя по стоимости, им же начисляется и амортизация  лизингового оборудования (имущества) в пределах коэффициентов, установленных  действующим законодательством  РФ.

    Сравнение вариантов получения кредита  напрямую и через лизинг показывает, что очевидна и финансовая выгодна. Кроме того, поскольку средства по лизингу находятся на балансе у Лизингодателя, у Лизингополучателя появляются дополнительные возможности к привлечению заемных средств.

    Международный лизинг осуществляется российскими  Лизингодателями и Лизингополучателями  в форме импортного и экспортного  лизинга. При этом таможенные пошлины  и налоги на лизинговое оборудование (имущество) не взымаются, если в лизинговом договоре предусмотрен его возврат по истечении срока лизинга. В случае, если в договоре предусмотрен последующий переход права собственности на лизинговое оборудование (имущество) российской стороне (или наоборот) в конце срока договора таможенные пошлины и налоги на лизинговое оборудование взимаются.

    Лизинговые  расчеты производятся: денежными  платежами, компенсационными товарами, услугами и др., а также смешанными, когда с денежными выплатами  допускаются платежи товарами и  услугами. Используются платежи с  авансом (депозитом), когда Лизингополучатель  вносит аванс Лизингодателю в  момент оформления соглашения, а затем  после ввода оборудования (имущества) в эксплуатацию выплачивает согласованными долями оставшуюся сумму лизингового  платежа.

    Можно использовать также вариант расчетов, который базируется на некотором  установленном в соглашении проценте от объема реализации продукции, произведенной  на лизинговом оборудовании, от суммы  полученной прибыли.

    Платежи, как правило, вносятся по согласованному сторонами графику, который прилагается  к лизинговому соглашению и могут иметь периодичность ежемесячную, ежеквартальную или ежегодную. Единовременные платежи в виде аванса осуществляются в сочетании с периодическими взносами, если они оговорены в соглашении сторон.

    В зависимости от финансового состояния  Лизингополучателя в соглашении может оговариваться порядок  выплаты лизинговых платежей равными  долями, с увеличивающимися или уменьшающимися размерами, в зависимости от устойчивости финансового положения Лизингополучателя.

    Операции  по лизингу (финансовому) могут осуществляться только при наличии соответствующей  лицензии у Лизингодателя. При отсутствии ее, указанные операции подлежат отражению  в учете в порядке, предусмотренном  действующим законодательством  РФ, исходя из содержания договора (сделки по сдаче в аренду имущества, сделки купли-продажи).  

 

     6. Риски лизинговых  операций.

    Лизинговые  операции являются рисковыми, как и  другие банковские операции. В зависимости  от вида лизинговые риски можно классифицировать следующим образом.

    МАРКЕТИНГОВЫЕ РИСКИ - риск не найти арендатора на все имеющееся оборудование. Он присущ в основном оперативному лизингу. Способом страхования является увеличение рисковой премии премии в лизинговом платеже; использование для сделок наиболее популярных видов оборудования и другой техники; продажа объекта сделки по окончании лизингового договора с учетом конъюнктуры рынка.

    РИСК  УСКОРЕННОГО МОРАЛЬНОГО СТАРЕНИЯ ОБЪЕКТА  СДЕЛКИ. Поскольку объектами лизинговых сделок как правило выступает продукция наукоемких отраслей, то они часто “подвержены влиянию научно-технического прогресса”. Основным способом минимизации этого риска является установление безотзывного периода, т.е. периода, в течение которого договор не может быть расторгнут.

    ЦЕНОВОЙ РИСК - риск потенциальной потери прибыли, связанный с изменением цены объекта лизинговой сделки в течение срока действия лизингового договора. Лизингодатель теряет потенциальную прибыль в случае повышения цен на объекты лизинговых сделок, заключенных по старым ценам. Лизингополучатель терпит убытки при падении цен на арендованное по старым ценам оборудование. Взаимная минимизация этого риска осуществляется путем установления фиксированной суммы каждого лизингового платежа на протяжении всего периода лиза.

    РИСК  ГИБЕЛИ ИЛИ НЕВОЗМОЖНОСТИ  ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ минимизируется путем страхования объекта сделки.

