Бизнес-план, его сущность, цели, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления

Работа содержит 1 файл

Бизнес-план сущность, цели и задачи.docx

— 57.96 Кб (Скачать)

 

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться  неготовым к определенным трудностям, которые могут возникнуть на его  пути к успеху, и будет лихорадочно  и необоснованно импровизировать, что часто заканчивается отрицательными результатами как для него, так  и для дела, которым он занимается.

 

Бизнес-планирование: функции и принципы

 

Бизнес-планирование, как  необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской  деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

  • инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  • прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  • координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  • документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

 

При создании бизнес-планов необходимо придерживаться основополагающих принципов планирования, которые  создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1).

 

Таблица 1 – Основные принципы бизнес-планирования

 

п/п

Принципы планирования

Содержание

1.

Необходимость

1) обязательное применение  планов в любой сфере деятельности  является рациональным поведением  людей;

2) прежде чем действовать,  каждый должен знать, что хочет  и может.

2.

Непрерывность

Процесс планирования на предприятии  должен осуществляться постоянно путем:

1) последовательной разработки  новых планов по окончании  действия планов предыдущих периодов;

2) скользящего планирования  – по истечении части планового  периода составляется обновленный  план, в котором увеличивается  горизонт планирования, а на оставшийся  период план может уточняться  в связи с появлением непредусмотренных  ранее изменений внешней среды  или внутренних возможностей  и ориентации фирмы.

3.

Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

1) введения плановых резервов  по основным показателям;

2) применения эвентуального  (на случай) планирования для различных  ситуаций и распределения данных;

3) использования оперативных  планов для учета возникающих  изменений среды;

4) использования альтернативных  планов.

4.

Единство и полнота (системность)

Системность достигается  тремя способами:

1) наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием  всех структурных подразделений  предприятия по горизонтальному  и вертикальному уровням планирования;

2) все сопряженные частичные  планы структурных единиц фирмы  и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования  и др.) во взаимосвязи должны  составлять общий сводный план  ее социально-экономического развития;

3) включения в план  всех факторов, которые могут  иметь значение для принятия  решений.

5.

Точность и детализация

1) любой план должен  быть составлен с достаточно  высокой степенью точности для  достижения поставленной цели;

2) по мере перехода  от оперативных краткосрочных  к средне- и долгосрочным стратегическим  планам точность и детализация  планирования соответственно может  уменьшаться вплоть до определения  только основных целей и общих  направлений развития фирмы.

6.

Экономичность

1) расходы на планирование  должны соизмеряться с получаемым  от него выгодами;

2) вклад планирования  в эффективность определяется  улучшением качества принимаемых  решений.

7.

Оптимальность

1) на всех этапах планирования  должен обеспечиваться выбор  наиболее эффективных вариантов  решений;

2) выражается в максимизации  прибыли и других результативных  показателей фирмы и минимизации  затратных, при прогнозируемых  ограничениях.

8.

Связь уровней управления

Достигается тремя способами:

1) детализацией планов  «сверху-вниз»;

2) укрупнением планов  «снизу-вверх»;

3) частичным делегированием  полномочий.

9.

Участие

1) активное участие персонала  в процессе планирования усиливает  его мотивацию поведения;

2) планирование для себя  психологически и экономически  эффективнее, чем для других.

10.

Холизм (сочетание координации  и интеграции)

Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать  в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном  уровне предприятия независимо не может  быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

11.

Ранжирование объектов планирования

1) инвестирование в наиболее  доходные товары (отрасли);

2) при одинаковой конкурентности  товаров – в первую очередь  развитие производства товаров  с наибольшим объемом продаж.

12.

Вариантность

Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного  и др.

13.

Социальная ориентация

Предусматривает:

1) социальное развитие  коллектива;

2) обеспечение экологичности,  безопасности и эргономичности  выпускаемых товаров.

14.

Стабильность

Неизменность планов капитальных  вложений, иначе возможны большие  потери ресурсов и дополнительные затраты.

15.

Адекватность

Соответствие плановых показателей  реальной ситуации достигается:

1) увеличением числа учитываемых  факторов;

2)  повышением точности (обоснованности) прогнозов.


 

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между  собой, в конечном счете, ориентируют  предпринимателей на всестороннее обоснование  плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических  результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта  и его последовательной реализации.

 

Кроме перечисленных базовых  принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические  принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности  и др.

 

Таким образом, бизнес-план – это документ, раскрывающий все  необходимые аспекты предпринимательской  деятельности, анализирующий основные проблемы, а также определяющий главные  способы решения этих проблем.

 

Многие предприниматели  не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.

 

Изменяющаяся хозяйственная  среда ставит даже опытных руководителей  перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому занятию, как борьба с  конкурентами.

 

Рассчитывая получить иностранные  инвестиции для подъёма отечественной  экономики, российские предприниматели  должны уметь обосновать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования  инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

 

Решению вышеперечисленных  проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.


Информация о работе Бизнес-план, его сущность, цели, задачи