Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 01:11, курсовая работа
Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетиями до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствии того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло.
ГЛАВА I . ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА
Первые
попытки человека осмыслить окружающий
его мир – живую и неживую
природу, космическое пространство,
наконец, самого себя – следует отнести
к тому периоду человеческого существования
(предположительно, его можно датировать
пятым-четвертым тысячелетиями до нашей
эры), когда человек в процессе эволюции,
прежде всего умственной, начал дифференцировать
природу как среду своего обитания, постепенно
выделяя себя из нее. Именно вследствии
того, что человек стал воспринимать животный
и растительный мир, космос как нечто отличное
и противостоящее ему, у него началось
формирование способностей осмысливать
действительность, а затем и философствовать,
то есть делать умозаключения, выводы
и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Родоначальники философского мышления
появились в древнейших человеческих
цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне,
свидетельством чему являются многочисленные
исторические памятники, к сожалению,
только косвенные. Письменных свидетельств
деятельности мыслителей этих цивилизаций
до нас не дошло.
Известные
нам наиболее древнейшие сочинения,
в которых формулируются
Как правило,
это были литературные памятники, в
которых в мифологической форме
высказывались наивные идеи об окружающем
человека мире и делались робкие попытки
его осмысления. Древнейшие человеческие
цивилизации, по сути, не имели прочных
связей и не оказывали взаимного влияния,
что предполагает их изолированность
друг от друга, а следовательно, в философском
плане они развивались вполне самостоятельно.
Известные в наше время источники свидетельствуют,
что наибольшего успеха философия достигла
в Древней Греции, и именно греческая культура
оказала в последующем преобладающее
воздействие на развитие человеческого
общества. В немалой степени этому способствовали
дошедшие до нас в немалом количестве
сочинения древнегреческих мыслителей,
поставленные в них проблемы, и высокий
уровень их философского анализа.
Понятие
философия в буквальном смысле означает
любовь к мудрости. Оно возникло
в Древней Греции много десятилетий
спустя после появления
Исторически
предмет философии изменялся, что
обусловливалось общественными
преобразованиями, духовной жизнью, уровнем
научных, в том числе философских знаний.
В настоящее время философия – это учение
об универсальных принципах бытия и познания,
сущности человека и его отношении к окружающему
миру, иными словами – наука о всеобщих
законах развития природы, общества и
мышления.
2. Философия в Древней Греции
Европейская
и значительная часть современной
мировой цивилизации прямо или
косвенно являются продуктом древнегреческой
культуры, важнейшей частью которой
является философия. С учетом этой парадигмы
наше отношение к древнегреческой
культуре не может быть беспристрастным
и даже более того, требует большего внимания
и заинтересованного отношения. Собственно
говоря, эти мысли не являются оригинальными.
Все или почти все европейские исследователи
если не преувеличивали роль и значение
Древней Греции в развитии современной
цивилизации, то, по крайней мере, никогда
эту роль не преуменьшали.
Напомним,
что под Древней Грецией
Философия
в Древней Греции возникает на
рубеже VII–VI вв. до н. э. Известно, что
первыми греческими философами были
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор,
Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность
выпадает на VI в. до н. э.
При анализе
греческой философии в ней
выделяют три периода: первый – от
Фалеса до Аристотеля; второй – греческую
философию в римском мире и, наконец,
третий – неоплатоновскую философию.
Хронологически эти периоды охватывают
свыше тысячи лет, с конца VII в. до н. э. до
VI в. текущего летоисчисления. Объектом
нашего внимания будет только первый период.
В свою очередь первый период целесообразно
разделить на три этапа. Это необходимо
для того, чтобы более четко обозначить
развитие древнегреческой философии как
по характеру исследуемых проблем, так
и их решению. Первый этап первого периода
– это в основном деятельность философов
Милетской школы Фалеса, Анаксимандра,
Анаксимена (название получила по наименованию
ионийского города Милет); второй этап
– это деятельность софистов, Сократа
и сократиков и, наконец, третий включает
в себя философские идеи Платона и Аристотеля.
Следует
отметить, что о деятельности первых
древнегреческих философов
作者:
Смирнов И., Титов В.
3.Материалистическое и идеалистическое понимание сущности религии
Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые религии.
Определений религии множество. Маркс считал, что "религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. " По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Более широкое определение дает Фромм, который под религией понимает "любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения. " Религия возникла тысячелетия назад, но до сих пор для многих людей она имеет большое значение. Споры между философами вокруг сущности религии не затихают. Сегодня человек близко подошел к осуществлению своих самых заветных надежд. Приближается время, когда голодные будут накормлены, когда человечество, преодолев разобщенность, станет единым. Но приближается ли человек к совершенству самого человека? Человека, любящего ближнего, справедливого, правдивого. Ответ слишком ясен. Так и нет ответов на вопросы: куда идти и зачем жить? В чем смысл жизни?
