Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:55, курсовая работа
В своей работе я рассмотрю комплекс услуг, предоставляемый сегодня российскими коммерческими банками. В заключительной части работы я рассмотрю проблемы совершенствования банковских услуг.
Введение
1. Коммерческие банки. Общая характеристика банковских услуг.
2. Специфические и неспецифические услуги коммерческого банка
3. Услуги юридическим и физическим лицам
4. Платные и бесплатные услуги
5. Банковские услуги и движение материального продукта
6. Свойства услуг коммерческих банков
7. Развитие услуг коммерческих банков
8. Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения
Заключение
Литература
Промежуточное положение
между традиционными и
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
посреднические услуги,
услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услу¬ги и т. п.),
предоставление гарантий и поручительств,
доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
бухгалтерская помощь предприятиям,
представление клиентских интересов в судебных органах,
услуги по предоставлению сейфов,
туристские услуги и др.
Банкам запрещено
заниматься производственной и торговой
дея-тельностью, а также страхованием.
Услуги юридическим и физическим лицам
В соответствии с
рассмотренной классификацией и
в зависимос¬ти от субъектов получения
услуги предоставляются как
Поскольку банки
аккумулируют (собирают) свободные
денежные средства и их перераспределяют,
направляют на возвратной основе нуждающимся
хозяйственным организациям, банковские
услуги могут осуществляться в форме
как пассивных, так и активных
операций. С помощью пассивных
операций банки формируют свои ресурсы
(напри¬мер, за счет депозитов, продажи
сертификатов, кредитов, получен¬ных
у других банков, и т.п.). Осуществляя
активные операции, бан¬ки размещают
привлеченные и собственные ресурсы
на нужды различных хозяйственных
организаций и населения.
Платные и бесплатные услуги
В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это однако не оз¬начает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновид¬ность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображе¬ний отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозит¬ных могут осуществляться бесплатно.
По отношению к
плате за услуги и, следовательно,
к доходам банка могут быть
применены и другие, более
детальные признаки. Нередко выделяются
банковские услуги, приносящие и не
приносящие банковский доход, дорогостоящие
и дешевые услуги. Так, большин-ство
активных операций позволяет банку получить
доход, в то вре¬мя как его пассивные
операции предполагают выплату процентов
по определенным видам вкладов. Некоторые
банковские услуги требуют больших
затрат труда, поэтому их цена дороже.
Например, обработ¬ка аккредитива
стоит в банке дороже, чем обычный перевод
денег по платежному поручению клиента.
Банковские услуги и движение материального продукта
В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида:
1) услуги связанные с его движением,
2) чистые услуги.
Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя прод¬вижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услу¬ги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую допол¬нительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также от¬дельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
Как отмечалось, продуктом
банка являются различного рода ус¬луги.
В отличие, к примеру, от продукта
промышленного предприя¬тия банковский
продукт не выглядит зачастую
как нечто мате¬риальное, вещественное.
Кредиты и расчеты совершаются
в порядке записей по счетам,
в безналичной денежной форме. Поэтому
в отли¬чие от отраслей материального
производства, где продукт приобре¬тает
конкретную товарную форму, банковский
продукт нельзя склади¬ровать, производить
про запас.
Свойства услуг коммерческих банков
Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится к кредитам, предоставляемым пред¬приятиям и организациям на развитие своей производственной и фи¬нансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.
Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.
Возьмем, к примеру,
такую традиционную банковскую операцию,
как кредитование. Известно, что
кредит, предоставленный предприятию-
Свойство банковских услуг состоит и в том, что они охваты¬вают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депо¬зитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существен¬ные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.
Операции, выполняемые
банками, могут осуществлять и другие
предприятия и организации. Они
не являются монополией только бан¬ка.
Это относится не только к традиционным
банковским операциям, но и особенно
к другим услугам. Известно, например,
что бухгал¬терскую помощь, консультации,
различные посреднические услуги, аренду
сейфов и другие услуги могут оказывать
специальные предприятия и
Такое положение
связано с тем, что на рынке
банковских ус¬луг в условиях рыночного
хозяйства возникает серьезная
конкурен¬ция. Появление на рынке
новых продавцов банковских услуг
(торго¬вые организации, финансово-промышленные
компании, различные агентства
и т.д.), зачастую сокращает возможность
расширения наи¬более прибыльных операций,
вынуждает банки искать новые
источни¬ки доходов. Именно поэтому
особенно быстро за последние годы
ста¬ли развиваться не чисто банковские
операции, а другие нетрадиционные
для банка услуги.
