Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 01:11, курсовая работа
Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетиями до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствии того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло.
Характеризуя
взгляды Аристотеля, следует сказать,
что вначале он находился под
сильным влиянием учения Платона, но
постепенно освободился от него, затем
подвергает его критическому анализу
и создает собственное философское учение.
Поражает масштаб деятельности древнегреческого
мыслителя. Практически не было в тот период
науки, которой не коснулся бы Аристотель
и в развитие которой он не внес бы свою
лепту. Вот название лишь некоторых его
работ, по которым можно составить представление
о его научных интересах: “Категории”,
“Аналитика первая и вторая”, “Физика”,
“О небесных явлениях”, “О душе”, “История
животных”, “Политика”, “Об искусстве
поэзии”, “Метафизика”.*
* Значительная
часть работ Аристотеля, в частности,
написанных им в период
В отличие
от Платона, рассматривавшего в качестве
всего сущего лишь идеи, Аристотель
с других позиций трактует соотношение
в бытии общего и единичного, реального
и логического. Он не противопоставляет
и не разделяет их, как это делал
Платон, а объединяет. Сущность, а также
то, чьей сущностью она является, не могут,
согласно Аристотелю, существовать раздельно.
Сущность находится в самом предмете,
а не вне его и они составляют единое целое.
Свое учение Аристотель начинает с выяснения
того, какая наука или науки должны изучать
бытие. Такой наукой, которая бы, абстрагируясь
от отдельных свойств бытия (например,
количество, движение), могла бы познать
сущность бытия, является философия. В
отличие от других наук, которые изучают
различные стороны, свойства бытия, философия
изучает то, что определяет сущность бытия.
Сущностью, считает Аристотель, является
то, что лежит в основе: в одном смысле
– это материя, в другом – понятие и форма,
а на третьем месте – то, что состоит из
материи и формы. При этом под материей
подразумевается нечто неопределенное,
которое “само по себе не обозначается
ни как определенное по существу, ни как
определенное по количеству, ни как обладающее
каким-либо из других свойств, которыми
бывает определенно сущее”.* Правда, по
Аристотелю, материя принимает определенность
только с помощью формы. Без формы материя
выступает лишь как возможность, и только
приобретая форму, она превращается в
действительность.
* Аристотель.
Указ. соч. С. 190.