Автор: h*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:19, реферат
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов.
Доходная база федерального бюджета на 2010 - 2012 годы определена с учетом предполагаемого изменения налогового законодательства: индексации специфических ставок акцизов по подакцизным товарам; увеличения размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий; увеличения норматива зачисления в федеральный бюджет дохода от уплаты налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100 процентов; зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета с 50 до 75% от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов; введения специфической ставки вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен и др.25
В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год. Таким образом, учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.
В 2010-2012 гг. сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, то есть планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Доходы федерального бюджета - финансовая основа выполнения государством своих расходных обязательств. При этом приоритет краткосрочных целей над долгосрочными опасен для экономики страны. Ошибочно полагать, что эффективный бюджет - это только эффективное расходование. Структура доходной части федерального бюджета отражает степень реализации приоритетных целей и задач, определенных правительством для оздоровления экономики.
В дальнейшем необходимо разработать законодательное и методическое обеспечение прогнозирования и планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Внести в Государственную Думу новую редакцию Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», содержащую концептуально новый подход к выработке и реализации стратегии экономического и социального развития страны на основе системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, прогнозов и программ социально-экономического развития. А также принять дополнительные меры, направленные на повышение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе за счет: введения единой (на объем спирта) ставки акциза для этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива; введения государственной монополии на алкогольном рынке России; трехкратной индексации ставок акциза на табак и табачные изделия; улучшения администрирования налогов; улучшения качества таможенного и налогового администрирования; активизации работ по сокращению задолженности по налогам и сборам; повышения эффективности использования госсобственности; развития глубокой переработки леса; увеличения глубины переработки энергоресурсов; наведения порядка в землепользовании.
Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 с изм. и доп.
Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации» часть I, от 31.07.1998г. с изм. и доп., часть II от 5.08.2000 г. с изм и доп.
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 г. с изм. и доп.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» // www.kremlin.ru
Заключение Комитета по экономической политике и предпринимательству от 13.10.2009 N 3.8-16/1169 «По прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и проекту Федерального закона N 258591-5 «О федеральном бюджете на 2010 год и на период до 2012 года»
Акперов И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 352 с.
Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система: учебник, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2010. – 776 с.
Бушмин Е. В. Структура и динамика доходов федерального бюджета // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. - 2011. - № 2.
Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Под ред. М. В. Романовского. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2008. – 387 с.
Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Под ред. А. С. Нешитой. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: «Дашков и К°», 2011. - 336 с.
Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: вопросы и ответы. - М.: Новый юрист, 1998. – 224 с.
Ермасова Н. Б. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Высшее образование, 2010. – 715 с.
Калинина Т. Н., Стрюченко Е. С. Экономическая сущность бюджета // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2006. - Т. 3. - № 15.
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: ЭКАР, 2002. – 800 с.
Кудрин А. П. Бюджет модернизации экономики России // Финансы. - 2011. - № 1.
Кудрин А. П. Эффективная финансовая политика: сборник статей. - М.: Академия бюджета и казначейства Минфина России, 2006.
Миронова Т. А. Возможные меры по увеличению доходных источников бюджета для решения задач модернизации экономики и социальной сферы // Экономика и право. - 2011. - № 1/2.
Петренко Е. А. Сущность и содержание бюджета, управление доходами бюджета // Аудит и финансовый анализ. – 2009. - № 5.
Савин А. Ю. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997. – 223 с.
Селюков А. Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления. Проблемы правового регулирования. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2003. – 214 с.
Тюлюндиева Н. Методологические представления о сущности государственного бюджета // Общество и экономика. – 2011. - № 3.
Уманец О. П. Структурные основы федерального бюджета Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2011. - № 30.
Уманец О. П. Сущностные, системные и функциональные аспекты федерального бюджета Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2011. - № 19.
Финансы: учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. - 496 с.
Цыпкин С. Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. - М.: Юрид. лит., 1973. - 222 с.
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru)