Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:07, курсовая работа
Промышленность строительных материалов России в настоящее время — это 10,4 тыс. предприятий промышленности строительных материалов.
Промышленность строительных материалов является одной из ведущих отраслей Белгородской области. Ярким представителем отрасли является ОАО «Завод ЖБК-1» - один из крупнейших производителей современных строительных материалов с использованием новейших мировых технологий. Предприятие уверенно входит в число признанных лидеров строительного комплекса России.
Ведение………………………………………………………………………..……….3
1. Краткая характеристика предприятия………………………………….….…….5
2. Рынок и конкуренция…………………………………………………….………15
2.1 Краткая характеристика продукта………………………………………….15
2.2 Описание отрасли и перспектив ее развития……………….…….……….16
2.3 Характеристика рынка………………………………………….……………23
2.4 Конкуренция…………………………………………………….……………25
2.5 SWOT – анализ……………………………………………..…………………26
3. План маркетинга……………………………………………….…………………32
4. Анализ производственно- хозяйственной и финансовой деятельности ОАО «ЖБК-1»…………………………………………………………………………...36
4.2 Анализ производственного плана……………………….……………………..36
4.2.1 Выполнение производственной программы………………………………..36
4.2.2 Наличие и движение основных средств……………………………………..37
4.2.3 Обеспеченность оборотными средствами…………………………………..41
4.2.4 Использование материальных ресурсов…………………………………….45
4.2.5 Использование трудовых ресурсов…………………………………………..45
4.2.6 Формирование и использования формы оплаты труда……………………47
4.2.7 Себестоимость…………………………………………………………………49
4.3 Анализ финансового состояния предприятия…………………….………….50
4.3.1 Анализ бухгалтерской отчетности………………………………………….50
4.3.2 Расчет и анализ финансовых показателей………………………………….55
5. Экономико-математическая модель…………………………………………….61
6. План повышения экономической эффективности производства………..…..64
7. Производственный план………………………………………………..……….66
7.1 Планирование производственной программы……………….……..………..66
7.2 Планирование расходов организации……………………………..………….67
8. Оценка рисков и страхования……………………………………….………….69
9. Финансовый план…………………………………………………..…………….73
Заключение………………………………………………………….……….………77
Библиографический список………………………………………
Предприятие является лидером по объёмам продаж среди организаций аналогичного профиля, несмотря на то, что цены на продукцию ОАО «Завод ЖБК-1» не относятся к самым низким. Это достигнуто благодаря неценовым методам конкуренции, которые применяет завод в борьбе за потребителя: высокое качество продукции, возможность приобретения товаров мелкооптовыми партиями, осуществление погрузки работниками предприятия, доставка продукции транспортными средствами производителя в удобное покупателю время, широкий ассортимент продукции, быстрота оформления документов, бесплатное складирование, широкое использование рекламы своей продукции и связей с общественностью. Также предприятие использует систему скидок для постоянных клиентов при условии поступления платежа вперед или параллельно отгрузке продукции.
Таблица 2.4.2.
Собственные позиции предприятия
Успехи | Неудачи |
1. предприятие заслужило 2. достигло высокого уровня автоматизации и механизации; 3. добилось стабильного финансового положения; 4. расширило производство; 5. наладило новые каналы сбыта; 6. внедрило новые технологии. | 1. слабое привлечение финансов со стороны инвесторов; 2. трудности с получением кредита. |
ОАО «ЖБК-1» занимает достаточно высокое конкурирующее положение на рынке строительных материалов, о чем говорит анализ позиций завода и сравнение их с позициями предприятий-конкурентов.
2.5. SWOT – анализ
SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия.
Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации.
Согласно системному подходу к науке управления одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на организацию в условиях рыночных отношений, является макросреда. Макроокружение создает общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него границы допустимого и недопустимого.
Влияние на развитие предприятия оказывают факторы непосредственного окружения, к которым относятся конкуренты, потребители, поставщики и контактные аудитории.
