Анализ социального эффекта ГЧП – проекта в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

В условиях становления общества, основанного на знаниях, развития инновационной экономики значительно возрастает значение сферы образования для социально-экономического развития страны. Роль в современном обществе отрасли образования определяется тем, что в ней формируются компетенции, создаются и распространяются знания — ключевые ресурсы современного общества. Эффективность функционирования сферы образования все в возрастающей степени определяет успех социально-экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Гос. и бизнес контрольная.docx

— 96.85 Кб (Скачать)

Данный интерактивный  механизм, ориентированной на взаимодействие и основанный на принципе участия социальных партнеров в качестве разработчиков образовательных программ, вовлекает их представителей, в том числе преподавателей-практиков, в сам процесс обучения, повышает их заинтересованность в результатах образовательного процесса, а также вероятность софинансирования.

Если соотнести логику формирования контента образовательной  программы и формы ГЧП, используемые в данном процессе, то можно представить  этапы образовательного проекта  в виде таблицы, отражающей развитие партнерства в образовательном  процессе (табл. 2).

Таблица 2.

Этапы образовательного проекта

Этап

Цель работы на этапе

Основные мероприятия

Результат работы на этапе

1. Выявление

проблем, решаемых с помощью ГЧП

На основе модели образовательной  программы и проекта ее создания выбрать задачи, которые могут  и должны быть реализованы в рамках ГЧП

Определение социальной значимости и  инвестиционной привлекательности  объекта Постановка образовательных  целей проекта

Постановка целей и задач  участвующих в образовательном  проекте партнеров

2. Выбор формы проекта ГЧП

Определить вид системы договоров, обеспечивающих достижение целей, поставленных на этапе 1

Определение требований к управлению, в том числе организационной  структуре

Определение формы (возможных форм) реализации ГЧП

3. Разработка дополнительных условий  партнерства

Подтвердить (повысить) инвестиционную привлекательность образовательной  программы

Определение схемы финансирования

Определение требований к технологии образовательного процесса

Понимание целей и задач партнера — предпринимательской структуры  Разработка проекта соглашения в  части основных условий

4. Определение мероприятий контроля

Разработать программу реализации и критериев результативности проекта

Определение индикаторов выполнения проекта Определение сроков и  технологии оценки качества результатов

Разработка проекта соглашения в части процедур контроля

5. Определение требований

Постпроектного функционирования программы

Прогнозировать функционирование образовательной программы после  окончания соглашения о партнерстве (устойчивость проекта)

Оценка необходимых техники  и технологии Определение требований к

преподавательским и административным кадрам

и управлению

Прогнозирование ресурсного обеспечения  образовательной программы по окончании  соглашения о партнерстве


 

Пример  взаимодействия организаций бизнеса  и региональных государственных  органов: реализация федеральной программы  подготовки управленческих кадров

В осуществлении профессиональной переподготовки менеджеров большая  роль принадлежит Федеральной программе  подготовки управленческих кадров (президентской  программе), реализуемой в соответствии с указом президента РФ от 23 июля 1997 г. № 774 и постановлением правительства  РФ № 1164. Стратегической целью Программы является создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных руководителей и формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России. При этом использование управленческого потенциала происходит на той территории, где работает менеджер.

Механизм реализации программы  предполагал постепенное формирование активного партнерства на уровне территории между региональными государственными органами, организациями бизнеса и образовательными учреждениями, реализующими программы профессиональной переподготовки для менеджеров на конкурсной основе при общественной их аккредитации. За период реализации программы в ее формате трижды происходили изменения, которые влияли на степень активности при взаимодействии компаний и государственных органов власти региона, поскольку были связаны:

1) с вовлечением субъекта  Федерации в программу как  активного участника — региональные  администрации стали выступать  одной из сторон заключаемого  договора на профессиональную  переподготовку (заказчиком) и при  этом финансировать реализацию  образовательной программы в  размере 30 % средств подготовки  слушателя;

2) с включением для  ряда менеджеров в образовательную  программу как ее обязательной  части стажировки на ведущих  российских предприятиях;

3) с финансовым участием  компаний, направляющих менеджеров  в программу, в реализации образовательной  ее части.

