Контрольная работа по "Основам бизнеса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Коммерческая информация и тайна бизнеса.
Коммерческая информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.
Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволят торговым фирмам проводить анализ коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль над результатами этой деятельности.
Источниками коммерческой информации могут служить маркетинговые исследования по конкретным товарам. Однако, перед тем, как вкладывать денежные средства в проведение исследований, сбор и анализ информации, необходимо провести сравнительную оценку затрат и значимости возможных результатов. Если прирост прибыли от использования коммерческой информации превысит прирост затрат на ее получение, то проведение маркетинговых исследований является целесообразным.

Содержание

Содержание
1 Коммерческая информация и тайна бизнеса………………………………….3
2 Реклама в бизнесе……………………………………………………………...18
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

готовый.docx

— 51.91 Кб (Скачать)

Содержание

1 Коммерческая  информация и тайна бизнеса………………………………….3

2 Реклама в бизнесе……………………………………………………………...18

Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Коммерческая информация и тайна  бизнеса.

 Коммерческая  информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на рынке  различных товаров и услуг.

 Назначение  коммерческой информации состоит в  том, что она позволят торговым фирмам проводить анализ коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль над результатами этой деятельности.

 Источниками коммерческой информации могут служить  маркетинговые исследования по конкретным товарам. Однако, перед тем, как вкладывать денежные средства в проведение исследований, сбор и анализ информации, необходимо провести сравнительную оценку затрат и значимости возможных результатов. Если прирост прибыли от использования  коммерческой информации превысит прирост  затрат на ее получение, то проведение маркетинговых исследований является целесообразным.

 Важнейшим источником коммерческой информации являются также внутренние материалы и  документы торговой формы, в частности, сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, товарных запасах, прибыли предприятия, расходах на рекламу.

 Еще одним из источников коммерческой информации являются данные внешней статистики и публикуемые в средствах  массовой информации сведения о состоянии  рынка.

 Коммерческая  тайна.

 К коммерческой тайне могут быть отнесены самые  разнообразные сведения, связанные  с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами  деятельности предприятия. На практике наряду с термином «коммерческая тайна» широко используются такие термины, как «конфиденциальная информация», «ноу-хау», «секреты производства». Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие, которое в Гражданском кодексе РФ именуется «коммерческой тайной».

 В соответствии со ст.139 Гражданского кодекса РФ коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

 Из  данного определения вытекают следующие  обязательные признаки коммерческой тайны.

 Первый  признак - информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются  те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении предприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная  коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в  доказывании. Однако в случае возникновения  судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанет  необходимость доказывать суду наличие  у  информации коммерческой ценности.

 Второй  признак - к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и  т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному круги лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых критериев - отсутствие к информации свободного доступа.

 Третий  признак - для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны  могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала  к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и  юридическими (например, включение  в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений  о неразглашении конфиденциальной информации). При этом простое определение  круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться  в качестве охранной меры.

 Коммерческая  тайна, как разновидность информации, может являться объектом интеллектуальной собственности. При соблюдении необходимых  условий (информация приносит доход  и может быть использована в течение  периода, превышающего 12 месяцев) права  на указанную информацию могут отражаться в бухгалтерском учете в виде нематериальных активов. В то же время  законодательство не рассматривает  факт отражения в бухгалтерском  учете прав на информацию в качестве одного из признаков коммерческой тайны. Поэтому отсутствие в учете указанных  прав не может свидетельствовать  об отсутствие самой коммерческой тайны.

 Коммерческая  тайна не требует для признания  ее таковой какой-либо государственной  регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время  следует отметить, что не любая  информация, соответствующая всем перечисленным  выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство  вправе осуществлять контроль (в том  числе налоговый) за деятельностью  предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые  не могут составлять коммерческую тайну.

 Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные  с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью  предприятия, разглашение которых  может нанести ущерб его интересам. Защищаемые сведения дают определенные преимущества в конкурентной борьбе. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой  способно нанести ущерб обществу.

 В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну.

 Законом предусматривается, что порядок, организация  защиты коммерческой тайны с учетом действующего законодательства устанавливается  руководителем предприятия (фирмы).

 Сведения, отнесенные к коммерческой тайне, должны иметь следующие признаки:

  • не являться государственным секретом;
  •   относиться к производственной деятельности предприятия;
  •   не наносить ущерб интересам общества; иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе;
  • иметь ограничения в доступе, устанавливаемые руководителем предприятия на законном основании (предприятием (фирмы) должны приниматься меры по их охране).

 Методика  отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей  стране еще окончательно не разработана, поэтому ограничимся лишь некоторыми.

 К  коммерческой тайне могут быть отнесены:

  • технология производства; технологические приемы и оборудование;                           
  • модификации ранее известных технологий и процессов;
  • перспективные методы управления;
  • ценовая и сбытовая политика; 
  • сравнительные характеристики собственного ассортимента и товаров конкурентов с точки зрения качества, внешнего вида, упаковки и т.д.;
  •   производственные, коммерческие и финансово-кредитные отношения с партнерами;
  • планы предприятия по расширению (свертыванию) производств;
  • факты проведения переговоров по вопросам купли-продажи;
  • данные, которые могут быть использованы для нанесения ущерба репутации предприятия (фирмы);
  • информация о кадрах (текучесть кадров, ведущие специалисты и места их работы по совместительству);
  • сил и условий для защиты коммерческой тайны, а также другие сведения.

