Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:00, контрольная работа
Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Особенности социальных внебюджетных фондов . . . . . . . . . 3
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 2
Особенности
социальных внебюджетных фондов . . . . .
. . . . 3
Заключение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 13
Список
использованной литературы . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 15
Введение
Госуда́рственный
внебюдже́тный фонд — фонд денежных
средств, образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенный для реализации
конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование,
социальное обеспечение в случае безработицы,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного
фонда формируются в порядке, установленном
Бюджетным кодексом России, а также иными
законодательными актами, включая законы
о бюджете Российской Федерации на соответствующий
год. Формирование внебюджетных фондов
осуществляется за счет обязательных
целевых отчислений. Суммы отчислений
во внебюджетные фонды, как правило, включаются
в состав себестоимости и устанавливаются
в процентах к фонду оплаты труда. В России
насчитывается более 30 внебюджетных фондов
социального и экономического назначения.
В этих фондах концентрируется свыше 60%
доходов государства.
Социальные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.
В
состав социальных внебюджетных фондов
входят: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального
страхования; Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования.
Особенности
социальных внебюджетных фондов
История
возникновения внебюджетных государственных
фондов связана с развитием специальных
видов правительственной деятельности
- как правило, это были операции временного
характера, которые покрывались за короткий
срок специальными доходами. При этом
специальные фонды или счета появились
гораздо раньше возникновения единого
государственного бюджета, количество
и перечень специальных фондов и счетов
не были постоянными. (7)
Создание
специальных фондов позволяло привлекать
дополнительные средства для расширения
сферы деятельности правительства
в области всегда актуальных военных
расходов, научных исследований, регулирования
экономического развития страны, внешнеэкономической
деятельности и социальных выплат населению.
Специальные счета создавались для строительства,
правительственной предпринимательской
деятельности, управления денежной системой
и государственным долгом, системой национального
страхования. (7)
В России cоставлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета. (7)
Впервые
целевые бюджетные фонды стали
создаваться в Российской Федерации
в период перехода страны на новые
экономические отношения на основе
Закона РСФСР «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в
РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная
причина их создания - необходимость выделения
чрезвычайно важных для общества расходов
и обеспечение их самостоятельными источниками
доходов. Среди них ведущую роль заняли
социальные внебюджетные фонды. (7)
Внебюджетные
фонды решают 2-е задачи:
1. обеспечение дополнительными средствами приобретенных сфер экономики;
2.
расширение социальных услуг
населения.
Внебюджетные
фонды имеют ряд особенностей
и преимуществ:
- у органов
государственной власти
- целевое
использование средств фондов
обеспечивает эффективный
- возможность
использования для покрытия
Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.
Фонд
социального страхования (ФСС) был
создан в целях обеспечения
Фонд
обязательного медицинского страхования
(ФОМС) предназначен для аккумулирования
финансовых средств и обеспечения
стабильности государственной системы
обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной
политики в области обязательного медицинского
страхования созданы Федеральный и территориальный
фонды обязательного медицинского страхования
как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные
учреждения. (8)
Внебюджетные
фонды обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные
средства фондов используются
для финансирования
- формируются
в основном за счет
- страховые
взносы в фонды и
- на
отношения, связанные с
- денежные
ресурсы фонда находятся в
государственной собственности,
- расходование
средств из фондов
По
экономическому содержанию внебюджетные
фонды с момента своего возникновения
делились на две большие группы: социальные
фонды и экономические фонды.
Под
экономическими внебюджетными фондами
понимаются фонды, образуемые в соответствии
с действующим
Государственные
социальные внебюджетные фонды - это целевые
централизованные фонды финансовых ресурсов,
формируемые за счет обязательных платежей
и отчислений юридических и физических
лиц и предназначенные для реализации
конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование,
социальное обеспечение, охрану здоровья
и медицинскую помощь [2].
Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:
- Пенсионный
фонд Российской Федерации (
- Фонд
социального страхования
- Федеральный
фонд обязательного
Источники
финансирования
Внебюджетные
фонды создаются двумя путями.
Один путь - это выделение из бюджета
определенных расходов, имеющих особо
важное значение, другой - формирование
внебюджетного фонда с собственными источниками
доходов для определенных целей. Так, во
многих странах был создан фонд социального
страхования, предназначенный для социальной
поддержки определенных групп населения.
Другие фонды появляются в связи с возникновением
новых ранее неизвестных расходов, которые
заслуживают особого внимания со стороны
общества. В этом случае по предложению
правительства законодательный орган
принимает специальное решение об образовании
данного внебюджетного фонда.
Материальным
источником внебюджетных фондов является
национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе
перераспределения
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Объем, состав источников формирования и направления расходования внебюджетных фондов предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. К доходам государственных социальных внебюджетных фондов относятся:
1)обязательные
платежи (специальные целевые
налоги и страховые взносы, установленные
налоговым законодательством
2) другие доходы, а именно:
- бюджетные средства;
- доходы,
полученные от размещения
- добровольные
взносы физических и
- прочие
источники, не запрещенные
Основным источником доходов государственных социальных внебюджетных фондов в настоящее время выступает единый социальный налог.
Сбор
и контроль за поступлением доходов
социальных внебюджетных фондов осуществляет
Министерство по налогам и сборам.
Внебюджетные
фонды многообразны, они различаются
по цели своего создания, объему ресурсов,
концентрируемых в них, времени функционирования,
механизму формирования и использования
средств и т. п. и могут быть классифицированы
по различным признакам, например по уровням
управления, целевому назначению и т. п.
(6)
По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:
- социальные
(для финансирования
- экономические
(для обеспечения
По уровням управления (определяются государственным устройством страны):
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Итак,
как следует из Бюджетного кодекса
РФ, государственный внебюджетный фонд
– это фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ и предназначенный для реализации
конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование,
социальное обеспечение в случае безработицы,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного
фонда формируются в порядке, установленном
федеральным законом, либо в ином им предусмотренном
порядке.[5]
Бюджетное законодательство формулирует общие принципы и
правовой
статус государственных внебюджетных
фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует,
что вне федерального бюджета образуются
государственные фонды денежных средств,
управляемые органами государственной
власти РФ и предназначенные для реализации
конституционных прав граждан на: