Государственный залог

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:46, реферат

Описание работы

Залог является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных действующим законодательством. Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд специальных мер, которые выступают в качестве достаточного гаранта исполнения должником основного обязательства и стимулируют должника к надлежащему поведению. Эти меры именуются способами обеспечения исполнения обязательства и возлагают на должника дополнительные обременения на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства.
Одной из таких специальных мер является залог, сущность которого заключается в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, предусмотренными законом.
Залог в настоящий период занимает особое место среди способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. Это обусловлено тем, что современному периоду нашей экономики присущ ряд негативных явлений - суперинфляция, падение производства, повсеместные неплатежи за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Поэтому именно залог становится основой прочности отношений между кредитором и должником, так как гарантирует удовлетворение имущественных требований кредитора в случае неисполнения должником обязательства.

Работа содержит 1 файл

залог.docx

— 32.12 Кб (Скачать)

Введение 

Залог является одним  из способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных действующим  законодательством. Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд специальных мер, которые выступают в качестве достаточного гаранта исполнения должником основного обязательства и стимулируют должника к надлежащему поведению. Эти меры именуются способами обеспечения исполнения обязательства и возлагают на должника дополнительные обременения на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства. 
Одной из таких специальных мер является залог, сущность которого заключается в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, предусмотренными законом. 
Залог в настоящий период занимает особое место среди способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. Это обусловлено тем, что современному периоду нашей экономики присущ ряд негативных явлений - суперинфляция, падение производства, повсеместные неплатежи за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Поэтому именно залог становится основой прочности отношений между кредитором и должником, так как гарантирует удовлетворение имущественных требований кредитора в случае неисполнения должником обязательства. Это обстоятельство дает залогу значительное преимущество перед другими гражданско-правовыми способами обеспечения обязательств, поскольку ранее широко использовавшиеся другие способы обеспечения обязательств, например, такие как неустойка (штраф, пеня), теряют практический смысл, поскольку контрагент по договору, не имеющий достаточных средств для уплаты долга, естественно не в состоянии оплатить еще и неустойку. Субъектами по договору залога выступают залогодержатель (кредитор по обеспеченному обязательству) и залогодатель (должник по обеспеченному обязательству или третье лицо).  Субъектами залоговых отношений являются не только физические и юридические лица но и государство в лице государственных органов.
От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Мингосимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК).

Управление  и распоряжение объектами федеральной  собственности от имени государства  регламентируются постановлением Правительства  РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 "О делегировании  полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной  собственности". В частности: 1) создание и ликвидация федеральных государственных  предприятий производятся по решению  Правительства РФ; 2) учредителями от имени государства в обществах  и товариществах выступают Мингосимущество  РФ и Российский фонд федерального имущества по решению Правительства  РФ; 3) Мингосимущество РФ производит передачу государственного имущества  в хозяйственное ведение, оперативное  управление, а также в аренду, осуществляет контроль за использованием государственного имущества, дает согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог или в уставный капитал обществ (товариществ) и иное распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным государственным предприятием. Аналогичный порядок, за некоторыми исключениями, существует и для управления и распоряжения иными объектами государственной и муниципальной собственности.

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства  управление и распоряжение государственной  собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество  РФ) и подчиненные ему органы в  субъектах РФ. Их полномочия вытекают из ст. 7-8 Закона РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ". Мингосимущество  РФ и его органы на местах, осуществляя  управление и распоряжение государственным  имуществом (за исключением жилых  помещений): - принимают решения о  приватизации;

- осуществляют  преобразование государственных  унитарных предприятий в открытые  акционерные общества;

- являются  учредителями открытых акционерных  обществ, создаваемых в процессе  приватизации;

- осуществляют  права акционера (участника) хозяйственных  обществ, акции (доли в уставном  капитале) которых находятся в  государственной собственности;

- выступают  в качестве арендодателей государственного  имущества;

- закрепляют  государственное имущество на  праве хозяйственного ведения,  оперативного управления и бессрочного  пользования; - дают согласие на  залог государственного имущества; - совершают иные действия.

Указанные действия органы системы Мингосимущества  РФ совершают от имени государства  как собственника соответствующего имущества.

Второй по значению системой органов, уполномоченных от имени государства управлять  и распоряжаться государственным  имуществом, являются фонды имущества  во главе с Российским фондом федерального имущества (см. Положение о Российском фонде федерального имущества, утвержденное Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. №2173).

Российский  фонд федерального имущества и фонды, на местах осуществляют функции по: - владению переданными им объектами  приватизации до момента

их продажи, в том числе по осуществлению  полномочий государства как акционера (участника) в хозяйственных обществах; - продаже переданных им объектов приватизации; - выступлению на основании поручения  Правительства РФ учредителем хозяйственных  обществ; 

получению и перечислению денежных средств, полученных в результате приватизации;

- осуществлению  от имени РФ выпуска государственных  ценных бумаг, удостоверяющих  право приобретения находящихся  в федеральной собственности  акций открытых акционерных обществ,  созданных в процессе приватизации.

Указанные действия фонды имущества также  совершают от имени государства  как собственника соответствующего имущества.

Полномочия  перечисленных государственных  органов в настоящее время  ограничены Указом Президента РФ от 30 сентября 1995 г. № 986 "О порядке  принятия решений об управлении и  распоряжении находящимися в федеральной  собственности акциями". Любые  действия по управлению и распоряжению акциями, находящимися в федеральной  собственности, в том числе их передача в управление частным лицам, в уставные капиталы организаций, в  залог, а также иное их обременение  возможны только на основании указов Президента РФ, проекты которых должны в обязательном порядке выноситься на подписание постановлениями Правительства  РФ.

