Бизнес-планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:56, реферат

Описание работы

В странах с развитой рыночной экономикой в 60-70-е гг. XX получила развитие теория стратегического планирования. Это явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.
Каждое предприятие определяет цели своей хозяйственно-производственной деятельности. Цели подразделяются на глобальные и локальные.

Содержание

1. Глобальные и локальные цели планирования на предприятии……………3
2. Внутренняя и внешняя среда предприятия……………………………….....5
3. Типы бизнес-планов…………………………………………………………..12
4. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии………….16

Работа содержит 1 файл

Бизнес-планирование на предприятии.docx

— 36.15 Кб (Скачать)

Министерство  образования 

Государственное образовательное учреждение начального

профессионального образования

 

Профессиональный  лицей №36

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Бизнес-планирование на предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил: уч-ся гр.№5

                                                                                    Комраков Дмитрий

                                                                                    Проверил: Андреев А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Кстово

2011

 

Содержание:

1. Глобальные и локальные цели  планирования на предприятии……………3

2. Внутренняя и внешняя среда  предприятия……………………………….....5

3. Типы бизнес-планов…………………………………………………………..12

4. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Глобальные и локальные цели  планирования

 

В странах  с развитой рыночной экономикой в 60-70-е  гг. XX получила развитие теория стратегического планирования. Это явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.

Каждое  предприятие определяет цели своей  хозяйственно-производственной деятельности. Цели подразделяются на глобальные и локальные.

Глобальные  – это общие цели предприятия, которые являются фундаментом, основой  его деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели – это  долговременные цели.

В ряде учебных  пособий ошибочно отмечалась целесообразность выработки единой стратегии. В определенной мере это оправдывалось условиями  плановой экономики, когда гарантированы  были цены, сбыт продукции, сроки поставки, поставщики и потребители. В условиях рынка условия работы предприятия  «переменные», мало предсказуемые, и  целесообразно придерживаться в  хозяйственной деятельности аксиомы  рыночной экономики: многовариантность стратегий развития предприятия с учетом изменения внутренней и внешней среды.

Локальные цели – это совокупность взаимодополняющих  друг друга целей, реализация которых  направлена на достижение глобальных целей.

Сочетание глобальных и локальных целей  является основой стратегического  планирования.

Новые рыночные отношения в России рождают новые, соответствующие внешним условиям, стратегии.

В условиях плановой экономики действовала  стратегия концентрации производства. Эта стратегия полностью соответствовала  общественной собственности на средства производства, малые предприятия  объединялись, рабочие места создавались  на крупных и средних предприятиях.

В условиях рыночной экономики, основанной на частной  собственности, в условиях экономического кризиса в России действует в  настоящее время другая стратегия  – стратегия диверсификации производства.

В условиях сегодняшней экономической ситуации в стране имеют место:

1) диверсификация  денежных капиталов, т. е. распределение  их между различными объектами  вложений, с целью снижения риска возникновения потерь капитала или доходов от него;

2) диверсификация  горизонтальная – расширение  ассортимента за счет новых  товаров-аналогов для повышения  интереса к товару;

3) диверсификация  концентрическая – стратегия  выпуска новых товаров в дополнение  к существующим;

4) диверсификация  валютных резервов, т. е. распределение  их между различными свободно  конвертируемыми валютами;

5) диверсификация  экспорта – распределение экспортных  ресурсов страны между большим  числом стран-потребителей;

6) диверсификация  рабочих мест, т. е. поощрение  малых предприятий, где создаются  рабочие места.

Еще в 1926 г. была открыта экономическая закономерность: удвоение объемов производства снижает  затраты на 20%, а следовательно, имеет  место рост эффективности производства.

Современные исследования показывают, что вновь  создаваемые малые предприятия  выживают в конкурентной борьбе в  том случае, когда имеет место  ежегодное увеличение производства и продаж в 2 раза. Казалось бы, главная  стратегия предприятия – рост объема производства. Однако в практике работы сегодняшнего предприятия чаще имеет место сокращение производства, и надо искать другую стратегию.