Для одних выход - в возврате к религии. Не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения. Выходит, что только священники профессионально занимаются душой, только они говорят от имени идеалов любви, истины, справедливости.
Хотя, например, в Древней Греции, функцию "целителей душ" выполняли и философы. Сократ, Платон, Аристотель в заботе о человеческом счастье и душе опирались не на откровение, а на авторитет разума. Они считали человека целью и важнейшим предметом изучения. Эта традиция была продолжена в эпоху Возрождения. А во время Просвещения достигла своей вершины. Впоследствии акцент был смещен. Опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек перестал считать самого себя первой заботой - и в жизни, и в теоретическом исследовании. Разум уступил место интеллекту - простому инструменту для манипулирования вещами и людьми. Но открытие Фрейдом метода психоанализа сделало возможным самое тонкое и интимное исследование души и ее исцеление психологами. В "Будущем одной иллюзии " Фрейд разобрал проблему отношения религии и психоанализа. К вопросу о возникновении и сущности религии он подходит в своем произведении через психологическую оценку культуры вообще. Он считает, что человеческая культура обнаруживает две стороны: во-первых, она охватывает все накопленные знания и умения, позволяющие людям овладеть силами природы, взять ее блага для удовлетворения человеческих потребностей. Во-вторых - все институты, необходимые для упорядочения человеческих отношений. В то же время создается впечатление, что культура есть нечто навязанное противящемуся большинству меньшинством, которое владеет средствами власти и насилия. Это объясняется несовершенством форм культуры, как они складывались до сего дня.
Если
в деле покорения природы человечество
шло путем постоянного
Необходимо
считаться с тем фактом, что
у всех людей имеют место
Наше
развитие идет в таком направлении,
что внешнее принуждение
Но большинство людей повинуется соответствующим культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения, то есть только там, где нарушение запрета грозит наказанием.
И в том и в другом случае, важную роль играет религия.
Еще до Фрейда Людвиг Фейербах в "Сущности религии" отмечал психологические и антропологические основы религии. Он говорил, что бог человека таков, каковы его мысли и намерения. "Сознание Бога есть самосознание человека, познание бога - самопознание человека. " Он называл религию "младенческой сущностью человечества", а исторический прогресс религии связывал с тем, что все, казавшееся более ранней религии объективным, теперь кажется субъективным, то, что раньше считалось и почиталось божественным, ныне считается человеческим. Явления действительности становятся объектом религии не в силу их адекватного отображения в психике человека, а наоборот: почитаются человеком лишь постольку, поскольку они искажаются, извращаются сознанием человека. Природа, реальность, дают лишь материал для идеи Бога, но форма, преобразующая этот материал в божественную сущность, порождается фантазией. Потому, фантазия есть источник и теоретическая причина религии.
Религиозная сила воображения, по Фейербаху, связана с чувством зависимости, которое включает не только страх, но и любовь, благодарность, почитание. Зависимость эта также связана со стремлением человека к счастью. Только люди несчастные нуждаются в религии, жаждут спасения, помощи и просят этого у Бога.
Продолжая линию психологического понимания истоков религии, но уже на ином уровне, как психоаналитик, Фрейд связывал возникновение религии с чувством беспомощности человека перед противостоящими силами природы. Главную задачу религии, ее подлинное обоснование он видел в защите нас от природы. И самый первый шаг религии по этому пути - очеловечивание природы. В язычестве человек поворачивает себя наружу, во внешний мир. Весь окружающий его мир становится живым. Живые камни, земля, озера, горы, долины. Это происходит оттого, что с безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, а очеловеченную природу можно заклясть, умилостивить, подкупить.
У языческих
племен, независимо от их обитания, существовала
единая система верований. Разными
были только обряды. В язычестве
человек создавал много богов
и каждого бога наделял определенным
качеством себя самого. Этим древние
боги, как считал Фрейд, выполняли тройную
задачу. Они нейтрализовывали ужас перед
природой, примиряли с грозным роком, выступающим
в первую очередь в виде смерти, и вознаграждали
за страдания и лишения, выпадающие на
долю человека в культурном сообществе.
Философская концепция Аристотеля
Наше
представление о древнегреческой философии
будет неполным без анализа философского
наследия Аристотеля (384–322 до н. э.), одного
из величайших мыслителей в истории человеческой
цивилизации. Аристотель родился в Стагире,
именно поэтому его иногда называют Стагиритом.
В семнадцатилетнем возрасте Аристотель
становится слушателем Платоновской академии
и остается там в течение двадцати лет
до смерти Платона. Покинув академию, он
восемь лет был воспитателем знаменитого
царя и полководца Александра Македонского.
В 335–334 годах неподалеку от Афин организовал
учебное заведение под названием Ликей,
где он вместе со своими последователями
обучал учеников философии.