Такой формат предопределяет возможности для партнерства  предпринимательской среды региона  и образовательных учреждений за счет следующих факторов.

Во-первых, выполнение выпускных  аттестационных работ слушателями  осуществляется по материалам направившей  его в программу компании и  нацелено на управление изменениями  в этих компаниях. В этом случае преподаватели, руководящие выпускной работой, не только детально знакомятся с проблемами предприятий, но и активно включаются в процесс их управленческого  консультирования.

Во-вторых, процесс организации  российских стажировок был возложен на вуз, представители которого работают со слушателем по подбору принимающего предприятия и помогают проанализировать полученные за период стажировки результаты. При этом переговоры с представителями  компаний для уточнения их ожиданий и мотивации предоставляют вузу возможность формирования общего видения ключевых направлений развития бизнеса, улучшать имидж образовательного учреждения в предпринимательской среде региона и осуществлять генерацию новых идей, направленных на совершенствование образовательных программ профессиональной переподготовки.

В-третьих, в настоящее  время ряд регионов в рамках реализации программы осуществляет организацию  «командной» переподготовки, когда  в рамках одного набора проходит обучение команда управленцев одного предприятия  или руководителей предприятий  одной отраслевой принадлежности. В  данном случае происходит не только обучение, но и обмен опытом, т. е. формируется  база последующих инноваций.

 

Пример  взаимодействия ассоциаций бизнеса, гражданского общества, крупных компаний и федеральных  органов исполнительной власти: реализация совместного проекта в НПО  и СПО

В декабре 2006 г. стартовал  совместный проект «Рабочие нового поколения», подготовленный Российским союзом промышленников и предпринимателей, Министерством  образования и науки РФ, «Компанией «Базовый элемент» и фондом «Вольное дело». Цель проекта — разработка и апробация новых моделей начального профессионального (НПО) и среднего профессионального (СПО) образования, способных обеспечить подготовку рабочих и техников нового поколения с последующим распространением успешного опыта в рамках системы НПО и СПО.

Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. Для концептуальной проработки вопросов, возникающих в ходе проекта, координации действий и систематизации внедряемых изменений создается экспертный совет проекта с участием представителей департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ и Федерального агентства по образованию.

Проект финансируется  благотворительным фондом «Вольное дело». Также со стороны РСПП и  компании «Базовый элемент» в проект передаются дополнительные управленческие ресурсы. Выполнение проекта обеспечит  финансирование внедрения ряда актуальных разработок министерства в ходе модернизации системы НПО и СПО, которые  интегрируют успешный опыт образовательных  учреждений и российский корпоративный  опыт и передовые зарубежные практики. Реализация первого этапа (декабрь 2006 — декабрь 2008 гг.) запланирована по шести направлениям.

1. Актуализация содержания  образования НПО и СПО: разработка 10–15 новых курсов, программ, учебных и методических пособий, обучающих учеников современным проектам производственных систем (среди них — «бережливое производство»), новые материалы, курсы и программы по 5–7 профессиям машиностроения, максимально сближающие подготовку рабочих и технологов с реальной производственной и эксплуатационной практикой.

2. Внедрение новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования: апробирование одного многоуровневого ресурсного центра профессиональной подготовки и переподготовки; разработка и внедрение ключевых бизнес-процессов, связанных с маркетингом учебных заведений; проведение эксперимента по апробации механизма многоучредительства образовательных учреждений НПО и СПО.

3. Развитие кадрового  потенциала и актуализация технологий  обучения: разработка и реализация тренинговых программ для администрации и преподавателей учебных заведений; разработка и реализация на электронных носителях 3–5 обучающих курсов по новым организационно-экономическим механизмам управления и финансирования учебным заведением; внедрение технологий модульного обучения и тренингов в учебный процесс.