Таблица 2.5.1
Факторы непосредственного окружения
Фактор | Возможности | Угрозы |
1 | 2 | 3 |
Конкуренты | Повышение имиджа предприятия и проявление уважения со стороны потребителей. Повышение качества продукции. Производство и продвижение нового товара. | Уменьшение доли рынка предприятия. Сокращение объемов продаж. Переход части клиентов к конкурентам. Производство конкурентами товара-заменителя. |
Потребители | Расширение ассортимента предлагаемой продукции и повышение ее качества. Предоставление скидок постоянным клиентам. Привлечение новых потребителей за счет рекламных акций, выставок, ярмарок. | Непостоянство или уменьшение спроса на продукцию предприятия. Отказ от покупки товара в пользу конкурента. Распространение информации, неблагоприятно влияющей на имидж предприятия. |
Поставщики | Подписание долгосрочных контрактов для укрепления отношений с поставщиками (сырье, финансы, кадры). Получение высококачественного сырья. Предоставление скидок при доставке сырья. Получение кредита. Возможность быть информированным о состоянии рынка и конкурентов. | Срыв поставок или несвоевременная поставка сырья. Удорожание сырья. Неспособность предприятия выплатить кредит, большая задолженность. Обеспечение неквалифицированными и ненадежными кадрами. Получение ложной информации. |
Контактные аудитории | Привлечение клиентов через рекламу, участие в выставках, ярмарках и PR-компании. | Необходимость делиться стратегически важной информацией со студентами-практикантами областных вузов. |
Исходя из анализа таблицы, можно с уверенностью сказать, что ОАО «Завод ЖБК-1» имеет достаточно тесные связи и налаженные отношения с потребителями и поставщиками, а также, предприятие стремится повысить свой имидж, выпуская качественную продукцию.
Далее в таблице 2.5.2 приведем анализ внутренней среды.
Таблица 2.5.2
Анализ внутренней среды
Аспект среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 | 3 |
Производство | 1.Применение современной техники и технологий. 2. Производство продукции высокого качества и широкого ассортимента. 3.Использование высококачественного сырья. 4.Эффективная система контроля изготовления продукции.
| 1.Высокий уровень износа оборудования. 2.Высокая себестоимость продукции.
|
Кадры | 1.Высокий уровень квалификации управленческого состава. 2.Высокий уровень работников с многолетним стажем работы. 3.Привлечение молодых специалистов. 4.Обучение работников в собственных учебных центрах. 5.Высокая сплоченность коллектива. | 1.Возникновение конфликтов и недовольств по поводу заработной платы. 2.Принижение молодых специалистов. 3.Низкий уровень мотивации труда. 4.Текучесть кадров. 5.Старение основного производственного персонала. |
Маркетинг | 1.Проведение рекламных компаний в пользу повышения имиджа предприятия. 2.Достаточно высокий уровень стимулирования сбыта продукции. 3.Разработка эффективных стратегий по выходу на новые рынки и по укреплению на старых.
| 1.Невысокий уровень маркетинговых исследований |
Менеджмент | 1.Налаженный процесс управления. 2.Наличие конкретных целей. | 1.Ограниченность географии рынка сбыта основной продукции предприятия. . |
Финансы | 1.Финансово устойчивое предприятие 2.Структура баланса имеет удовлетворительное состояние. 3.Постоянные доходы от инвестиционной деятельности. 4.Получение кредитов | 1.Значительная длительность коммуникационных путей. |
Теперь сведём сильные и слабые стороны, угрозы и возможности в одну таблицу 2.5.3, которая представлена ниже.
Таблица 2.5.3
SWOT-таблица
| 3.Возможности 1.Расширение и развитие жилищного строительства в Белгородской области. 2.Граница с иностранными государствами как фактор расширения рынка сбыта. 3.Подготовка вузами страны квалифицированных специалистов. 4.Увеличение доходов и уровня жизни населения. 5.Заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве.
III. Но
2, но 4 3, но 4 1, но 5 4, но 3
| 4.Угрозы 1.Перенасыщение рынка Белгородской области. 2.Повышение цен на продукцию ПСМ. 3.Моральный износ основных производственных фондов по стране. 4.Недостаточное финансирование науки и отсутствие связи между наукой и промышленностью. 5. Высокие проценты банков за предоставление кредита.
IV. К тому же
2, к тому же 2 3, к тому же 1 4, к тому же 3 4, к тому же 1
|
1.Сильные стороны 1.Применение современной техники и технологий. 2. Производство продукции высокого качества и широкого ассортимента. 3.Высокий уровень квалификации управленческого состава. 4.Высокий уровень работников с многолетним стажем работы. 5. Разработка эффективных стратегий по выходу на новые рынки и по укреплению на старых. 6. Финансово устойчивое предприятие. 7. Получение кредитов. | 1.Применение современной техники и технологий. к тому же Заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве.
