Жилищная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:33, реферат

Описание работы

Жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большой степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе, ее состояние может служить показателем общего благополучия региона. Острота этой проблемы обусловлена тем, что в целом по России не имеют жилья или остро нуждаются в улучшении жилищных условий более 8 миллионов человек, а в неблагоустроенных квартирах проживает до 30% населения страны.

Работа содержит 1 файл

Жилищная политика РФ.docx

— 31.48 Кб (Скачать)

6. Поддержка банков, предоставляющих  льготные кредиты для жилищного  строительства..

7. Правовое регулирование  деятельности субъектов жилищной  сферы (нанимателей, арендаторов  и собственников недвижимости  в жилищной сфере, застройщиков, исполнителей работ, агентов по  торговле и аренде, страховых  компаний).

8. Бронирование нанятого  или арендованного жилища в  муниципальном жилищном фонде,  а также сохранение права пользования  жилищем, неприкосновенность жилища  в порядке и на условиях, установленных  законодательством.

9. Контроль за исполнением  законодательства в жилищной  сфере.

Основными рычагами реализации муниципальной жилищной политики являются:

• прямые экономические: целевое  финансирование программ, проектов и  мероприятий; хозяйственные договоры; муниципальные заказы и контракты;

• косвенные экономические: налоги, льготные кредиты, договорные цены и т. п.;

• нормативно-правовые.

Для регулирования отношений  в жилищной сфере в структуре  местной администрации обычно создается  специальное структурное подразделение (как правило, отдел или управление по учету и распределению жилья). Его основные обязанности — ведение  учета граждан, нуждающихся в  улучшении жилищных условий и  имеющих право на получение жилья  за счет муниципальных или государственных  средств, установление очереди на получение  жилья, в том числе по различным  льготным категориям, предоставление жилья из муниципальных и иных жилищных фондов в порядке установленной  очереди. Для решения вопросов приватизации муниципального жилья, регулирования  вторичного рынка жилья и содействия строительству жилья с участием средств населения во многих городах  создаются специальные муниципальные  учреждения: агентства, жилищные центры и т. д.

2. Правовое регулирование жилищной политики РФ

Жилищное право затрагивает  интересы каждого гражданина независимо от возраста или имущественного положения. Каждый день жизнь каждого человека регулируется нормами жилищного  законодательства. И от того какие  это нормы, каково их наполнение и  содержание, в значительной степени  зависит его жизнь.

До 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие нового Жилищного  кодека Российской Федерации, законодательство, регулирующее жилищные отношения, характеризовалось  бессистемностью и большим количеством  нормативных актов (акты приняты  в разное время, на разном уровне - от инструкций до федеральных законов). Отсутствие единства правового регулирования  жилищных отношений значительно  усложняло осуществление государством последовательной жилищной политики, способствовало неопределенности в  осуществлении гражданами своих  жилищных прав. Эти обстоятельства позволяют утверждать, что в Российской Федерации давно назрела необходимость внесения изменений в жилищное законодательство, которые наконец-таки упорядочили бы регулирование жилищных отношений.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что жилищное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие отношения (жилищные отношения) с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:

  • возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  • пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  • пользования общим имуществом собственников помещений;
  • отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;
  • учета жилищного фонда;
  • содержания и ремонта жилищного фонда;
  • перепланировки и переустройства жилых помещений;
  • управления многоквартирными домами;
  • создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья,
  • прав и обязанностей их членов;
  • оказания коммунальных услуг;
  • внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 4 ЖК РФ).

Следует обратить внимание на то, что правовая природа рассматриваемых  отношений весьма различна.

Первая группа отношенй относится  к гражданско-правовым отношениям, поскольку и возникновение, и  прекращение права пользования  жилым помещением осуществляются на основании гражданско-правового  договора (купли-продажи, мены, дарения, договора найма жилого помещения  и т.д.) и соответственно регулируются гражданским законодательством, преимущественно  ГК РФ.

Вторая группа также частично относится к гражданско-правовым отношениям (срок, целевое назначение), частично - к административным правоотношениям.

Третья, четвертая и пятая  группы отношенй являются организационными и управленческими и во многом выполняют вспомогательную, служебную  роль по отношению к первым двум группам.

В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «к»  ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по жилищному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и  иные нормативно-правовые акты субъектов  Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Для практического использования  правовых норм, регулирующих отношения, где в качестве объекта выступает  жилое помещение, необходимо разграничивать жилищное и гражданское законодательство. Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье  является предметом экономического оборота. Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд других вопросов, о которых говорилось выше, регулируются жилищным законодательством. Кроме того, Конституция РФ относит к разной компетенции гражданское законодательство, с одной стороны, и жилищное законодательство - с другой.(1)

Гражданское законодательство согласно ст. 71 Конституции РФ относится  к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное законодательство согласно ст. 72 Основного Закона входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения  по эксплуапции жилых помещений  и пользованию жилыми помещениями, о которых говорилось выше, могут  регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.

В ст. 5 ЖК РФ «Жилищное законодательство»  закреплены следующие положения (нормы):(2)

1. В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  жилищное законодательство находится  в совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации.

2. Жилищное законодательство  состоит из Жилищного Кодека, принятых в соответствии с  Жилищным Кодексом других федеральных  законов, а таюке изданных в  соответствии с ними указов  Президента Российской Федерации,  постановлений Правительства Российской  Федерации, нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной  власти, принятых законов и иных  нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации, нормативных  правовых актов органов местного  самоуправления.

