Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:48, реферат
Фактическим основанием для финансовой ответственности является бюджетное правонарушение - виновное нарушение бюджетного законодательства, бюджетного процесса, за которое Бюджетным кодексом РФ установлена ответственность.
Понятия "бюджетное правонарушение" и "нарушение бюджетного законодательства" соотносятся как общее и частное. Любое бюджетное правонарушение нарушает бюджетное законодательство, но не всякое нарушение бюджетного законодательства является бюджетным правонарушением. Между этими двумя правовыми понятиями нельзя ставить знака равенства.
Введение 3
Понятие бюджетного правонарушения, его признаки и состав 4
Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства 11
Меры бюджетно-правовой ответственности 12
Виды бюджетных правонарушений 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Юридическая ответственность – это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.
Любая юридическая ответственность
характеризуется тремя
Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:
1) данная ответственность
2) к ответственности
3) ответственность
4) в основании ответственности
лежит бюджетное
5) ответственность состоит в
применении специфических
6) привлечение к бюджетно-
7) привлечение к ответственности
осуществляется в порядке,
8) бюджетно-правовая
При привлечении бюджетного правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели.
Первая цель – обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.
Вторая цель – наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.
Третья цель – защита имущественных интересов участников бюджетных правоотношений.
В рамках финансовой ответственности
ответственность за нарушения бюджетного
законодательства формирует особый
вид ответственности –
Бюджетно-правовая ответственность – это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю бюджетного законодательства мер юридической ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений имущественного характера.
Меры бюджетно-правовой ответственности являются одновременно санкциями за совершение бюджетного правонарушения.
Финансово-правовые санкции принято подразделять на два вида: правовосстановительные и карательные (штрафные).
Большинство мер бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений являются правовосстановительными.
К ним относятся:
1) предупреждение о ненадлежащем
исполнении бюджетного
2) блокировка расходов;
3) изъятие бюджетных средств;
4) приостановление операций по
счетам в кредитных
5) сокращение или прекращение
финансовой помощи из
К числу карательных (штрафных) санкций,
предусмотренных Бюджетным
Рассмотрим виды бюджетно-правовой
ответственности в той
Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление участника бюджетного процесса о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение бюджетного законодательства.
Блокировка расходов – прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.
Блокировка расходов применяется в двух случаях: 1) если бюджетные ассигнования были выделены при выполнении определенных условий, которые, однако, не были выполнены; 2) при выявлении фактов нецелевого использования денежных средств.
Изъятие бюджетных средств – принудительное отчуждение у бюджетополучателя денежных средств, предоставленных ему на возвратной основе, путем бесспорного списания этих средств с его лицевого счета.
Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации. Если в качестве этого органа выступает орган Федерального казначейства, то списание осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.
Постановление о бесспорном списании бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа Федерального казначейства, уполномоченного проводить проверки, либо на основании заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.
Списание бюджетных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством с лицевого счета бюджетного учреждения в Федеральном казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании бюджетных средств, в первоочередном порядке.
При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств (лицевом счете бюджетного учреждения) постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.
Постановление о бесспорном списании
бюджетных средств принимается
в течение 10 дней после составления
акта проверки (представления заключения),
удостоверяющего наличие
Приостановление операций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций по счетах участников бюджетного процесса в кредитных организациях до устранения причин, послуживших основанием для этого запрета.
Сокращение или прекращение финансовой помощи из бюджета – уменьшение суммы бюджетных ассигнования, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии).
Штраф – принудительное взыскание определенной денежной суммы с нарушителя бюджетного законодательства.
Пеня – денежное взыскание, применяемое при просрочке исполнения денежных обязательств перед бюджетом в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Бюджетные правонарушения могут быть трех видов:
1) финансово-правовыми (
2) административными;
3) уголовными.
Составы бюджетных правонарушений, носящих финансово-правовой характер, устанавливают Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные федеральные закона.
В настоящее время Бюджетный кодекс Российской федерации предусматривает следующие виды бюджетных правонарушений.
1. Нецелевое использование
Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Особой разновидностью этого правонарушения,
которая устанавливается
При этом периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в бюджет субъекта Российской Федерации или направления для использования по целевому назначению.
Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность в виде штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению.
2. Невозврат либо
Данное правонарушение влечет:
а) изъятие в бесспорном порядке
бюджетных средств, полученных на возвратной
основе, процентов (платы) за пользование
бюджетными средствами, взыскание пени
за несвоевременный возврат
б) сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.
3. Неперечисление либо
Данное правонарушение влечет:
а) изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе;
б) взыскание пени за просрочку
уплаты процентов (платы) за пользование
указанными бюджетными средствами в
размере одной трехсотой
4. Непредставление либо
Данное правонарушение влечет вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
5. Неперечисление бюджетных
Данное правонарушение влечет выплату
компенсации получателям
6. Несвоевременное доведение
Данное правонарушение влечет вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
7. Несоответствие сводной
Данное правонарушение влечет вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
8. Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись.
Данное правонарушение влечет:
а) изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств;
б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
9. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов.
Данное правонарушение влечет:
а) изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств;
б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
10. Предоставление бюджетных
Данное правонарушение влечет:
а) изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств;
б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.