Бизнес-планирование: сущность и область применения. Характеристика основных разделов бизнес-плана предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 03:50, контрольная работа

Описание работы

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 72.75 Кб (Скачать)

Эксперименты могут проводиться  не только на реальных объектах, но и  на искусственных моделях. При анализе  рынка наиболее часто используется экономико-математическое моделирование, которое позволяет создать такие  аналоги изучаемых объектов, в  которых отражены все важнейшие  их свойства и опущены второстепенные, несущественные с точки зрения эксперимента свойства.

В процессе подготовки данного  раздела бизнес-плана даются ответы на вопросы о том, кто, почему, сколько  и когда будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и  вообще в течение ближайших 2, 3 и  более лет. В этом разделе перечисляются  все имеющиеся заказы на продукцию. Помимо всего прочего, здесь:

1) анализируется то, как  быстро продукция (услуги) утвердится  на рынке, обосновываются возможности  дальнейшего его расширения;

2) оцениваются основные  факторы, влияющие на расширение  рынка (например, тенденции развития  отрасли, региона, социально-экономическая  региональная и федеральная политика, создание конкуренции и т. д.);

3) отслеживаются и оцениваются  основные конкуренты. Выделяются  и анализируются сильные и  слабые стороны конкурента и  самого составителя бизнес-плана,  конкурентоспособность производимых  товаров, услуг;

4) основываясь на оценке  преимуществ производимых товаров, услуг, определяется возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

План маркетинга. Маркетинг – это система организации  деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров  и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью  получения высокой прибыли.

Главное в маркетинге –  двойной и взаимодополняющий  подход. С одной стороны, это то, что вся деятельность компании, в  том числе формирование ее программ производства, научно-технические исследования, капиталовложения, финансовые средства и рабочая сила, а также программы сбыта, технического обслуживания и другие должны основываться на глубоких и достоверных знаниях потребительского спроса и его изменений. Необходимо выявление неудовлетворенных запросов покупателя, с тем чтобы ориентировать производство на их обеспечение. С другой стороны, важно активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов  производства на требования и пожелания  потребителей.

Для решения сложного комплекса  задач создания товара и его движения к потребителю маркетинг должен выполнять следующие функции: аналитическую, производственную и сбытовую.

Аналитическая функция включает в себя изучение:

1) потребителей;

2) конкурентов;

3) товаров;

4) цен;

5) товародвижения и продаж;

6) системы стимулирования  сбыта и рекламы;

7) внутренней среды предприятия.

В рамках производственной функции:

1) организация производства  новых товаров, разработка более  совершенных технологий;

2) обеспечение материально-технического  снабжения;

3) управление качеством  и конкурентоспособностью готовой  продукции.

В сбытовую функцию (функцию продаж) входя:

1) организация системы  товародвижения;

2) организация сервиса;

3) организация системы  формирования спроса и стимулирования  сбыта;

4) проведение целенаправленной  товарной политики;

5) проведение ценовой  политики.

Огромное значение в маркетинге имеет и функция управления и контроля, которая подразумевает:

1) организацию стратегического  и оперативного планирования  на предприятии;

2) информационное обеспечение  управления коллективом;

3) организацию системы  коммуникаций на предприятии;

4) организацию контроля  маркетинга (обратные связи, ситуационный  анализ).

Аналитическая функция представляет собой систему маркетинговых  исследований, которые решают следующие  задачи: систематический сбор, регистрацию  и анализ данных по проблемам, относящимся  к маркетингу. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений  по всем аспектам маркетинговой деятельности.

Данные исследования и  решения, принимаемые на их основании, находят свое отражение в соответствующем  разделе бизнес-плана – «План  маркетинга». В этом разделе объясняются  основные элементы плана в части  товаров, рынков, развития различных  производств. Этот раздел содержит информацию о том:

1) какая стратегия маркетинга  принята на фирме;

2) как будет реализовываться  товар – через собственные  фирменные магазины или через  оптовые торговые организации;

3) как будут определяться  цены на товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать;

4) как предполагается  добиваться роста объема продаж  – за счет расширения района  сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;

5) как будет организована  служба сервиса и сколько на  это понадобится средств;

6) как предполагается  добиваться хорошей репутации  товаров и самой фирмы в  глазах общественности.

Таким образом, этот раздел включает такие пункты, как:

1) цели и стратегии  маркетинга;

2) ценообразование;

3) схема распространения  товаров;

4) методы стимулирования  продаж;

5) организация послепродажного  обслуживания клиентов;

6) реклама;

7) формирование общественного  мнения о фирме и товарах;

8) бюджет маркетинга;

9) контроллинг маркетинга.

Производственный  план. Этот раздел бизнес-плана готовится  только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность  в долгосрочных активах, оборотных  средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».

В зависимости от вида бизнеса  в плане производства дается краткое  описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или  оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта  выпускаемой продукции и проектируемых  производственных мощностей предприятия.

Разработчики бизнес-плана  в этом разделе должны показать, что предприятие реально может  производить необходимое количество продукции в нужные сроки и  с требуемым качеством.

Структура данного раздела может иметь следующий вид:

1) технология производства;

2) производственное кооперирование;

3) контроль производственного  процесса;

4) система охраны окружающей  среды;

5) производственная программа;

6) производственные мощности  и их развитие;

7) потребность в долгосрочных  активах;

8) потребность в оборотных  средствах;

9) прогноз затрат.

Организационный план.

