Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:04, контрольная работа
В условиях становления общества, основанного на знаниях, развития инновационной экономики значительно возрастает значение сферы образования для социально-экономического развития страны. Роль в современном обществе отрасли образования определяется тем, что в ней формируются компетенции, создаются и распространяются знания — ключевые ресурсы современного общества. Эффективность функционирования сферы образования все в возрастающей степени определяет успех социально-экономического развития.
Данный интерактивный механизм, ориентированной на взаимодействие и основанный на принципе участия социальных партнеров в качестве разработчиков образовательных программ, вовлекает их представителей, в том числе преподавателей-практиков, в сам процесс обучения, повышает их заинтересованность в результатах образовательного процесса, а также вероятность софинансирования.
Если соотнести логику формирования контента образовательной программы и формы ГЧП, используемые в данном процессе, то можно представить этапы образовательного проекта в виде таблицы, отражающей развитие партнерства в образовательном процессе (табл. 2).
Таблица 2.
Этапы образовательного проекта
Этап |
Цель работы на этапе |
Основные мероприятия |
Результат работы на этапе |
1. Выявление проблем, решаемых с помощью ГЧП |
На основе модели образовательной программы и проекта ее создания выбрать задачи, которые могут и должны быть реализованы в рамках ГЧП |
Определение социальной значимости и инвестиционной привлекательности объекта Постановка образовательных целей проекта |
Постановка целей и задач участвующих в образовательном проекте партнеров |
2. Выбор формы проекта ГЧП |
Определить вид системы |
Определение требований к управлению, в том числе организационной структуре |
Определение формы (возможных форм) реализации ГЧП |
3. Разработка дополнительных |
Подтвердить (повысить) инвестиционную
привлекательность |
Определение схемы финансирования Определение требований к технологии образовательного процесса |
Понимание целей и задач партнера
— предпринимательской |
4. Определение мероприятий |
Разработать программу реализации и критериев результативности проекта |
Определение индикаторов выполнения проекта Определение сроков и технологии оценки качества результатов |
Разработка проекта соглашения в части процедур контроля |
5. Определение требований Постпроектного функционирования программы |
Прогнозировать |
Оценка необходимых техники и технологии Определение требований к преподавательским и административным кадрам и управлению |
Прогнозирование ресурсного обеспечения образовательной программы по окончании соглашения о партнерстве |
Пример взаимодействия организаций бизнеса и региональных государственных органов: реализация федеральной программы подготовки управленческих кадров
В осуществлении профессиональной
переподготовки менеджеров большая
роль принадлежит Федеральной
Механизм реализации программы
предполагал постепенное
1) с вовлечением субъекта
Федерации в программу как
активного участника —
2) с включением для
ряда менеджеров в
3) с финансовым участием
компаний, направляющих менеджеров
в программу, в реализации
Такой формат предопределяет
возможности для партнерства
предпринимательской среды
Во-первых, выполнение выпускных аттестационных работ слушателями осуществляется по материалам направившей его в программу компании и нацелено на управление изменениями в этих компаниях. В этом случае преподаватели, руководящие выпускной работой, не только детально знакомятся с проблемами предприятий, но и активно включаются в процесс их управленческого консультирования.
Во-вторых, процесс организации российских стажировок был возложен на вуз, представители которого работают со слушателем по подбору принимающего предприятия и помогают проанализировать полученные за период стажировки результаты. При этом переговоры с представителями компаний для уточнения их ожиданий и мотивации предоставляют вузу возможность формирования общего видения ключевых направлений развития бизнеса, улучшать имидж образовательного учреждения в предпринимательской среде региона и осуществлять генерацию новых идей, направленных на совершенствование образовательных программ профессиональной переподготовки.
В-третьих, в настоящее время ряд регионов в рамках реализации программы осуществляет организацию «командной» переподготовки, когда в рамках одного набора проходит обучение команда управленцев одного предприятия или руководителей предприятий одной отраслевой принадлежности. В данном случае происходит не только обучение, но и обмен опытом, т. е. формируется база последующих инноваций.