    РИСК  НЕСБАЛАНСИРОВАННОЙ ЛИКВИДНОСТИ  - возможность финансовых потерь, возникающих в случае, когда лизингодатель не в состоянии рефинансировать свои активные операции, сроки платежей по которым не наступили , за счет привлечения средств на рынке ссудных капиталов. Минимизация достигается путем увязки потоков денежных средств во времени и по объемам; создания резервного фонда; диверсификации пассивных операций.

    РИСК  НЕПЛАТЕЖА - риск неуплаты лизингополучателем лизинговых платежей. Минимизация основана  на анализе финансового положения лизингополучателя; лимитировании суммы одного лизингового договора; получении гарантий от третьих лиц; страховании риска неплатежа.

    ПРОЦЕНТНЫЙ  РИСК - опасность потерь, возникающих в результате превышения процентных ставок, выплаченных лизинговой компанией по банковским кредитам, над ставками, предусмотренными лизинговым договором. Снижение осуществляется путем купли-продажи финансовых фьючерсов или заключении сделки “процентный своп”

    ВАЛЮТНЫЙ  РИСК - возможность потерь в результате колебания валютных курсов. Минимизируются подобно процентному риску.

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ  И ЮРИДИЧЕСКИЕ  РИСКИ тесно связаны между собой. Наиболее ярко проявляются при осуществлении международных лизинговых операций.

    Политический  риск - опасность финансовых потерь, связанных с изменением политической ситуации в стране, забастовками, изменением государственной экономической политики и т.п.

    Юридический риск связан с потерями, возникающими в результате изменения законодательных актов.

    Способы управления политическими и юридическими рисками :

          анализ особенностей политической ситуации и налогового законодательства страны пребывания лизингополучателя.;

          увеличение рисковой премии пропорционально предполагаемой величине рисков;

          межправительственные  соглашения по гарантии инвестиций. 

 

     7. Особенности развития  лизинговых операций  в России.

    В настоящее время в России действует  более двух десятков лизинговых компаний. Первыми были зарегистрированы компании "Росагроснаб" (лизинг отечественной сельскохозяйственной техники) и "Аэролизинг" (лизинг самолетов). Много лизинговых компаний создано банками - "Интеррослизинг" (ОНЭКСИМ-банк), "Балтлиз" (петербургский Промстройбанк), "Лизинг-бизнес" (Мосбизнесбанк), "Инкомлизинг" (Инком-банк), "Межсбер-Юраско Лизинг" (Межэкономсбер-банк) и другие.

    То, что лизинговые фирмы создаются  в России либо при государственной  поддержке (как в случае с "Росагроснабом"), либо при поддержке крупного банковского капитала, вполне понятно. Предмет лизинга - производственное оборудование - дорог, а значит, лизинговым компаниям необходим источник более или менее дешевых финансовых ресурсов. Иногда дуэт "банк - лизинговая компания" превращается в трио за счет присоединения к нему страховой фирмы. А специалисты из компании "Ивановская марка", дочерней фирмы ивановского завода "Автокран", советуют включать в "лизинговый холдинг" еще и какое-нибудь малое предприятие (для ускорения амортизации оборудования), и какое-нибудь предприятие, пользующееся налоговыми льготами (как говорится, для оптимизации финансовых потоков).

    На  российском лизинговом рынке присутствуют следующие группы лизингодателей:

  • коммерческие лизинговые компании - дочерние компании крупных банков: РГ-Лизинг (Сбербанк), Промстрой- лизинг (Промстройбанк), Лизингбизнес (Мосбизнесбанк), Инкомлизинг (Инкомбанк);
  • коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку (Аэролизинг, Лукойл-лизинг);
  • полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов (Агропромлизинг, Московская лизинговая компания, Ликострой), финансируемые за счет соответствующих бюджетов;
  • лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами (Крейт-лизинг, Петролизинг);
  • иностранные фирмы - поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий (IVECO, Scania, DAF).

    Лизинговые  компании, созданные банками, ориентируются  на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что  не исключает, с другой стороны, преимущественного  обслуживания клиентов "собственного" банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеющими большой портфель заказов, схожие с западными, а значит, наиболее современные методы работы, квалифицированный персонал.

Информация о работе Лизинговые операции банков