Цели, задачи и особенности составления бизнес-плана предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которых во всем мире принято начинать любое коммерческое мероприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность.

Работа содержит 1 файл

Технология бизнес-планирования.docx

— 167.65 Кб (Скачать)

Введение 

    Как начать свой бизнес? Какой вид деятельности выбрать? Какой бизнес-идее отдать предпочтение, чтобы добиться успеха? Какие шаги следует предпринять на начальном  этапе? Ответы на эти вопросы интересуют всех начинающих предпринимателей. Любой  человек, предпринимающий первые шаги в бизнесе, надеется добиться успеха. Если предприниматели со стажем хорошо знают, что успешными становятся не более 50 % новых проектов, то новички самонадеянно полагают, что именно их бизнес-идея принесет им успех и сопутствующее ему материальное благополучие.

    Решив заняться бизнесом, предприниматель  должен тщательно спланировать его  организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которых во всем мире принято  начинать любое коммерческое мероприятие. В условиях рынка подобные планы  необходимы всем: банкирам и потенциальным  инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана  вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность  неудачи будет слишком велика.

    Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно  изучить каждый элемент предполагаемого  рискового рыночного занятия. Наверняка  в этом процессе обнаружится множество  слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять  решение об отказе от предприятия  еще до того, как в него будут вкладываться средства.

    В рыночной экономике и для действующих  фирм бизнес-план является рабочим  инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана  способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Предприниматели  часто задают вопрос: «А нужен ли вообще такой бизнес-план? Ведь мы хотим  заработать деньги, а не учиться  писать бизнес-планы!» К сожалению, постановка такого вопроса – это  грустная правда об отношении многих отечественных предпринимателей к  бизнес-планированию. Трудно сразу  переубедить таких скептиков, которые  не очень охотно хотят заниматься планированием своей будущей  деятельности. И, все же, это необходимо. Многие компании и индивидуальные предприниматели  смогли бы избежать краха и достаточно успешно реализовать свои бизнес-идеи, сделав свой бизнес процветающим, пойми  они вовремя необходимость планирования. Для этого им не хватило «всего чуть-чуть», а именно – специальных  знаний и навыков.

Цели, задачи и особенности составления бизнес – плана 

    Предпринимательская деятельность в достаточно большой  степени представляет собой творческий процесс, требующий целого набора специфических  качеств. К сожалению, далеко не все  предприниматели обладают полным набором  подобных способностей. Особенно это  характерно для отечественной бизнес-среды, большую часть которой составляют люди, для которых занятие бизнесом стало не свободным осмысленным  выбором, а вынужденной мерой. Тем  более важным инструментом становится бизнес-план, позволяющий на проверенной  основе спрогнозировать будущее  развитие своего дела, произвести предварительные  расчеты и определить возможную  прибыльность нового бизнес-проекта.

    Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы или для создания новых сфер бизнеса. Основная цель разработки бизнес-плана – подробно описать предполагаемую деятельность компании на планируемый период, связанную с разработкой новых товаров и услуг (открытием новых направлений бизнеса, финансовым оздоровлением и пр.), определить основные финансовые показатели на последующий период (3–5 лет) с учетом уровня спроса целевого рынка, произвести оценку имеющихся ресурсов и определить потребности в дополнительном внешнем финансировании.

    Однако  эта цель не единственная. В качестве других, не менее важных, целей разработки бизнес-плана можно назвать:

    1) оценка степени жизнеспособности бизнес-идеи;

    2) снижение риска открытия нового бизнеса;

    3) привлечение интереса потенциальных инвесторов (спонсоров, кредиторов);

    4) приобретение опыта планирования, определение перспективы развития нового бизнеса. 

    Хотя  бизнес-план в целом считается  инструментом для получения финансирования (кредитов, инвестиций), он может способствовать достижению целого ряда дополнительных целей, среди которых следует  выделить:

    1) конкретизация дерева целей компании;

    2) стимулирование разработки стратегических перспектив и выработку оперативных тактических мероприятий для их достижений;

    3) разработка и внедрение системы объективной оценки результатов коммерческой деятельности;

    4) формирование дополнительного бизнес-инструментария;

    5) определение сильных и слабых сторон предлагаемого бизнеса;

    6) оценка внешних возможностей и угроз и разработка альтернативных стратегий выживания и развития.

    Кроме этого, бизнес-план поможет решению  некоторых важных проблем компании, например: уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; доказать потенциальным инвесторам необходимость  и целесообразность реструктуризации предприятия или открытия нового; убедить акционеров или собственников  согласиться с предложенным планом развития, позволяющим достигнуть новых  более высоких количественных и качественных показателей.

    Обычно  бизнес-планы составляют для внешнего (чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам) или внутреннего (в этом случае проводится анализ всех сильных  и слабых сторон бизнеса) использования.

    Как правило, при подготовке бизнес-плана  для внутреннего использования  анализируются многие проблемы и  слабые места проекта, которые не предназначены для глаз потенциальных  инвесторов. В то же время обсуждение этих сложных вопросов и поиск  путей их решения позволит заявителям самим для себя получить реальное представление о возможных препятствиях реализации предложенного проекта  и более объективно оценить ситуацию внешней среды бизнеса. Кроме  того, эти аспекты могут интересовать будущих инвесторов при оценке целесообразности вложения финансовых средств и определения  их оптимального размера. Например, при  более тщательном анализе имеющихся  ресурсов, может оказаться, что сумма  инвестиций существенно снизится. Или  изменится график получения финансовых средств вследствие более тщательного  планирования работ, что особенно важно  при использовании кредитных  ресурсов, предполагающих выплату процентов  за использование финансовых средств.