Пример взаимодействия ассоциаций бизнеса, гражданского общества, крупных компаний и федеральных органов исполнительной власти: реализация совместного проекта в НПО и СПО
В декабре 2006 г. стартовал совместный проект «Рабочие нового поколения», подготовленный Российским союзом промышленников и предпринимателей, Министерством образования и науки РФ, «Компанией «Базовый элемент» и фондом «Вольное дело». Цель проекта — разработка и апробация новых моделей начального профессионального (НПО) и среднего профессионального (СПО) образования, способных обеспечить подготовку рабочих и техников нового поколения с последующим распространением успешного опыта в рамках системы НПО и СПО.
Проект реализуется на
принципах государственно-
Проект финансируется благотворительным фондом «Вольное дело». Также со стороны РСПП и компании «Базовый элемент» в проект передаются дополнительные управленческие ресурсы. Выполнение проекта обеспечит финансирование внедрения ряда актуальных разработок министерства в ходе модернизации системы НПО и СПО, которые интегрируют успешный опыт образовательных учреждений и российский корпоративный опыт и передовые зарубежные практики. Реализация первого этапа (декабрь 2006 — декабрь 2008 гг.) запланирована по шести направлениям.
1. Актуализация содержания
образования НПО и СПО:
2. Внедрение новых
3. Развитие кадрового
потенциала и актуализация
4. Оптимизация профессионально-
Внедрение различных форм
ГЧП в подготовку и реализацию
обучающих программ в сфере профессионального
образования требует
Структуры бизнеса выступают потребителем системы образования и крайне заинтересованы в повышении качества подготовки специалистов в учебных заведениях страны. Высокая квалификация выпускников, их умение применять теоретические знания, полученные в рамках инновационных программ обучения, на практике делают их не только ценным активом в конкурентной борьбе, но и предпосылкой создания долгосрочных конкурентных преимуществ на уровне как отдельной организации, так и национальной экономики. Участие частных структур в процессе контроля качества образовательной деятельности может осуществляться путем оценки, аккредитации, аттестации программ обучения, ранжирования учебных заведений. Со стороны государства уже предпринят ряд первичных шагов, направленных на создание основ долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере оценки качества образовательной деятельности. Следует отметить, что федеральная целевая программа развития образования поставила ряд задач, имеющих непосредственное отношение к механизмам ГЧП в управлении содержательным компонентом профессионального образования, в число которых, в частности, вошла задача развития новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений, а также повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров, включая экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями и разработку при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений образовательных стандартов нового поколения. Сюда можно отнести также развитие государственно-общественных консультаций и общественный мониторинг состояния и развития образования. Участие работодателей признано необходимым условием при разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения, что подчеркивается в постановлении правительства РФ от 21 января 2005 года № 36 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования».
Со своей стороны
Решение этих задач
предполагает выделение
Государственно-частное партнерство является дополнительным инструментом государственного регулирования народного хозяйства. В рамках такой деятельности реализуются социально-значимые проекты. Очевидно, что эти проекты не являются привлекательными объектами инвестиционной деятельности для предприятий частной формы собственности (в противном случае они бы реализовывались без помощи государства). В тоже время их осуществление государством невозможно из-за дефицита бюджетных финансовых средств (в противном случае отпадает необходимость в ресурсах частного сектора), что в конечном итоге снижает эффективность проекта в целом (увеличивается время реализации, срок окупаемости и смета, а в ряде случаев будет наблюдаться прямо противоположный социальный эффект – рост социальной напряженности, связанный с увеличением срока ожидания реализации задекларированного проекта). Совместное использование ресурсов государственного и частного секторов способствует преодолению существующих противоречий и достижению необходимых высоких социальных и экономических результатов для ускорения развития макроэкономической системы.
Конкретизируя, взаимные ожидания участников ГЧП в отношении важнейших результатов государственно-частного партнерства, получаем :
1. Ожидания органов власти по отношению к бизнесу - обеспечение реального участия в реализации национальных и федеральных программ и снижение бюджетной нагрузки на их реализацию, экологическое улучшение ситуации и снятие социального напряжения, экологически социально ответственное поведение.
Информация о работе Анализ социального эффекта ГЧП – проекта в сфере образования