Услуги коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я рассмотрю комплекс услуг, предоставляемый сегодня российскими коммерческими банками. В заключительной части работы я рассмотрю проблемы совершенствования банковских услуг.

Содержание

Введение
1. Коммерческие банки. Общая характеристика банковских услуг.
2. Специфические и неспецифические услуги коммерческого банка
3. Услуги юридическим и физическим лицам
4. Платные и бесплатные услуги
5. Банковские услуги и движение материального продукта
6. Свойства услуг коммерческих банков
7. Развитие услуг коммерческих банков
8. Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Доуслуги коммерческого банка.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

Промежуточное положение  между традиционными и нетрадиционными  операциями занимают дополнительные операции. В их состав вхо¬дят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами  и слитками. Эти операции банки  могут и не выполнять.

В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том  числе:

посреднические услуги, 

услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение  на биржу, размещение акций, юридическая  помощь, информационные услу¬ги и  т. п.),

предоставление гарантий и поручительств,

доверительные операции (включая консультации и помощь в  управлении собственностью по поручению  клиента),

бухгалтерская помощь предприятиям,

представление клиентских интересов в судебных органах,

услуги по предоставлению сейфов,

туристские услуги и др.

Банкам запрещено  заниматься производственной и торговой дея-тельностью, а также страхованием. 

Услуги юридическим  и физическим лицам

В соответствии с  рассмотренной классификацией и  в зависимос¬ти от субъектов получения  услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически  набор услуг тем и другим ли¬цам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым мо¬жет оказаться  только их объем. В сводном перечне  услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить  ко¬личество видов операций для  физических лиц (в том числе по совер¬шению платежей, кредитованию производственных и потребительских  нужд, приему вкладов и др.).

Поскольку банки  аккумулируют (собирают) свободные  денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся  хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме  как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных  операций банки формируют свои ресурсы (напри¬мер, за счет депозитов, продажи  сертификатов, кредитов, получен¬ных  у других банков, и т.п.). Осуществляя  активные операции, бан¬ки размещают  привлеченные и собственные ресурсы  на нужды различных хозяйственных  организаций и населения. 
 

Платные и бесплатные услуги

В зависимости от платы за предоставление  банковские  услуги подразделяются на платные и  бесплатные услуги. Это однако не  оз¬начает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновид¬ность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду  соображе¬ний отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозит¬ных могут осуществляться бесплатно.

По отношению к  плате за услуги и, следовательно,  к  доходам банка могут быть применены и другие,  более  детальные  признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не  приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги.  Так,  большин-ство активных операций позволяет банку получить доход, в то  вре¬мя как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские  услуги  требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например,  обработ¬ка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента. 

Банковские услуги и движение материального продукта

В зависимости от связи с  движением  материального  продукта банковские услуги подразделяются на два вида:

1) услуги связанные  с его движением,

2) чистые услуги.

Поскольку  банки  своими  денежными  операциями  обслуживают главным образом  движение  материального  продукта,  их  основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя прод¬вижению товаров, данные услуги банка (такие как, например,  услу¬ги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую допол¬нительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также от¬дельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.

Как отмечалось, продуктом  банка являются различного рода ус¬луги. В отличие, к примеру, от продукта  промышленного  предприя¬тия банковский продукт  не  выглядит  зачастую как нечто  мате¬риальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются  в  порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому  в  отли¬чие от отраслей материального  производства, где продукт  приобре¬тает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя склади¬ровать, производить  про запас.  

Свойства услуг  коммерческих банков

Важнейшим свойством  банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения  и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В   равной степени это относится к кредитам, предоставляемым пред¬приятиям и организациям на развитие своей производственной и фи¬нансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.

Характерным свойством  банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.

Возьмем, к примеру, такую традиционную банковскую операцию, как кредитование. Известно, что  кредит, предоставленный предприятию-заемщику, должен быть возвращен в банк в  определенные сроки, и не просто возвращен, а возвращен вместе с уплатой  процентов за его использование. Это означает, что получатель кредита  должен его использовать так, чтобы  вовремя возвратить его в полной сум¬ме и получить при этом прибыль, которая как минимум была бы достаточна для уплаты ссудного процента. Заемщик  в силу характера кредитной сделки обязан применить полученные в банке  денежные средства не для "проедания" (на потребительские цели), а как  ка¬питал. Когда на базе кредита  возникает ссудный процент, то это  означает, что ссужаемые банком деньги должны использоваться как капитал, заемщик обязан получить дополнительный доход.

Свойство банковских услуг состоит и в том, что  они охваты¬вают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым  пассивные операции, банки дают возможность  своим клиентам не только хранить  денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход  в виде процентов по депо¬зитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают  существен¬ные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже  товаров, экономии общественных затрат.

Операции, выполняемые  банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они  не являются монополией только бан¬ка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгал¬терскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать  специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, бу¬дучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанков¬ские  операции - операции, которые традиционно  выполняют другие хозяйствующие  субъекты.