 Лицо, пожелавшее заняться предпринимательством, как правило, уже имеет определенные познания в избранной области, а  в случае недостаточности может  их получить из обширного ассортимента отечественной и зарубежной литературы. Предпринимательство тесно взаимосвязано  с конкуренцией. Осуществление последней  может принимать самые различные  формы, в том числе и такие, как хищение или сбор чужой  информации, которая носит общеизвестное  название шпионаж. Об этой области деятельности у подавляющего большинства людей  сложилось довольно стереотипное представление, основанное на художественной литературе, кино- и телефильмах. И не возникало  необходимости в более глубоком изучении этого явления. Тем не менее подходы к такому общественному явлению, как шпионаж, в условиях рыночно-конкурентной деятельности резко меняются, ибо лицам, занимающимся предпринимательством, уже приходится, сталкиваться с этой проблемой. С одной стороны, они вынуждены защищать свои секреты (ценную информацию), а с другой - пытаться завладеть секретами конкурента, чтобы выжить в рыночном противоборстве. Цель данного раздела, хотя бы в очень краткой форме, изложить отдельные вопросы, характеризующие понятие шпионажа, его виды и способы осуществления и тем самым оказать практическое содействие лицам, прямо или косвенно причастным к предпринимательской деятельности.

      Обеспечение защиты коммерческой тайны. Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. Это делается приказом руководителем фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

 Методика  отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей  стране еще не разработана, поэтому, опираясь на опыт зарубежных стран, ограничимся  лишь некоторыми рекомендациями.

 При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и  безопасности фирмы. Причем, объявляя ту или иную информацию коммерческой тайной, важно соблюсти «золотую середину». Чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может обернуться потерей прибыли, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимой продукции и услуг. Те же результаты может вызвать пренебрежительное отношение к коммерческой тайне, так как рынок это всегда конкуренция. Американские предприниматели считают, что утрата 20 % информации приводит к разорению фирмы в течение месяца в 60 случаях из 100

 Информация  типа «ноу-хау», безусловно, должна быть отнесена к разряду коммерческой тайны. Ее надо охранять и от собственного персонала, ибо всегда существует опасность, что тот или иной сотрудник уволится и устроится на работу в конкурирующую фирму. Сведения же, которыми он владеет, не могут быть у него изъяты.

 За  рубежом существует практика подписания с сотрудником соглашения, по которому ему после увольнения запрещается  работать в конкурирующей фирме. Правда, такого рода соглашения действуют  лишь в течение определенного  срока после расторжения договора о найме. Кроме того, во время действия подобного ограничения этому  лицу должно выплачиваться вознаграждение. В нашей практике такие соглашения пока неизвестны.

 Информация  о рационализаторском предложении, изобретении и т. п., находящиеся  на стадии разработки, несомненно, относится  к коммерческой тайне. Рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства  может оставаться коммерческой тайной, поскольку представляет собой техническое  решение задачи, новое для данной фирмы. Изобретение после выдачи на него патента имеет специальную  правовую охрану и поэтому не нуждается  в защите как коммерческая тайна. Другое дело, если по соглашению с автором  изобретения фирма примет не подавать заявку в Госпатент Российской Федерации. Тогда охрана информации полностью возлагается на фирму. Следует подчеркнуть, что решение не подавать заявку на изобретение на патентоспособное техническое решение, возможно только по договоренности с автором, так как по существующему правилу, если работодатель в течение трех месяцев с момента уведомления его автором, о сделанном изобретении не подаст заявку на него, автор вправе сам подать заявку и получить патент. До недавнего времени 90 % авторских свидетельств получали гриф “для служебного пользования”. Вместо авторских свидетельств теперь выдают патент. Основным принципом патента является его обязательная открытость, что способствует ускорению научно- технического прогресса. Патент- тот же товар изобретателя, но государство продолжает засекречивать патенты, т.е. нарушает права изобретателей. Государство же должно не отбирать у человека право на его интеллектуальную собственность, а выкупать его, причем по рыночной стоимости.

 Особое  внимание следует уделить охране договоров, заключаемым предприятием. Большая их часть, безусловно, относится  к коммерческой тайне. Причем в определенных случаях охране подлежит не только текст договора, но и сам факт его заключения.

   Разрабатывая меры по защите  коммерческой тайны фирмы, необходимо  экономически обосновать целесообразность  засекречивания той или иной  информации. В первую очередь  выделяется информация, утечка которой  может привести вашу фирму  к банкротству. Это строго конфиденциальная  информация. В мире бизнеса, это как правило, “ноу-хау”. К конфиденциальной информации относятся сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования. Огласка этих сведений, конечно же, не приведет к краху, но лишит фирму на какое-то время устойчивой прибыли. Также не подлежит огласке информация, раскрытие которой может привести к неблагоприятным последствиям. К ней относятся: номера домашних телефонов, адреса руководителей и сотрудников фирмы, текущие планы работы, информация о конфликтных ситуациях и т.п. Остальные сведения относятся к открытым, то есть доступным всем. Но следует иметь в виду, что неправильно поданная информация может помочь аналитикам из конкурирующей фирмы обнаружить ваши уязвимые места. Руководитель фирмы должен установить строгий порядок хранения первых экземпляров договоров и работы с ними. Их следует хранить в определенном месте у ответственного лица и выдавать только под расписку с письменного разрешения руководителя фирмы.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам бизнеса"