Однако от имени государства действуют  не только указанные выше органы. Так, при приватизации жилых помещений  стороной соответствующих отношений  по передаче жилых помещений в  собственность граждан выступает  государство как таковое, хотя заключаются  соответствующие сделки государственными органами или даже государственными предприятиями от своего имени. 

Часть первая ГК также не предусматривает возможность  передачи в залог имущества, принадлежащего предприятию на праве оперативного управления. В законодательстве урегулирование получили главным образом вопросы, связанные с получением согласия собственника на залог имущества, переданного  другому субъекту в хозяйственное ведение. Этим вопросам посвящены, в частности, документы Госкомимущества России: письмо от 2 сентября 1992 г. №ДВ-17/5851 "О согласовании залога (заклада) государственного имущества" и распоряжение от 21 апреля 1994 г. №890-р "Об утверждении временного положения о согласовании залоговых сделок".  
Нужно сказать, что указанным распоряжением Госкомимущества не рассмотрен вопрос об основаниях, которые могут служить причиной отказа в даче согласия на залог государственного имущества. Единственное относящееся к данному вопросу положение содержится в п. 2.3, который устанавливает, что при непредоставлении полного перечня документов комитет вправе отказать в рассмотрении заявления о получении согласия на залог имущества. Таким образом, перечень документов выступает как условие рассмотрения заявления, а не как условие согласия или несогласия на залог государственной собственности. Вполне естественно, что залог государственной собственности не может не контролироваться компетентными органами, однако отсутствие официально закрепленного перечня оснований для отказа в залоге легко может повести к слишком широкой свободе чиновничьего усмотрения, что не слишком желательно для торгового оборота. Любые изменения и дополнения к договору о залоге государственного имущества осуществляются в том же порядке, что и заключение первоначального договора.  
Законом РФ "О залоге" (ст. 17) предусматривалась обязанность залогодержателя выдать залогодателю (по его требованию) документы, подтверждающие полное или частичное исполнение обеспеченного залогом обязательства. Распоряжение предусматривает обязанность залогодателя предоставить эти документы в соответствующий комитет по управлению имуществом.  
Поскольку залогодателем может быть только собственник, то при передаче имущества в залог несобственником залоговая сделка должна быть признанна недействительной. Чтобы избежать такого неприятного последствия, залогодержателю нужно удостовериться в наличии у залогодателя права собственности на передаваемое в залог имущество. Действующее законодательство не защищает залогодержателя от требований собственника вещи, если вещь залогодержателем была принята в залог от несобственника. Таким образом, ни добросовестный залогодержатель, ни добросовестный закладодержатель не защищены действующим законодательством от недобросовестности залогодателя в случае, когда последний передаст в залог имущество, в отношении которого у него отсутствует право собственности. В силу этого залогодержателю следует всегда проявлять должную осторожность и внимание и во всех случаях заключения залоговой сделки требовать от залогодателя документы, подтверждающие его право собственности на имущество, которое предполагается передать в залог.  
Итак, интересы добросовестного залогодержателя, принявшего в залог имущество от несобственника, не могут защищаться с помощью конструкции защиты интересов добросовестного приобретателя. Прежде всего, залогодержатель (закладодержатель) не является приобретателем имущества. Он приобретает не имущество, а право искать удовлетворения из стоимости имущества, а это вполне разные вещи. Залогодержатель может являться владельцем имущества, но в этом случае его интересы будут защищаться не от собственника имущества как такового, а от лиц, незаконным образом лишающих его владения этим имуществом. Если собственник вздумает похитить свое имущество у залогодержателя, последний вправе воспользоваться своим правом истребовать имущество из чужого незаконного владения. Но добросовестность залогодержателя не может быть защитой от виндикационного иска собственника.
 

ОСОБЕННОСТИ ЗАЛОГА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

 

     Как   известно, государственным унитарным  предприятиям имущество

принадлежит    на    праве   хозяйственного   ведения.   Гражданское

законодательство   предусматривает   определенные   ограничения  (по

сравнению  с  полномочиями собственника) при распоряжении имуществом,

закрепленным  за  унитарным  предприятием  на  праве  хозяйственного

ведения. В настоящей  статье мы рассмотрим вопрос о том, как соблюсти

данные   ограничения  государственному  унитарному  предприятию  при

осуществлении сделок по залогу государственного имущества.

     Согласно  ст.315  Гражданского  кодекса РБ  (ГК) в силу залога

кредитор  по  обеспеченному  залогом обязательству (залогодержатель)

имеет  право  в  случае  неисполнения  должником  этого обязательства

получить   удовлетворение   из   стоимости   заложенного   имущества

преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит

это    имущество    (залогодателя),    за    исключением    случаев,

предусмотренных законодательными актами.

     Залогодателем  вещи может быть ее собственник  либо лицо, имеющее

на  нее право  хозяйственного ведения (п.2 ст.316 ГК). Таким образом,

из  сферы  залога исключается имущество, закрепленное за учреждением

на праве оперативного управления.

     Если  права  собственника  по  передаче  имущества  в  залог не

ограничены  волеизъявлением каких-либо иных лиц (п.2 ст.210 ГК), то

полномочия  субъекта права хозяйственного ведения по данному вопросу

непосредственно связаны с решением собственника имущества.

     Пункт  2  ст.316 ГК презюмирует, что лицо, за которым имущество

закреплено  на  праве хозяйственного ведения, может  передавать его в

залог  лишь  с  согласия  собственника,  если  иное не предусмотрено

Информация о работе Государственный залог