4. Оптимизация профессионально-квалификационной  структуры подготовки и сертификация квалификаций: подготовка 5–6 профессиональных стандартов по ключевым рабочим профессиям в области машиностроения как основы для образовательных стандартов; обоснование и внедрение новых специальностей

 

Внедрение различных форм ГЧП в подготовку и реализацию обучающих программ в сфере профессионального  образования требует последовательных и целенаправленных действий от государственных  и коммерческих организаций, гражданского общества, однако основная роль, безусловно, остается за государством, его политикой, использующей механизмы стимулирования и проектирования ГЧП в образовательном  процессе.

Структуры бизнеса выступают  потребителем системы образования  и крайне заинтересованы в повышении  качества подготовки специалистов в  учебных заведениях страны. Высокая  квалификация выпускников, их умение применять  теоретические знания, полученные в  рамках инновационных программ обучения, на практике делают их не только ценным активом в конкурентной борьбе, но и предпосылкой создания долгосрочных конкурентных преимуществ на уровне как отдельной организации, так и национальной экономики. Участие частных структур в процессе контроля качества образовательной деятельности может осуществляться путем оценки, аккредитации, аттестации программ обучения, ранжирования учебных заведений. Со стороны государства уже предпринят ряд первичных шагов, направленных на создание основ долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере оценки качества образовательной деятельности. Следует отметить, что федеральная целевая программа развития образования  поставила ряд задач, имеющих непосредственное отношение к механизмам ГЧП в управлении содержательным компонентом профессионального образования, в число которых, в частности, вошла задача развития новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений, а также повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров, включая экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями и разработку при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений образовательных стандартов нового поколения. Сюда можно отнести также развитие государственно-общественных консультаций и общественный мониторинг состояния и развития образования. Участие работодателей признано необходимым условием при разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения, что подчеркивается в постановлении правительства РФ от 21 января 2005 года № 36 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования».

Со своей стороны представителями  бизнеса в рамках национального  проекта «Образование» были предложены следующие инициативы: 1) разработать  независимую систему рейтингования вузов; 2) изменить организационно-правовые формы образовательных учреждений (чтобы спонсоры могли участвовать в управлении ими); 3) предоставить налоговые льготы работодателям, оказывающим поддержку вузам; 4) разработать новый законопроект о государственной поддержке образовательного кредитования; 5) создать Национальное агентство развития профессиональных квалификаций.

 Решение этих задач  предполагает выделение специальных  механизмов ГЧП в управлении  содержательным компонентом профессионального  образования и определение их  роли и места межсекторном  партнерстве, выстраиваемом для  развития образовательного потенциала  страны и ее регионов, а также  определение основных предпосылок повышения эффективности взаимодействия образовательных учреждений с организациями бизнеса.

 

Государственно-частное  партнерство является дополнительным инструментом государственного регулирования  народного хозяйства. В рамках такой  деятельности реализуются социально-значимые проекты. Очевидно, что эти проекты  не являются привлекательными объектами  инвестиционной деятельности для предприятий  частной формы собственности (в  противном случае они бы реализовывались  без помощи государства). В тоже время их осуществление государством невозможно из-за дефицита бюджетных финансовых средств (в противном случае отпадает необходимость в ресурсах частного сектора), что в конечном итоге снижает эффективность проекта в целом (увеличивается время реализации, срок окупаемости и смета, а в ряде случаев будет наблюдаться прямо противоположный социальный эффект – рост социальной напряженности, связанный с увеличением срока ожидания реализации задекларированного проекта). Совместное использование ресурсов государственного и частного секторов способствует преодолению существующих противоречий и достижению необходимых высоких социальных и экономических результатов для ускорения развития макроэкономической системы.

Конкретизируя, взаимные ожидания участников ГЧП в отношении важнейших результатов государственно-частного партнерства, получаем :

1. Ожидания органов власти по отношению к бизнесу - обеспечение реального участия в реализации национальных и федеральных программ и снижение бюджетной нагрузки на их реализацию, экологическое улучшение ситуации и снятие социального напряжения, экологически социально ответственное поведение.

Информация о работе Анализ социального эффекта ГЧП – проекта в сфере образования