Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:58, контрольная работа
Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которых во всем мире принято начинать любое коммерческое мероприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность.
Введение
Как начать свой бизнес? Какой вид деятельности выбрать? Какой бизнес-идее отдать предпочтение, чтобы добиться успеха? Какие шаги следует предпринять на начальном этапе? Ответы на эти вопросы интересуют всех начинающих предпринимателей. Любой человек, предпринимающий первые шаги в бизнесе, надеется добиться успеха. Если предприниматели со стажем хорошо знают, что успешными становятся не более 50 % новых проектов, то новички самонадеянно полагают, что именно их бизнес-идея принесет им успех и сопутствующее ему материальное благополучие.
Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которых во всем мире принято начинать любое коммерческое мероприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.
Бизнес-план
побуждает предпринимателя
В
рыночной экономике и для действующих
фирм бизнес-план является рабочим
инструментом, используемым во всех сферах
предпринимательства. Многие бизнесмены
его недооценивают. Они не представляют,
насколько наличие хорошего бизнес-плана
способно помочь новому бизнесу добыть
капитал, определить планы на будущее,
составить аналитические
Цели,
задачи и особенности
составления бизнес
– плана
Предпринимательская
деятельность в достаточно большой
степени представляет собой творческий
процесс, требующий целого набора специфических
качеств. К сожалению, далеко не все
предприниматели обладают полным набором
подобных способностей. Особенно это
характерно для отечественной бизнес-
Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы или для создания новых сфер бизнеса. Основная цель разработки бизнес-плана – подробно описать предполагаемую деятельность компании на планируемый период, связанную с разработкой новых товаров и услуг (открытием новых направлений бизнеса, финансовым оздоровлением и пр.), определить основные финансовые показатели на последующий период (3–5 лет) с учетом уровня спроса целевого рынка, произвести оценку имеющихся ресурсов и определить потребности в дополнительном внешнем финансировании.
Однако эта цель не единственная. В качестве других, не менее важных, целей разработки бизнес-плана можно назвать:
1) оценка степени жизнеспособности бизнес-идеи;
2) снижение риска открытия нового бизнеса;
3) привлечение интереса потенциальных инвесторов (спонсоров, кредиторов);
4) приобретение
опыта планирования, определение перспективы
развития нового бизнеса.
Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения финансирования (кредитов, инвестиций), он может способствовать достижению целого ряда дополнительных целей, среди которых следует выделить:
1) конкретизация дерева целей компании;
2) стимулирование разработки стратегических перспектив и выработку оперативных тактических мероприятий для их достижений;
3) разработка и внедрение системы объективной оценки результатов коммерческой деятельности;
4) формирование дополнительного бизнес-инструментария;
5) определение сильных и слабых сторон предлагаемого бизнеса;
6) оценка внешних возможностей и угроз и разработка альтернативных стратегий выживания и развития.
Кроме этого, бизнес-план поможет решению некоторых важных проблем компании, например: уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; доказать потенциальным инвесторам необходимость и целесообразность реструктуризации предприятия или открытия нового; убедить акционеров или собственников согласиться с предложенным планом развития, позволяющим достигнуть новых более высоких количественных и качественных показателей.
Обычно бизнес-планы составляют для внешнего (чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам) или внутреннего (в этом случае проводится анализ всех сильных и слабых сторон бизнеса) использования.
Как
правило, при подготовке бизнес-плана
для внутреннего использования
анализируются многие проблемы и
слабые места проекта, которые не
предназначены для глаз потенциальных
инвесторов. В то же время обсуждение
этих сложных вопросов и поиск
путей их решения позволит заявителям
самим для себя получить реальное
представление о возможных
Кроме
того, такое планирование может снизить
и сумму необходимых
Рис.
1 Цели, задачи и причины
разработки бизнес-плана
При этом следует отметить, что бизнес-план – это динамический документ, для достижения максимальной эффективности бизнеса он должен систематически обновляться: в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике страны в целом. Таким образом, бизнес-план помогает обоснованно оценить перспективы создания и развития своего дела и контролировать текущие бизнес-процессы.
Несмотря
на то, что «потребителями» бизнес-
В
бизнес-плане обосновываются общие
и специфические элементы функционирования
предприятия в условиях рынка, выбор
стратегии. Существует несколько подходов
к составлению бизнес-плана. Несмотря на бросающееся
в глаза сходство представленных подходов,
между ними существуют определенные различия,
которые отчетливо видны на рис. 2 и 3.
Рис. 2. Первый подход к составлению бизнес-плана, основанный на определении личных целей бизнесмена
Рис. 3. Второй подход
к составлению бизнес-плана,
основанный на принятии
решений
Рис. 4.
Третий подход к составлению
бизнес-плана, основанный
на определении приоритетного
направления развития
На первое место при таком подходе ставится определение личных целей бизнесмена, на основе чего строится бизнес, определяются его сильные и слабые стороны. На основе анализа внешней и внутренней ситуации компании определяется перспективная цель (миссия), после чего переходят к разработке стратегии, конкретизирующей и формирующей дерево целей, и определяющей задачи и подзадачи. В задачи и подзадачи включаются трудовые и финансовые ресурсы, продукция. При использовании второго подхода на первое место ставится принятие решений. В данном случае процесс планирования представлен на рис. 3.
Возможно применение подхода (рис. 4), когда основная цель планирования заключается в том, чтобы соотнести направление развития бизнеса с наиболее полным удовлетворением спроса на целевом рынке, учитывая в процессе разработки плана желаемый уровень рентабельности, ограничения внешней бизнес-среды, включающей построение эффективных взаимоотношений с потребителями, поставщиками и конкурентами. Пунктирная линия обозначает каналы обратной связи.
Замысел плана формируется в три этапа, включающие:
1) постановку реалистичных целей;
2) выбор наиболее оптимальной рыночной позиции для компании (рыночной ниши);
3) разработку комплекса мероприятий для достижения желаемых результатов.
В процессе работы над бизнес-планом следует учитывать тот факт, что важное значение имеет его структура, поскольку этот документ иногда играет решающую роль в становлении нового бизнес-плана или развитии и перепрофилировании старого. Объем некоторых разделов и стиль их написания в разных бизнес-планах могут существенно отличаться друг от друга. При этом состав разделов остается практически неизменным.
Бизнес-план – это не художественное произведение, поэтому следует выбрать наиболее традиционную структуру, которая включает: краткое содержание (резюме), характеристику отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценку возможных рисков и страхование.
Содержание разделов бизнес-плана может изменяться в зависимости от вида бизнеса, например, при составлении плана для получения инвестиционных ресурсов необходимо уделить внимание именно тем аспектам, которые могут в большей мере произвести благоприятное впечатление на потенциальных инвесторов, вызвать их интерес (например, сделать акцент на прибыльности и точности представленных финансовых расчетов). В то же время следует учитывать, что работа с частными инвесторами гораздо более сложная, чем с банковскими организациями, предоставляющими кредитные ресурсы. Предприниматели острее чувствуют все возможные трудности на пути реализации проекта, и больше рискуют потерять вложенные средства. Банковские организации больше внимания уделяют чисто формальной стороне (например, четкому описанию основных бизнес-процессов).
Информация о работе Цели, задачи и особенности составления бизнес-плана предприятия