Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 20:08, курсовая работа
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовая
база местных органов власти –
их бюджеты. Предоставленные этим органам
бюджетные и имущественные
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
Важное
значение имеют местные бюджеты
в осуществлении
В
местный бюджет после уплаты налогов
и сборов, предусмотренных
В местный бюджет поступают: ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местный бюджет в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
До разграничения государственной собственности на землю в местные бюджеты в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.
В бюджеты муниципального района зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
В бюджеты муниципального района зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
В бюджет муниципального района подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду, – по нормативу 40%.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, - по нормативу 100%.
В бюджет муниципального района до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, - по нормативу 100%.
Согласно пункту 1. статьи 54 Устава Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области к собственным доходам местного бюджета Уржумского муниципального района относятся:
Согласно пункту 2. статьи 54 Устава Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области в доход местного бюджета Уржумского муниципального района зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Кировской области, в соответствии со статьей 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов и сборов, региональных налогов и сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.
Доходную часть Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области за 2007-2009 годы характеризуют данные Таблицы 1.
Таблица
1. Доходы Муниципального
образования Уржумский
муниципальный район
Кировской области за 2007-2009
годы (руб.)
Наименование показателя | Исполнено бюджет Уржумского муниципального района | |||||
2007
год
сумма |
в % | 2008
год
сумма |
в % | 2009
год
сумма |
в % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Доходы бюджета – Всего | 313 877 463,02 | 100 | 512 154 687,00 | 100 | 459 856 307,95 | 100 |
Налоговые и неналоговые доходы | 38 923 515,67 | 12,40 | 106 422 189,01 | 20,78 | 73 189 668,46 | 15,92 |
Налоги на прибыль, доходы физических лиц | 26 768 077,37 | 8,53 | 91 167 594,35 | 17,80 | 35 177 271,26 | 7,65 |
Налоги на совокупный доход | 4 840 624,32 | 1,54 | 4 612 751,02 | 0,90 | 5 206 178,54 | 1,13 |
Налоги на имущество | 2 090 073,75 | 0,66 | 2 160 844,02 | 0,42 | 2 969 722,44 | 0,65 |
Государственная пошлина, сборы | 1 780 674,18 | 0,56 | 2 294 169,27 | 0,45 | 2 039 649,65 | 0,44 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам | - 19 312,82 | -0,01 | - 89 201,68 | -0,02 | - 64 769,01 | -0,01 |
Доходы от использования имущества | 2 797 907,59 | 0,89 | 3 443 547,52 | 0,68 | 3 767 360,04 | 0,82 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 583 101,54 | 0,19 | 425 324,38 | 0,08 | 584 357,08 | 0,13 |
Доходы от оказания платных услуг | 9 850,00 | 0,01 | 407 566,50 | 0,08 | 20 993 326,77 | 4,57 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 2 850,00 | 0,01 | 70 991,51 | 0,01 | 1 090 902,36 | 0,23 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 1 412 861,61 | 0,45 | 1 988 863,94 | 0,40 | 2 342 194,50 | 0,51 |
Прочие неналоговые доходы | 33 318,32 | 0,01 | - 18 137,82 | -0,01 | 71 104,80 | 0,01 |
Возврат остатков субсидий и субвенций | -1 376 510,19 | -0,44 | - 42 124,00 | -0,01 | - 987 629,97 | -0,21 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ в т.ч. | 260 400 175,48 | 82,96 | 387 683 012,26 | 75,70 | 386 666 639,49 | 84,08 |
дотации | 70 056 670,00 | 22,32 | 7 408 000,00 | 1,45 | 52 459 000,00 | 11,41 |
субсидии | 79 699 282,98 | 25,39 | 240 248 159,73 | 46,91 | 156 258 123,90 | 33,98 |
субвенции | 110 644 222,50 | 35,25 | 137 562 352,53 | 26,86 | 176 796 644,59 | 38,44 |
Иные межбюджетные трансферты | х | х | 2 464 500,00 | 0,48 | 1 152 871,00 | 0,25 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 14 553 771,87 | 4,64 | 18 049 485,73 | 3,52 | х | х |
Исходя из данных Таблицы 1. видно, что основную долю доходной части бюджета Уржумского муниципального района составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – трансферты, дотации, субвенции и субсидии.
Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Трансферты выделяются территориальными бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).
Если в 2007 году процент распределения между субвенциями, субсидиями и дотациями был примерно равным, то в 2008 и 2009 годах наблюдается тенденция снижения выделения Уржумскому муниципальному району дотаций (1,45 % - в 2008 году; 11,41 % - в 2009 году). Это свидетельствует о том, что источниками средств на покрытие текущих нужд местных бюджетов все больше становятся собственные доходы.
Растет размер безвозмездных перечислений выделяемых местному бюджету в виде субвенций (110 644 222,50 руб. – в 2007 году; 137 562 352,53 руб. – в 2008 году; 176 796 644,59 руб. – в 2009 году), основную долю расходов занимает субвенция «Госстандарт образования», направленная на покрытие расходов в части заработной платы работникам образования.
Размер собственных (налоговых и неналоговых) доходов Уржумского муниципального района крайне мал (12,40 % - в 2007 году; 20,78 % - в 2008 году; 15,92 % - в 2009 году). Анализируя данные таблицы 1. за три года можно выявить тенденцию роста поступления доходов от следующих источников:
- налога на совокупный доход – на 365 554,24 руб.;
-
доходов от использования
- доходов от продажи материальных и нематериальных активов – на 1 088 052,6 руб.;
- штрафов, санкции, возмещение ущерба – на 929 332,89 руб.
Информация о работе Сравнение доходной и расходной части муниципального бюджета