Такое положение  связано с тем, что на рынке  банковских ус¬луг в условиях рыночного  хозяйства возникает серьезная  конкурен¬ция. Появление на рынке  новых продавцов банковских услуг (торго¬вые организации, финансово-промышленные компании,    различные агентства  и т.д.), зачастую сокращает возможность  расширения наи¬более прибыльных операций, вынуждает банки искать новые  источни¬ки доходов. Именно поэтому  особенно быстро за последние годы ста¬ли развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги. 
 

Развитие услуг  коммерческих банков

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что  постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке  происходит как рост их объема, так  и расширение их состава. Особенно это  заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это по¬нятно, так как банки работали в условиям централизованной распре¬делительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденны¬ми осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги не могут. Прош¬ло не так мало времени, банки еще не накопили достаточного опыта. Ряд операций не получает развития из-за сильной инфляции недоста¬точности современных средств связи. Нельзя не учитывать и того, что банки еще не обладают необходимыми знаниями о новейших услу¬гах, им еще предстоит обучить свой персонал технике их предостав¬ления.

Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции ста¬новятся достоянием банков. Кроме  традиционных банковских опера¬ций  они начинают предоставлять более  широкий набор своих услуг. В  целом можно сказать, что в  банковском секторе экономики намети¬лась  тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.

Комплексное банковское обслуживание может, однако, прийти не сразу. Для этого банкам предстоит  решить ряд проблем, которые бы¬ли  упомянуты выше. Важно, чтобы банки  правильно определили свое место  на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производ¬ственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к  предос¬тавлению всего набора услуг. Напротив, для того или иного банка  окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то опре¬деленных операциях. Специализация банка на их выполнении может оказаться для него более  эффективным направлением развития, поз¬волит сократить затраты  на проведение операций и, в конечном сче¬те, увеличить их доходн 
 

Проблемы совершенствования  банковского  обслуживания населения 

Создание и развитие системы коммерческих банков на новой  ос¬нове позволило ослабить монополизм в банковском деле, зародить конкуренцию, а также явилось первым шагом  к организации денежного рынка. Коммерческие банки самостоятельно стали устанавливать процентные ставки по привлекаемым средствам и  кредитам, работать рентабельность. Созданные  банки отличаются большим разнообразием  методов ведения дела. Коммерциализация банковской системы резко снижает  опасность ее бюрократизации, содействует  оперативному ре¬шению вопросов. Коммерческие банки в своей деятельности ориенти¬руются на необходимость получения максимально возможного дохода. Основной доход банки получают от ссудных операций.

При переходе к рынку  работа банков должна строится на осно¬ве принципов денежного рынка, одним из которых является работа банков в пределах реально привлеченных ресурсов. Важной пробле¬мой в настоящее время является дефицит кредитных ресурсов. Значи¬тельная часть пассивов коммерческих банков (в среднем около 20 процентов) формируется за счет займов, полученных в порядке меж¬банковского кредитования.

Один из путей  решения проблемы дефицитности кредитных  ресур¬сов - это более широкое  привлечение денежных средств населения  во вклады в коммерческие банки. В  настоящее время децентрализуется лишь часть ссудного фонда страны. Это остатки средств на счетах предприятий, организаций и учреждений. Что же касается вкладов частных  лиц, то в каждом коммерческом банке  их размер, как уста¬новлено действующим  банковским законодательством, не должен пре¬вышать суммы собственных средств, то есть 5-8 процентов банка 

Дальнейшее развитие рынка ссудных капиталов также  позволит расслабить напряжение в связи  с неполностью удовлетворимой потребностью коммерческих банков в кредитных  ресурсах.

Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий.

Операции банка, связанные  с поручительством и гарантией  обяза¬тельств клиентов (юридических и физических лиц) регулируются соответствующими нормами гражданского права. В частности, по дого¬вору поручительства банк-поручитель обязуется перед кредитором своего клиента отвечать за исполнение последним своего обяза¬тельства полностью или частично. Выполнение этих .операций банком производится, как правило, под соответствующее обеспечение.

Поручительские операции. Поручительские операции выполня-ются банком от имени и за счет другой стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законода-тельством по согласованию сторон.

     

Объектами операций по поручению могут быть все виды сделок, в том числе купли-продажи, договоры поставки и другие.

Банковская практика охватывает многочисленные Формы операций по поручению, не относящиеся к сделкам  купли-продажи имущества и договорам  поставки. Среди них: представительство  интересов клиентов в финансовых, хозяйственных, судебных органах, а  также при совершении различных  имущественных сделок и иных правоотношениях; трастовые операции, совершаемые  в интересах клиентов банка.

Трастовые операции банков. Трастовые или доверительные  операции выполняются банком от имени  и за счет стороны (доверите¬ля), на возмездной основе, если это предусмотрено  действующим за-конодательством или установлено в договоре поручения по согласо¬ванию сторон. Трастовые операции носят посреднический характер и всегда конкретны. Их суть заключается в передаче клиентами бан¬кам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Доверительные операции наглядно отражают сущность банковской дея¬тельности вообще - ее пассивно-активный характер, заключающийся в привлечении средств и их последующем размещении с целью получения прибыли.

Информация о работе Услуги коммерческого банка