Данный раздел бизнес-плана посвящается системе  управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь  следующий вид:

1) организационная структура;

2) ключевой управленческий  персонал;

3) профессиональные советники  и услуги;

4) персонал;

5) кадровая политика фирмы;

6) календарный план;

7) план социального развития;

8) правовое обеспечение  деятельности фирмы.

Организационная структура  представляет собой способ и форму  объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально  фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях  персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных  инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют  количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности  по вертикали и горизонтали структуры  системы управления.

Организационные структуры, используемые в промышленности, зависят  от множества факторов – размеров предприятия, объемов фондов, численности  занятых, принципа работы, структуры  рынка и т. д.

В бизнес-плане приводятся данные:

1) о производственно-технологической  структуре предприятия;

2) о функциях ключевых  подразделений;

3) о составе дочерних  фирм и филиалов, их организационных  взаимосвязях с головной фирмой;

4) об организационной  структуре управления;

5) об организации координирования  взаимодействия служб и подразделений  фирмы;

6) об автоматизации системы  управления.

Дается оценка соответствия организационной структуры целям  и стратегиям предприятия.

Финансовый план.

Этот раздел также  является одной из важнейших вех в структуре бизнес-плана. Необходимо подробно описать планирование финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств. В этом разделе необходимо разработать пакет финансово-отчетных документов:

— оперативный  план (отчет). Он отражает взаимодействие фирмы и целевых рынков по каждому конкретному товару;

— смету (отчет) доходов  и расходов. Эта смета поможет определить ожидаемую прибыль и вычислить предполагаемые расходы от продажи каждого товара;

— отследить (отчет) движения денежных средств. Приходы  и расходы в процессе деятельности фирмы;

— балансовый отчет (план). Итог экономической деятельности и финансовой деятельности фирмы за отдельно взятый период.

Обычно используются временные  отрезки длиною от месяца до года.

Оценка и страхование  риска.

Этот раздел следует составить  хотя бы для внутреннего использования. Всегда надо помнить о возникновении рисков. Ни один бизнес-план не станет стопроцентной гарантией успеха, если не воспринять его как указание к действию.

Поэтому отдельной графой стоит озвучить возможные риски, как-то непредвиденные расходы, перемены на рынке сбыта, потеря части ресурсов или проблемы с производством. В противовес этим преградам заранее продумать противоядие, как минимум, приблизительное. Заранее составленные прогнозы, пусть и неблагоприятные, которые так и не сбудутся, предостерегут от многих ошибок и помогут вовремя сориентироваться в кризисной ситуации, выбрав лучшие пути решения возникших проблем.

Качественный и количественный анализ рисков необходимо производить исключительно в интересах предприятия. Начинать следует с озвучивания причин и источников рисков.

Риски делятся на:

— хозяйственные;

— спровоцированные природными явлениями;

— спровоцированные человеческим фактором.

Финансовый риск застрагивает сферу отношений с кредитодателями и инвесторами.

Коммерческий риск — находится в сфере реализации товаров и услуг.

Производственный риск –  связан с производством.

Не менее значимой частью бизнес-плана является приложение. Здесь описываются особенности  будущего бизнеса или уже существующего, проявившиеся в подотчетный период и не выявленные ранее. Сюда же прилагаются копии необходимых документов по предприятию, такие как договора, сертификаты, регистрационные свидетельства и прочее.

Таким образом, в данном параграфе  исследования мы кратко ознакомились с каждым из пунктов структуры бизнес-плана. В заключении осталось напомнить, что этот документ является конфиденциальным, ведь помимо расчетов в нем заложена интеллектуальная собственность предпринимателя – креативные идеи, маркетинговые наработки и многое другое.

    

 

 Задача 39. Определить по предприятию на планируемый период сумму дохода от реализации продукции и темп ее изменения  по сравнению с отчетным периодом.

   На планируемый период предусмотрено получение прибыли в сумме 215 тыс. р. При обосновании затрат было учтено следующее: расходы на заработную плату составят (вместе с отчислениями на социальные нужды) 412,5 тыс. р.; амортизация основных средств – 41,5 тыс. р.; материальные затраты – 525 тыс. р., прочие затраты – 18,5% от общей суммы затрат.

  В отчетном периоде было реализовано продукции на 120 тыс. р.

      Решение:

Сумма дохода от реализации продукции складывается из прибыли  и затрат:

Д = З+П

Затраты определяются по формуле:

З = Рзп + А + Мз + Пз,

  где Рзп - расходы на заработную плату вместе с отчислениями на социальные нужды;

А - амортизация основных средств;

Мз - материальные затраты;

Пз - прочие затраты.

В нашем случае:

Рзп + А + Мз = 412,5+ 41,5 + 525= 979 тыс. руб.

Составим  пропорцию, исходя из того, что прочие затраты равны 18,5% от общей суммы  затрат:

979 = 81,5%

Пз = 18,5%

Пз = (979*18,5)/81,5 = 222,23 тыс. руб.

Отсюда Пз = 222,23 тыс. руб.

Тогда Д = 979 + 222,23 +215 = 1416,23 тыс. руб.

Таким образом, на планируемый период доход составит 1416,23 тыс. руб.

Определим темп изменения  дохода по сравнению с отчетным периодом:

Тизм = 1416,23/120*100% = 11,8%

     Вывод: Планируемый период доход составит 1416,23 тыс. руб., темп изменения дохода по сравнению с отчетным периодом 11,8%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Задача 56. Обосновать на планируемый месяц комбинацию затрат ручного и машинного труда по предприятию для достижения запланированного объема производства.

Информация о работе Бизнес-планирование: сущность и область применения. Характеристика основных разделов бизнес-плана предприятия