Контрольная работа по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

1. Задачи, решаемые в процессе бизнес-планирования
2. Составление прогнозного баланса в бизнес-плане
3. Задача

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 117.00 Кб (Скачать)
  1. Задачи, решаемые в процессе бизнес-планирования
 

     Один  из «отцов» современного менеджмента  А. Файоль отмечал: «Управлять – это  предвидеть, а предвидеть – это  уже почти действовать» [14.  С. 31].

     Планирование  – это не только умение предусмотреть  все необходимые действия, но и способность предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.

     Планирование  – это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация  запланированных работ, мотивация  задействованного для их выполнения персонала, контроль за результатами и их оценка с точки зрения плановых показателей [14. С. 31].

     Многие  специалисты совершенно обоснованно  рассматривают внутрифирменное  планирование как научно обоснованное определение экономических целей  развития предприятия и форм его  хозяйственной деятельности, выбор лучших способов достижения целей с учетом требований экономических законов, конъюнктуры рынка, имеющихся ограничений, установление таких результативных показателей, которые при эффективном использовании ресурсов обеспечат конкурентоспособность предприятию как субъекту хозяйствования.

     Для улучшения экономического и финансового  состояния предприятия очень  важен комплексный подход. Экономическая  наука и практика доказали, что  наилучшим образом такой подход реализуется через разработку и организацию выполнения предприятиями бизнес-плана.

     Бизнес-планирование сулит немало выгод и позволяет  решить целый ряд проблем (таб. 1).

Таблица 1 - Получаемые выгоды и решаемые проблемы в ходе бизнес-планирования

     Получаемые  выгоды      Решаемые  проблемы

А

     Б
Фундаментальное изучение перспектив фирмы руководителями Определяет  конкурентную среду и степень  жизнеспособности (конкурентоспособности) и устойчивости предприятия на рынке
У руководителя имеется возможность тщательно  проанализировать свои идеи, проверить целесообразность и возможность их реализации Позволяет объективно оценить существующую ситуацию в  деятельности предприятия и предложить мероприятия по оптимизации его  развития в современных условиях развития потребительского рынка и  экономики в целом
Определение показателей деятельности фирмы, необходимых  для последующего контроля Позволяет привлечь интерес со стороны потенциальных  инвесторов и кредиторов предприятия
Определение конкретных целей организации и  путей их достижения Снижает риск предпринимательской деятельности предприятия на рынке
Повышает  подготовленность фирмы к внезапным  изменениям рыночных ситуаций Определяет  количественные и качественные показатели развития предприятия и перспективы  его роста в определенных условиях внешней и внутренней среды предприятия
Четкая  формализация обязанностей и ответственности  всех руководителей фирмы
Осуществление более четкой координации предпринимаемых  усилий по достижению поставленных целей
 
 

     Бизнес-планирование – программа осуществления бизнес-операций, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и оценке их эффективности [46. С. 332].

     Бизнес-планирование – это:

  • изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;
  • определение степени жизнеспособности и будущей финансовой устойчивости предприятия;
  • предвидение рынков предпринимательской деятельности;
  • конкретизация перспективы развития бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей.

      Основными целями бизнес-планирования могут быть следующие:

    1. подтверждение в реальности осуществления проекта и получения желаемых результатов;
    2. убеждение коллег, инвесторов и всей команды, реализующей проект, в реальности достижения поставленных целей;
    3. подготовка общественного мнения к такому восприятию проекта, которое хотят видеть его инициаторы;
    4. доказательство определенному кругу лиц целесообразности проводимых новшеств и изменений;
    5. привлечение внимания и усиление заинтересованности потенциальных инвесторов.

     Примерный перечень задач, решаемых в процессе бизнес–планирования, можно сформировать следующим образом:

  • оценка возможностей предприятия, его сильных и слабых сторон;
  • формирование и разработка целей деятельности на определенный период;
  • изучение рынков деятельности предприятия;
  • определение степени его конкурентоспособности;
  • разработка различных типов маркетинговых стратегий;
  • обоснование ценовой политики и тактики;
  • выбор наиболее эффективного варианта реализации проекта из всех имеющихся альтернатив;
  • оценка вероятности наступления событий, способных изменить ход реализации проекта.

     При нахождении цели, как и при постановке задачи, нельзя ограничиваться формулировкой  только абстрактно желаемого результата плана, а необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  1. как должен выглядеть результат (количественные характеристики результата);
  2. какие условия должны учитываться при реализации плана (требования и ограничения).

       В ходе  бизнес-планирования под  воздействием изменений в окружении  проекта или в зависимости от научно-технического прогресса и получаемых промежуточных результатов его цели  могут претерпевать изменения, поэтому  при необходимости должна осуществляться их корректировка.

     В современной экономике спектр использования  бизнес-планирования весьма широк. В основе его лежит разработка бизнес-плана. Начиная процесс составления бизнес-плана, важно сразу же определиться с тем, для чего разрабатывается и что будет решать бизнес-план. Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих актуальных задач:

  • подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;
  • обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
  • открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
  • перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
  • составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
  • выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

     Бизнес-план используется не только внутренними, но и внешними пользователями, поэтому  он должен быть интересным для пользователей  или потенциальных инвесторов.

