Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:46, реферат
Залог является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных действующим законодательством. Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд специальных мер, которые выступают в качестве достаточного гаранта исполнения должником основного обязательства и стимулируют должника к надлежащему поведению. Эти меры именуются способами обеспечения исполнения обязательства и возлагают на должника дополнительные обременения на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства.
Одной из таких специальных мер является залог, сущность которого заключается в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, предусмотренными законом.
Залог в настоящий период занимает особое место среди способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. Это обусловлено тем, что современному периоду нашей экономики присущ ряд негативных явлений - суперинфляция, падение производства, повсеместные неплатежи за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Поэтому именно залог становится основой прочности отношений между кредитором и должником, так как гарантирует удовлетворение имущественных требований кредитора в случае неисполнения должником обязательства.
законодательством. Законодательство же позволяет субъекту права
хозяйственного ведения распоряжаться (в том числе передавать в
залог) принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом
самостоятельно. Лишь в отношении недвижимого имущества ст.276 ГК
содержит норму о том, что распоряжение им осуществляется
исключительно с согласия собственника. Кроме того, собственник может
установить иные ограничения субъекту права хозяйственного ведения в
части распоряжения имуществом (в частности, передачи имущества в
залог). Так, в отношении частных унитарных предприятий ограничения в
распоряжении имуществом закрепляются обычно в учредительных
документах.
Залог государственного имущества имеет ряд дополнительных
особенностей, которые мы рассмотрим далее.
Порядок согласования сделок по залогу
государственного имущества
В отношении передачи в залог государственного имущества
законодательством установлена строго определенная процедура.
В соответствии с п.1.2 Указа Президента РБ от 25.03.2003 № 118
«О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом» залог
находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого
имущества (в том числе не завершенных строительством объектов),
основного технологического оборудования, транспортных средств общего
пользования на сумму свыше 300 тыс. базовых величин производится по
согласованию с Президентом РБ.
Постановление Кабинета Министров РБ от 31.08.1994 № 35
«О залоге имущества, находящегося в собственности Республики
Беларусь, юридическими лицами, за которыми это имущество закреплено
на праве полного хозяйственного ведения» (с изменениями и
дополнениями) устанавливает, что заключение сделок по залогу
имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь,
юридическими лицами, за которыми это имущество закреплено на праве
хозяйственного ведения, за исключением предусмотренных
законодательством случаев, осуществляется этими предприятиями,
объединениями, организациями самостоятельно лишь при залоге
транспортных средств, сырья, материалов, малоценного инвентаря,
вспомогательного оборудования, запасных частей, других материальных
ценностей, а также товаров (продукции) предприятий, объединений,
организаций.
В отношении иных видов государственного имущества
устанавливается следующий порядок согласования сделок по залогу:
- залог (ипотека) предприятий в целом и иных имущественных
комплексов осуществляется с согласия Совета Министров РБ;
- залог зданий, сооружений, объектов незавершенного
строительства - с согласия Минэкономики;
- залог
основного технологического
предприятий, объединений, организаций, подведомственных
республиканским органам государственного управления, - с согласия
этих республиканских органов государственного управления;
предприятий
и организаций, входящих в
Министров РБ объединений, - с согласия этих объединений;
объединений, подчиненных Совету Министров РБ, - с согласия
Минэкономики.
Аналогичный порядок должен быть установлен местными Советами
депутатов в отношении залога имущества, находящегося в собственности
административно-
В отношении определенных видов государственного имущества
законодательными актами установлен запрет на передачу такого
имущества в залог. Так, Указ Президента РБ от 16.07.1997 № 389
«Об упорядочении залога государственного имущества» (с изменениями)
содержит перечень государственных предприятий, организаций,
учреждений и государственного имущества, которые не могут являться
предметом залога.
Определенные
ограничения по залогу
предусмотрены и Законом РБ от 05.05.1998 № 156-З «Об объектах,
находящихся только в собственности государства» (с изменениями и
дополнениями). Статья 2 названного Закона устанавливает перечень
объектов, которые могут находиться только в собственности
государства, а ст.5 допускает залог этих объектов при условии, что
реализация заложенного имущества в случае невыполнения залогодателем
обеспеченного залогом обязательства не причинит ущерба основной
деятельности организации.
Определение залоговой стоимости
Особенностью осуществления сделок по залогу государственного
имущества является также порядок проведения оценки, предшествующей
заключению договора залога. При залоге предприятий как имущественных
комплексов, основных средств, а также незавершенных капитальных
вложений оценка этих объектов производится в соответствии с
требованиями Положения по оценке стоимости объектов государственной
собственности (в редакции постановления Мингосимущества,
Минэкономики и Минстата РБ от 12.06.2001 № 24/100/33).
Причем
при определении стоимости
комплекса подлежат оценке его активы и пассивы в соответствии с
формой бухгалтерского баланса, утвержденного Минфином на текущий
период, в котором проводится оценка, в том числе: внеоборотные и
оборотные активы (активы), собственный капитал, долгосрочные и
краткосрочные обязательства (пассивы).
Базой для оценки основных средств является их балансовая
стоимость, отраженная в бухгалтерском балансе по состоянию на
1 января текущего года с учетом данных последней переоценки,
проведенной по решению Правительства РБ. При этом осуществляется
корректировка остаточной стоимости на дату оценки на коэффициенты
изменения стоимости основных фондов, ежемесячно доводимые Минстатом.
Коэффициенты применяются на 1-е число месяца, предшествующего дате
оценки. Оценка полностью самортизированных основных средств (кроме
зданий) производится в размере 10% от первоначальной стоимости с
учетом проведенных переоценок и корректировки на коэффициент
изменения стоимости, но не ниже ликвидационной стоимости. При
определении стоимости зданий, если их износ по данным бухгалтерского
учета превышает 50%, по договоренности с БРТИ проводится
обследование зданий на предмет определения их фактического
физического износа и в расчет принимаются данные БРТИ. Стоимость
оцениваемого здания может быть увеличена с учетом территориального
коэффициента, утвержденного местным исполнительным и
распорядительным органом.
Базой
для оценки незавершенных
балансовая стоимость, отраженная в бухгалтерском балансе по
состоянию на 1 января текущего года с учетом данных последней
переоценки, проведенной по решению Правительства РБ. При этом
осуществляется корректировка балансовой стоимости на дату оценки на
коэффициенты изменения стоимости. Коэффициенты применяются на
1-е число месяца, предшествующего дате оценки. Оценка незавершенных
капитальных вложений производится в той части сметной стоимости
строительства объекта, которая освоена на дату оценки, и
осуществляется раздельно: по строительно-монтажным работам (с учетом
прочих затрат и технического надзора), проектным работам,
изыскательским работам, оборудованию к установке, оборудованию,
находящемуся в монтаже. Стоимость оцениваемого незавершенного
строительства может быть увеличена с учетом территориального
коэффициента, утвержденного местным исполнительным и
распорядительным органом.
Оценка государственного имущества для передачи его в залог
производится организацией, на балансе которой находится объект.
Период между датой, на которую производится оценка, и датой
совершения сделки по залогу не должен превышать 3 месяцев.
12.09.2003 г.
Прдемет залога
В соответствии со
ст. 336 ГК предметом залога может
быть всякое имущество, в том числе
вещи и имущественные права (требования),
за исключением имущества изъятого
из оборота, требований, неразрывно связанных
с личностью кредитора. В том
числе и государственное