Разработка  любой стратегии должна учитывать  взаимное влияние факторов внутренней и внешней среды.

 

 

2. Внутренняя и внешняя среда  предприятия

 

Экономисты  выделяют узкий и расширенный  варианты факторов внутренней среды, определяющих ту или иную стратегию предприятия, и от этого зависит уровень  точности стратегии.

Первый  фактор – персонал. Эффективность  работы предприятия во многом зависит  от уровня квалификации кадров, стажа  их работы по избранной специальности, возраста, профессиональной подготовки, а также от принятой системы материального  стимулирования работников.

От предприятия  требуется проведение сбалансированной кадровой политики, включающей в себя все элементы управления персоналом предприятия. Необходимо помнить рыночную аксиому: предприятие может иметь  высокую технологию, качественные материальные ресурсы, значительные финансовые ресурсы, но если на предприятии управленческий персонал имеет низкую квалификацию, то предприятие все равно станет банкротом.

В системе  многоуровнего управленческого маркетинга должна быть разработана стратегия карьерной лестницы административно-управленческого персонала, по которой каждый работник продвигается благодаря своему труду, своему умению, дисциплине.

Второй  фактор – техника и технология. Это комплексный фактор, включающий в себя оборудование, транспортные средства, инструмент, технологию. Данный фактор, а вернее, группа факторов, находятся  в зависимости от уровня НТП, направления  специализации предприятия, потребностей рынка.

Третий, наиболее подвижный фактор – материальные ресурсы. На предприятии очень быстро расширяется и изменяется состав материальных ресурсов за счет внедрения  новых, прежде всего искусственных  материалов, которые заменяют традиционные (металл, дерево). Изменяется состав материальных ресурсов, расширяется ассортимент  за счет изменения технологии, а также в результате изменения уровня кооперирования поставок, когда материалы, сырье заменяются поставками полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Четвертый фактор – научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Этот фактор имеет ограниченное применение, так как далеко не все  предприятия проводят научные исследования. Фактор НИОКР очень важен для  предприятия-лидера в отрасли. В  этом случае стратегия предприятия  предусматривает постоянное совершенствование  конструкции выпускаемой продукции, а следовательно, выделение определенных финансовых ресурсов на развитие НИОКР.

Пятый фактор – менеджмент. Налаживание эффективной  деятельности предприятия на ближайшую  и дальнюю перспективу – главное в менеджменте. Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает: использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; привлечение всех сотрудников предприятия к управлению им; осуществление управления на основе предвиденья изменений, гибких решений; проведение глубокого экономического анализа экономической ситуации в стране, на предприятии и на этой основе разумно рисковать.

Шестой  фактор – маркетинг. В современных  условиях жизненный цикл продукции  становится все короче. От предприятия  требуется гораздо большая гибкость и динамичность, что достигается маркетингом. Маркетинг дает ответы на многие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности предприятия.

Следует учитывать, что некоторые факторы  внутренней среды могут оказывать  как прямое воздействие на конкретные результаты деятельности предприятия, так и косвенное влияние на другие факторы внутренней среды. Так, изменение спроса на отдельные товары ведет к необходимости разработки и освоению производства новых видов  товаров, что влечет за собой изменение в структуре используемых материальных ресурсов, а также потребует дополнительного обучения кадров.

В стратегическом планировании выделяют макрофакторы и микрофакторы внешней среды. Такое разделение необходимо для более эффективного управления предприятием.

К макрофакторам внешней среды как факторам прямого воздействия относят:

- поставщиков  материальных ресурсов;

- поставщиков  техники и технологий;

- поставщиков  кадров предприятия;

- поставщиков  финансовых ресурсов;

- государственные  органы управления (федеральные,  местные);

- конкурентов;

- потребителей  продукции;

- торговые  предприятия.