     Бизнес-план – это документ, описывающий все  основные моменты (программу действий) будущего коммерческого проекта от разработки стратегии и тактики поведения предприятия на рынке для достижения желаемых целей до определения финансовых результатов от его осуществления [34. С. 15].

     При разработке бизнес-плана необходимо учитывать следующее:

  1. он должен быть составлен предельно ясно и точно и поэтому требует тщательной проработки;
  2. он позволит дать конкретное представление о том, как будет функционировать предприятие, какое место оно займет на рынке;
  3. бизнес-план будет содержать все производственные характеристики будущего предприятия, детально описывать схему его функционирования, раскрывать принципы и методы руководства предприятием;
  4. он должен содержать программу управления финансами, без которой невозможно начать любое дело и обеспечить его эффективность, показывать перспективы развития производства инвесторам и кредиторам.

     Работая над бизнес-планом, необходимо обеспечить его краткость, ясность, логичность, правильность и обоснованность цифровыми  данными.

     Потенциальные кредиторы и инвесторы рассматривают бизнес-план как легитимированный документ, который сопровождает просьбу о предоставлении заемного капитала,  и в первую очередь их интересуют цифры, т. е. конкретные производственно-экономические данные. Бизнес-план должен быть представлением в цифрах и расчетах видения будущего бизнеса.  Кроме того, бизнес-план является необходимым документом для обсуждения вопросов, связанных с выбором оптимальных схем налогообложения.

     С помощью бизнес-плана стандартизируется  процесс ознакомления с предприятием. Планирование бизнеса позволяет соединить интересы собственника и работника с его возможностями при наличии системы ограничений, неопределенности и рисков.

     Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри предприятия, так и вне его. В нем определяются и анализируются факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия в условиях конкретного рынка, производится выбор тактики и методов конкурентной борьбы, дается оценка ресурсам, необходимым для достижения целей предприятия. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнеров на рынке, заставляет постоянно отслеживать действия конкурентов и решать множество других внешних и внутренних задач. Разработка бизнес-плана помогает предупредить возникающие трудности, выявить их причины и найти наиболее эффективные пути их нейтрализации.

     В современной практике бизнес-планирование выполняет четыре функции:

  1. использование для разработки стратегии бизнеса (жизненно необходимо в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности);
  2. планирование (позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы);
  3. привлечение денежных средств – ссуд, кредитов (решающим фактором при предоставлении кредита банками является наличие проработанного бизнес-плана);
  4. привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию [58. С. 10].

     При разработке бизнес-плана также следует учитывать определенные принципы его построения, которые могут существенно повлиять как на внешнее восприятие бизнес-плана заинтересованными лицами, так и на осмысление ими его содержательной стороны:

  1. разработка бизнес-плана требует глубоких знаний, умения правильно оценить позиции на рынке и провести экономически обоснованные расчеты;
  2. бизнес-планирование должно следовать определенной методике, отсутствие которой превращает разработанный бизнес-план в историческую реликвию;
  3. в бизнес-плане должны присутствовать гарантии прав собственности учредителей проекта и инвесторов;
  4. в процессе бизнес-планирования следует соблюдать три правила:
  • бизнес-планирование носит по отношению к другим видам планирования подчиненный характер, поскольку оно не должно предусматривать кардинальных изменений положения предприятия на рынке и в отрасли и решает конкретные задачи;
  • бизнес-план должен быть пессимистичен в оценке условий и факторов деятельности предприятия с тем, чтобы отразить возможности достижения поставленных целей даже при неблагоприятном стечении обстоятельств;
  • бизнес-план быть универсальным, т. е. отвечать интересам всех участвующих в проекте сторон;
  1. последовательность составления может быть любой. Главное, чтобы в нем были отражены все необходимые разделы и моменты;
  1. бизнес-план отчасти является инструментом диверсификации ответственности. В нем необходимо четко расставить акценты и исключить возможность двоякого понимания сути излагаемых вопросов.

     Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Составление прогнозного баланса  в бизнес-плане
 

     Расчётный баланс – это прогноз соотношения  активов и пассивов (обязательств) бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся структурой активов и задолженностей и её изменениями в процессе реализации других бюджетов. Назначение баланса – показать, как изменится стоимость компании в результате создания и развития данного вида бизнеса или хозяйственной деятельности компании в течение бюджетного периода.

     Формирование  прогнозного баланса является заключительным этапом составления общего бюджета  предприятия. Разработка трех результирующих финансовых бюджетов (бюджета движения денежных средств, бюджета прибылей и убытков, управленческого баланса) отражает направление развития предприятия, определяет целостность системы бюджетных показателей, позволяет оценить деятельность организации в прогнозном периоде.

Информация о работе Контрольная работа по "Бизнес-планированию"