Развитие услуг коммерческих банков
Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это по¬нятно, так как банки работали в условиям централизованной распре¬делительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденны¬ми осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги не могут. Прош¬ло не так мало времени, банки еще не накопили достаточного опыта. Ряд операций не получает развития из-за сильной инфляции недоста¬точности современных средств связи. Нельзя не учитывать и того, что банки еще не обладают необходимыми знаниями о новейших услу¬гах, им еще предстоит обучить свой персонал технике их предостав¬ления.
Постепенно, однако,
новейшие технологии новые операции
ста¬новятся достоянием банков. Кроме
традиционных банковских опера¬ций
они начинают предоставлять более
широкий набор своих услуг. В
целом можно сказать, что в
банковском секторе экономики намети¬лась
тенденция к универсальной
Комплексное банковское
обслуживание может, однако, прийти не
сразу. Для этого банкам предстоит
решить ряд проблем, которые бы¬ли
упомянуты выше. Важно, чтобы банки
правильно определили свое место
на рынке, оценили свои финансовые,
кадровые и производ¬ственные
Проблемы совершенствования
банковского обслуживания населения
Создание и развитие системы коммерческих банков на новой ос¬нове позволило ослабить монополизм в банковском деле, зародить конкуренцию, а также явилось первым шагом к организации денежного рынка. Коммерческие банки самостоятельно стали устанавливать процентные ставки по привлекаемым средствам и кредитам, работать рентабельность. Созданные банки отличаются большим разнообразием методов ведения дела. Коммерциализация банковской системы резко снижает опасность ее бюрократизации, содействует оперативному ре¬шению вопросов. Коммерческие банки в своей деятельности ориенти¬руются на необходимость получения максимально возможного дохода. Основной доход банки получают от ссудных операций.
При переходе к рынку работа банков должна строится на осно¬ве принципов денежного рынка, одним из которых является работа банков в пределах реально привлеченных ресурсов. Важной пробле¬мой в настоящее время является дефицит кредитных ресурсов. Значи¬тельная часть пассивов коммерческих банков (в среднем около 20 процентов) формируется за счет займов, полученных в порядке меж¬банковского кредитования.
Один из путей
решения проблемы дефицитности кредитных
ресур¬сов - это более широкое
привлечение денежных средств населения
во вклады в коммерческие банки. В
настоящее время
Дальнейшее развитие рынка ссудных капиталов также позволит расслабить напряжение в связи с неполностью удовлетворимой потребностью коммерческих банков в кредитных ресурсах.
Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий.
Операции банка, связанные с поручительством и гарантией обяза¬тельств клиентов (юридических и физических лиц) регулируются соответствующими нормами гражданского права. В частности, по дого¬вору поручительства банк-поручитель обязуется перед кредитором своего клиента отвечать за исполнение последним своего обяза¬тельства полностью или частично. Выполнение этих .операций банком производится, как правило, под соответствующее обеспечение.
Поручительские операции. Поручительские операции выполня-ются банком от имени и за счет другой стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законода-тельством по согласованию сторон.
Объектами операций по поручению могут быть все виды сделок, в том числе купли-продажи, договоры поставки и другие.
Банковская практика
охватывает многочисленные Формы операций
по поручению, не относящиеся к сделкам
купли-продажи имущества и
Трастовые операции банков. Трастовые или доверительные операции выполняются банком от имени и за счет стороны (доверите¬ля), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим за-конодательством или установлено в договоре поручения по согласо¬ванию сторон. Трастовые операции носят посреднический характер и всегда конкретны. Их суть заключается в передаче клиентами бан¬кам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Доверительные операции наглядно отражают сущность банковской дея¬тельности вообще - ее пассивно-активный характер, заключающийся в привлечении средств и их последующем размещении с целью получения прибыли.