Наиболее  важным является фактор «поставщики  материальных ресурсов». Значение его  характеризуется тем, что на предприятии  удельный вес материальных ресурсов в производственной себестоимости  составляет 60-80 % и выше. Значимость влияния этого фактора на выбор  стратегии предприятия определяется еще и тем, что после распада  СССР многие российские предприятия  лишились стратегических поставщиков.

«Поставщики техники и технологий» - это фактор для предприятия стратегический, так как постоянное техническое  перевооружение производства – важнейшее  условие повышения качества выпускаемой  продукции, обновление ассортимента, что  очень необходимо для удерживания, а тем более завоевания рынка  товаров.

Фактор  «поставщики кадров предприятия». Сформировать высококвалифицированный производственный коллектив можно по объявлению, предлагая  выгодные условия, можно воспользоваться  услугами службы занятости или специализированных компаний. Стратегия в этом направлении должна соответствовать возможностям предприятия.

Фактор  «поставщики финансовых ресурсов». При разработке стратегического  плана следует учитывать, что  существует различие в системе возврата инвестиционного кредита и кредита  для пополнения оборотных средств предприятия. Поставщиками финансовых ресурсов могут быть: государственные фонды, фонды поддержки малого бизнеса, лизинговые компании, коммерческие банки, юридические и физические лица, страховые компании, пенсионные фонды и др. Выбор стратегического поставщика финансовых ресурсов особенно важен в условиях экономического кризиса, неустойчивости финансово-кредитной системы.

Факторы «государственные органы управления (федеральные  и местные)». Федеральная и местная  политика налогообложения предприятий  или политика предоставления налоговых  льгот непосредственно влияет на стратегию.

Фактор  «конкуренты». Конкурентоспособность  предприятия характеризуется рядом  факторов. Это, в основном, все экономические  условия процесса воспроизводства. Действия их, часто разнонаправленные, учесть очень сложно. Можно рассматривать  в качестве ключевых факторов успеха на рынке:

- финансовое  положение предприятия;

- наличие  передовой технологии;

- наличие  сбытовой сети и опытных кадров (сбытовиков);

- качество  технического обслуживания;

- возможность  кредитования своего развития;

- действенность  рекламы и системы связей с  общественностью.

При выборе стратегии надо иметь максимум доступной  информации о фирме конкурента по вышеперечисленным факторам успеха, конечно, не нарушая норм делового поведения, законов.

Значение  фактора «потребители продукции» в  том, что продукция-новинка, появляясь  на рынке товаров, часто сталкивается с неподготовленным покупателем.

Товар перед  началом серийного производства должен проходить пробную продажу  на выбранных рынках. Этот этап обязателен в случае предназначения товара для  индивидуального потребителя и  желателен в случае товара производственного  назначения. Цель пробной продажи  – получение информации о коммерческом успехе товара, т. е. о возможности  получения значительной прибыли.

Предприятия могут проводить по отношению  к потребителям продукции три  вида товарной политики:

- концентрическую, когда предлагаются новые товары, которые в технологическом и рыночных отношениях были бы похожи на уже имеющиеся товары и привлекали бы новых потребителей продукции;

- горизонтальную, когда предполагаемый товар является как бы продолжением выпускаемого и рассчитан на уже сформировавшийся круг потребителей;

- конгломератную, когда предлагаемый новый товар, никак не связанный с товарами, предлагавшимися на рынке, а поэтому требуется разработка существенной концепции продвижения товара к потребителям.

Фактор  «торговые предприятия» является завершающим  каналом распределения товаров. Особая важность торговых предприятий  в том, что здесь совершается  прямая продажа товаров, здесь подводится итог производственной и коммерческой деятельности предприятия-производителя. Важно выбрать оптимальные формы  продажи разных товаров: оптовые  или розничные торговые предприятия, ярмарки, выставки-продажи и др.

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии