Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Особенности социальных внебюджетных фондов . . . . . . . . . 3

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Работа содержит 1 файл

гмф.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

                                             Содержание 
 
 

     Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 
 

     Особенности социальных внебюджетных фондов . . . . . . . . . 3 
 

     Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 
 

      Список  использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Госуда́рственный  внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства. 

     Социальные  внебюджетные фонды относятся к  федеральной собственности, имеют  социальную, экономическую, благотворительную  и другую направленность.

     В состав социальных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 
 
 
 

      Особенности социальных внебюджетных фондов 

     История возникновения внебюджетных государственных  фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности - как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными. (7) 

     Создание  специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства  в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования. (7) 

     В России cоставлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и  направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета. (7)

     Впервые целевые бюджетные фонды стали  создаваться в Российской Федерации  в период перехода страны на новые  экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная  причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. (7) 

      Внебюджетные  фонды решают 2-е задачи: 

1. обеспечение дополнительными средствами приобретенных сфер экономики;

2.     расширение социальных услуг  населения. 

     Внебюджетные  фонды имеют ряд особенностей и преимуществ: 

- у органов  государственной власти появляются  дополнительные средства для  вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;

- целевое  использование средств фондов  обеспечивает эффективный контроль;

- возможность  использования для покрытия бюджетного  дефицита при определенных условиях - наличие активного сальдо. 

      Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

      Фонд  социального страхования (ФСС) был  создан в целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

      Фонд  обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной  политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. (8) 

     Внебюджетные  фонды обладают рядом особенностей: 

- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

- денежные  средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

- формируются  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических лиц;

- страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на  отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

- денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  на то органа.

      По  экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения  делились на две большие группы: социальные фонды и экономические фонды. 

     Под экономическими внебюджетными фондами  понимаются фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством  для финансирования отдельных государственных  расходов и консолидируемые в  составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного государственного контроля за поступлением и целевым использованием их средств. Подавляющая часть средств экономических внебюджетных фондов консолидируется в составе федерального бюджета [2]. 

     Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь [2]. 

      Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

- Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР);

- Фонд  социального страхования Российской  Федерации (ФСС);

- Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования Российской Федерации  (ФОМС). 

     Источники финансирования 

      Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. 

     Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. (8) 

     Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Объем, состав источников формирования и направления  расходования внебюджетных фондов предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. К доходам государственных социальных внебюджетных фондов относятся:

1)обязательные  платежи (специальные целевые  налоги и страховые взносы, установленные  налоговым законодательством для  того или иного фонда);

2) другие  доходы, а именно:

- бюджетные  средства;

- доходы, полученные от размещения временно  свободных средств;

- добровольные  взносы физических и юридических  лиц;

- прочие  источники, не запрещенные законодательством.

     Основным  источником доходов государственных социальных внебюджетных фондов в настоящее время выступает единый социальный налог.

      Сбор  и контроль за поступлением доходов  социальных внебюджетных фондов осуществляет Министерство по налогам и сборам. 

     Внебюджетные  фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т. п. и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целевому назначению и т. п. (6) 

     По  целевому назначению внебюджетные фонды  бывают:

- социальные (для финансирования социальных  расходов - выплаты пенсий, пособий  и т.п.);

- экономические  (для обеспечения строительства  жилья, дорог, природоохранных  мероприятий и т.п.). 

      По  уровням управления (определяются государственным устройством страны):

- федеральные;

- региональные;

- местные. 

     Итак, как следует из Бюджетного кодекса  РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.[5] 

     Бюджетное законодательство формулирует общие  принципы и

правовой  статус государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: 

Информация о работе Внебюджетные фонды