2.Производство продукции высокого качества и широкого ассортимента к тому же Граница с иностранными государствами как фактор расширения рынка сбыта 3.Производство продукции высокого качества и широкого ассортимента к тому же Заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве 4.Высокий уровень квалификации к тому же Подготовка вузами страны 5. Разработка эффективных стратегий по выходу на новые рынки и по укреплению на старых. к тому же Граница с иностранными государствами как фактор расширения рынка сбыта. 6. Финансово устойчивое предприятие, к тому же Заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве | 1. Применение современной техники и технологий, но повышение цен на продукцию ПСМ. 2.Производство продукции высокого качества и широкого ассортимента, но перенасыщение рынка Белгородской области. 3. Получение кредитов, но высокие проценты банков за предоставление кредита. |
2.Слабые стороны 1.Высокий уровень износа оборудования. 2.Высокая себестоимость продукции. 3.Возникновение конфликтов и недовольств по поводу заработной платы. 4. Текучесть кадров. 5.Ограниченность географии рынка сбыта основной продукции предприятия. 6.Низкий уровень маркетинговых исследований. 7. Значительная длительность коммуникационных путей. 8.Большой объем дебиторской задолженности.
| 1. Высокий уровень износа оборудования, однако, заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве. 2. Большой объем дебиторской задолженности, однако, расширение и развитие жилищного строительства в Белгородской области. 3. Ограниченность географии рынка сбыта основной продукции предприятия, однако, граница с иностранными государствами как фактор расширения рынка сбыта.
| 1. Высокий уровень износа оборудования, кроме того, повышение цен на продукцию ПСМ. 2. Большой объем дебиторской задолженности, кроме того, высокие проценты банков за предоставление кредита. |
SWOT – анализ позволяет сделать вывод о том, как можно шире использовать свои возможности, минимизировать угрозы, делая упор на сильные стороны, преодолевая слабости. ОАО «Завод ЖБК-1» можно смело использовать стратегию выхода на новый рынок. Это позволяет сделать потенциал предприятия: наличие современной техники и технологий, высокий уровень квалификации управленческого состава, устойчивое финансовое положение предприятия, заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве и граница с иностранными государствами как фактор расширения рынка сбыта. Предприятие также может и более глубже укорениться на имеющемся рынке. Для этого ему необходимо уделить внимание модификации своей продукции и комплекса маркетинга. Стоит задуматься над устранением слабых сторон и в полном использовании возможностей, которые предоставляет рынок.
Основные направления деловой активности ОАО « Завод ЖБК-1» определяют цели. Они ориентированы на рост объемов продаж, на увеличение доли на рынке, на достижение абсолютных и относительных показателей по прибыли, на темпы роста по финансовым показателям. Стратегия маркетинга направляется на наиболее эффективное использование конкурентных преимуществ предприятия, заключается в более полном удовлетворении потребностей Белгородской области и других регионов при наличии производственных возможностей. Маркетинг ОАО «Завод ЖБК-1» направлен на рынок строительных материалов. С точки зрения изделия маркетинг направлен на железобетонные изделия и конструкции, в частности дорожные и тротуарные бордюры. Завод стремится повысить качество данного продукта и улучшить его эстетические свойства для продления его жизненного цикла. Для благоприятного развития предприятия следует расширять свою деятельность на имеющихся рынках, а также внедрятся на новые рынки.
Как раньше было отмечено, ЖБИ находятся на стадии зрелости, и в данный момент происходит неоправданный отказ от данного вида изделия. В этот период перед ОАО «Завод ЖБК-1» встают сложные задачи управления маркетингом. Замедление темпов роста сбыта означает, что на предприятии скапливаются запасы непроданных товаров. Что ведет к обострению конкуренции. Конкуренты прибегают к продаже по сниженным ценам. Следовательно усиливается реклама, растут затраты на НИОКР в целях создания улучшенных вариантов товара. Все это ведет к снижению прибылей. И наиболее слабые конкуренты начинают выбывать из борьбы. Управляющему нужно постоянно искать способы модификации рынка, товара и комплекса маркетинга.
Предприятие может модифицировать характеристики своего изделия, прежде всего такие, как уровень качества и свойства, чтобы привлечь новых пользователей.