3. Указы Президента Российской  Федерации, регулирующие жилищные  отношения, не должны противоречить  Жилищному Кодексу, другим федеральным  законам.

4. Правительство Российской  Федерации вправе издавать постановления,  содержащие нормы, регулирующие  жилищные отношения, на основании  и во исполнение Жилищного  Кодека, других федеральных законов,  нормативных указов Президента  Российской Федерации.

5. Федеральные органы  исполнительной власти могут  издавать нормативные правовые  акты, содержащие нормы, регулирующие  жилищные отношения, в случаях  и в пределах, предусмотренных  Жилищным Кодексом, другими федеральными  законами, указами Президента Российской  Федерации, постановлениями Правительства  Российской Федерации.

6. Органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации могут принимать законы  и иные нормативные правовые  акты, содержащие нормы, регулирующие  жилищные отношения, в пределах  своих полномочий на основании  Жилищного Кодека, принятых в  соответствии с настоящим Кодексом  других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормы жилищного права  могут быть (и имеются) вправовых  актах, которые не относятся кжилищному законодательству (Конституция, законы и подзаконные акты, включающие нормы разной отраслевой принадлежности). Иначе говоря, наиболее полный объем (набор) жилищных норм содержит отрасль права — жилищное право, а не жилищное законодательство.

В ст. 5 ЖК РФ термин "жилищное законодательство" включает и местные акты — правовые акты органов местного самоуправления. На федеральном уровне это следующие акты:

а) законодательные акты РФ — законы и другие нормативные  правовые акты, принятые федеральным  законодательным (представительным) органом: Федеральным Собранием — парламентом  РФ. По форме это федеральные законы, но могут действовать законы и  РСФСР, и РФ. Последние могут применяться  в части, не противоречащей Конституции, ЖК РФ и Вводному закону;

б) нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции), а татоке утверждаемые указами положения (например, Указ Президента РФ о жилищных кредитах и Положение  о жилищных кредитах, утв. этим Указом). В качестве примера можно назвать  и Указ Президента РФ о господдержке граждан в приобретении жилья,касающийся решения жилищной проблемы граждан  в условиях рыночной экономики;

в) постановления Правительства  РФ (ст. 115 Конституции). Для примера  можно указать постановления  Правительства РФ от 22.06.1994 № 743 «О государственной  поддержке кооперативного жилищного  строительства от 03.08.1996 № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся  в улучшении жилищных условий, безвозмездной  субсидии на строительство или приобретение жилья».

При этом нужно иметь в  виду, что к жилищному законодательству относятся и действующие постановления, принятые предыдущими правительствами. Правительство РФ татоке утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений, которые содержат нормы жилищного права;

г) нормативные акты министерств, федеральных агентств и других федеральных  органов исполнительной власти, которые  могут их издать на основании законов  и иных нормативных правовых актов  в рамках их компетенции. Они могут  носить к отраслевой, так и межотраслевой  характер и содержать нормы жилищного  права.

Субъекты Российской Федерации  принимают свои акты жилищного законодательства. Акты могут издаваться законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти. Они регулируют вопросы, касающиеся содержания жилых домов и их ремонта, оплаты жилья и коммунальных услуг, установления порядка учета нуждающихся в жилье граждан и др. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам.

Нормативные акты по жилищным вопроам принимают органы местного амоуправления, в том числе в  случае наделения законодательством  этих органов государственными полномочиями.

Жилищное законодательство —это отраслевое законодательство, нормы  которого регулируют определенную область  общественных отношений (в данном случае — жилищных отношений).

Толкачев 0.М. - председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно- коммунальному  хозяйству - предложил ряд мер  по усовершенствованию жилищной политики к на федеральном, так и на региональном уровне. В работе будут рассмотрены  основные направления совершенствования  жилищной политики на региональном уровне государственной власти:

  • Разработка и принятие нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающие возможность финансирования строительства жилья за счет средств региональных бюджетов;
  • Разработка и утверждение долгосрочных стратегий массового жилищного строительства жилья для всех категорий граждан в субъектах Российской Федерации на 2008-2020 гг., предусматривающие строительство жилья в объеме 1 кв.м. на одного челове в год с 2012-2015 гг.;
  • Разработка и утверждение адресных программ расселения ветхого и аварийного жилищного фонда в разрезе муниципальных образований на период до 2012 года;
  • Разработка и утверждение адресных программ строительства социального жилья для малобюджетных категорий граждан, осуществляемых за счет бюджетных средств;
  • Разработка и утверждение мероприятий, предусматривающих актуализацию генеральных планов и разработку схем территориального планирования в 2008-2009 гг.;
  • Создать электронный реестр участников федеральных, региональных и муниципальных жилищных программ, интегрированный с уполномоченными федеральными ведомствами с учетом адресных перечней земельных участков под жилищное строительство и т.д.(3)

 

Заключение

Таким образом, жилищная политика представляет собой систему, охватывающую перспективные направления и  первоочередные мероприятия при  ориентации на рыночные методы решения  жилищной проблемы за счет изменения  структуры нового строительства, включения  в рыночный оборот средств социальных групп со средними доходами и изменением подходов к формированию структуры  управления.

Информация о работе Жилищная политика