    Кроме того, такое планирование может снизить  и сумму необходимых инвестиций, поскольку при реализации некоторых  проектов уже на первых его стадиях  возможно получение денежных средств  от продаж. В этом случае получение  инвестиционного кредита может  стать неверным стратегическим решением, поскольку компания будет вынуждена  большую часть доходов отдавать инвестору. Все варианты стратегии  развития предприятия должны быть проработаны  заранее, привлечение инвестора  окажется оправданным только в том  случае, если обе стороны согласятся с целесообразностью этого решения. В то же время бизнес-план, составленный только для внешнего пользования, часто  приукрашивает реальность, что в  дальнейшем может оказать разрушающее  воздействие в процессе его реализации. Поэтому при разработке любого варианта бизнес-плана следует, как можно более реалистично оценивать как имеющиеся ресурсы, так и рыночные перспективы. На рисунке 1 представлены цели, задачи и причины разработки бизнес-плана.

 

    Рис. 1 Цели, задачи и причины разработки бизнес-плана 

    При этом следует отметить, что бизнес-план – это динамический документ, для  достижения максимальной эффективности  бизнеса он должен систематически обновляться: в него вносятся изменения, связанные  как с переменами, происходящими  внутри фирмы, так и с изменениями  на рынке, где действует фирма, и  в экономике страны в целом. Таким  образом, бизнес-план помогает обоснованно  оценить перспективы создания и  развития своего дела и контролировать текущие бизнес-процессы.

    Несмотря  на то, что «потребителями» бизнес-плана  являются, чаще всего, внешние контрагенты (инвесторы, кредиторы, партнеры), бизнес-план можно рассматривать как важный инструмент менеджмента, предусматривающий решение стратегических и тактических задач. Это во многом обусловлено тем, что проведение организационно-управленческой и финансово-экономической оценки состояния бизнеса в процессе разработки бизнес-плана позволяет найти новые ресурсы и возможности для завоевания целевых потребителей, достижения относительной стабильности и формирования инвестиционных целей на планируемый период.

    В бизнес-плане обосновываются общие  и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор  стратегии. Существует несколько подходов к составлению бизнес-плана. Несмотря на бросающееся в глаза сходство представленных подходов, между ними существуют определенные различия, которые отчетливо видны на рис. 2 и 3. 
         
 

Рис. 2. Первый подход к составлению бизнес-плана, основанный на определении личных целей бизнесмена  

 
    Рис. 3. Второй подход к составлению бизнес-плана, основанный на принятии решений

Рис. 4. Третий подход к составлению бизнес-плана, основанный на определении приоритетного направления развития  

    На  первое место при таком подходе  ставится определение личных целей  бизнесмена, на основе чего строится бизнес, определяются его сильные и слабые стороны. На основе анализа внешней  и внутренней ситуации компании определяется перспективная цель (миссия), после  чего переходят к разработке стратегии, конкретизирующей и формирующей  дерево целей, и определяющей задачи и подзадачи. В задачи и подзадачи  включаются трудовые и финансовые ресурсы, продукция. При использовании второго  подхода на первое место ставится принятие решений. В данном случае процесс  планирования представлен на рис. 3.

    Возможно  применение подхода (рис. 4), когда основная цель планирования заключается в том, чтобы соотнести направление развития бизнеса с наиболее полным удовлетворением спроса на целевом рынке, учитывая в процессе разработки плана желаемый уровень рентабельности, ограничения внешней бизнес-среды, включающей построение эффективных взаимоотношений с потребителями, поставщиками и конкурентами. Пунктирная линия обозначает каналы обратной связи.

    Замысел плана формируется в три этапа, включающие:

    1) постановку реалистичных целей;

    2) выбор наиболее оптимальной рыночной позиции для компании (рыночной ниши);

    3) разработку комплекса мероприятий для достижения желаемых результатов.

    В процессе работы над бизнес-планом следует учитывать тот факт, что  важное значение имеет его структура, поскольку этот документ иногда играет решающую роль в становлении нового бизнес-плана или развитии и перепрофилировании старого. Объем некоторых разделов и стиль их написания в разных бизнес-планах могут существенно  отличаться друг от друга. При этом состав разделов остается практически  неизменным.

    Бизнес-план – это не художественное произведение, поэтому  следует выбрать  наиболее традиционную структуру, которая  включает: краткое  содержание (резюме), характеристику отрасли, описание создаваемой  компании и производимых ею продуктов и  услуг, исследование и анализ рынка, планы  маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценку возможных рисков и страхование. 

    Содержание  разделов бизнес-плана может изменяться в зависимости от вида бизнеса, например, при составлении плана для  получения инвестиционных ресурсов необходимо уделить внимание именно тем аспектам, которые могут в  большей мере произвести благоприятное  впечатление на потенциальных инвесторов, вызвать их интерес (например, сделать  акцент на прибыльности и точности представленных финансовых расчетов). В то же время следует учитывать, что работа с частными инвесторами  гораздо более сложная, чем с  банковскими организациями, предоставляющими кредитные ресурсы. Предприниматели  острее чувствуют все возможные  трудности на пути реализации проекта, и больше рискуют потерять вложенные  средства. Банковские организации больше внимания уделяют чисто формальной стороне (например, четкому описанию основных бизнес-процессов).

Информация о работе Цели, задачи и особенности составления бизнес-плана предприятия