Сравнение доходной и расходной части муниципального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

курсовая -.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

    Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

    Гласность – это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами  государственной власти.

    Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

    Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

     Рис.1. Схема  консолидированного бюджета РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Бюджетные права органов местного самоуправления.

    Правовой  основой функционирования местных  бюджетов в Российской

Федерации являются:

  • Конституция РФ 1993 г.;
  • Бюджетный кодекс РФ 1998 г.;
  • Закон РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г.

    В Конституции РФ (ст.132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы.

    Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесены:

    • установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
    • составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
    • определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
    • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
    • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
    • определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
    • осуществление муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом.

    Бюджетным кодексом РФ также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные органы местного самоуправления могут вводить местные  налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.

    Органы  местного самоуправления вправе предоставлять  налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами предоставленных органов местного самоуправления о бюджете. Однако органы местного самоуправления могут определять порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом РФ.

    Закон РФ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) стал важным шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов самоуправления. В соответствии с Законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные местные бюджеты, а минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

    Доходная  часть минимальных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе Федеральным законом и  законами субъектов Российской Федерации  доходных источников.

    Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ.

    Кроме того увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственными власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решение. Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.

    В Законе установлено, что бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

    В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов (внутригородских  территорий), не являющихся муниципальными образованиями.

    Составление, утверждение, исполнение местного бюджета  и контроль за его исполнением  осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.

    Исполнительные органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

    Исполнительный  орган местного самоуправления может  вносить в исполнительный орган  власти субъекта РФ предложение по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются в исполнительном органе власти субъекта РФ. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержится обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения этих вопросов создается на паритетных началах согласительная комиссия. Решение согласительной комиссии доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящими представительными органами власти.

    Представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

    Для составления проектов бюджетов местные финансовые органы имеют право на получение информации от финансовых органов вышестоящего уровня бюджетной системы.

    Так, финансовые органы муниципальных районов  получают от финансовых органов субъектов  РФ:

    • предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами доходам;
    • порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;
    • субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.

    Орган местного самоуправления – распорядитель бюджетных средств – распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Он:

    1. составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;
    2. определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
    3. утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
    4. осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

    В соответствии с Законом существенно  повысилась ответственность органов  местного самоуправления за исполнение местного бюджета. В ст. 74 Закона установлено, что в случае нецелевого расходования субвенций из федерального бюджета или бюджета субъектов РФ, если это установлено соответствующим судом, а глава муниципального образования или глава местной администрации не приняли в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, то высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.

    Статья 75 Закона устанавливает, что органы государственной власти субъектов Федерации могут временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления, если;

  1. вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышающая 30 % собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 % бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
  2. при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.
 
  1. Бюджет  Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области.
 
    1. Основные  налоговые и неналоговые доходы МО Уржумский муниципальный район Кировской области.

    Обязательный  компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Информация о работе Сравнение доходной и расходной части муниципального бюджета