Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5

1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 8 файлов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 17.22 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 14.38 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 26.02 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.36 Кб (Открыть, Скачать)

4 глава.docx

— 98.52 Кб (Открыть, Скачать)

3 ГЛАВА.docx

— 111.94 Кб (Открыть, Скачать)

2 глава.docx

— 129.65 Кб (Открыть, Скачать)

1 глава.docx

— 199.21 Кб (Скачать)

С — общая численность населения муниципальных образований, в которых есть учреждения i-го типа, тыс. человек;

D —общая численность всех обслуживающих учреждений одного типа всех муниципальных образований.

Потребность в наличии дополнительных учреждений одного типа (вида) определяется по формуле

Nni = Ni - Nфi                                                                                             (1.4)

где Nni — потребность в дополнительном наличии учреждений i -го типа;

Nфi    — фактическое наличие учреждений i -го типа.

Применяются корректирующие коэффициенты, отражающие отличия фактической  обеспеченности города объектами социальной сферы от средней по региону обеспеченности этими объектами и учитывающие отличия демографического состава населения города от среднего по региону демографического состава населения.

Норматив на текущее содержание учреждений социальной защиты населения, дифференцированный по группам муниципальных образований, руб. на 1 жителя, определяется по формуле

N = (Зп + Мз*Ид)/Чп,                                                                                (1.5)

где N — норматив на текущее содержание;

Зп — расходы на заработную плату  с начислениями;

Мз— материальные затраты;

Ид — индекс-дефлятор;

Чп — постоянная численность  населения региона.

Нормативы бюджетной обеспеченности в системе социальной защиты населения  на муниципальном уровне определяются путем дифференциации полученных расчетных  нормативов по группам и их усреднения внутри данных групп.

Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи предусматривается  учитывать в формуле межбюджетного  выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности.

Предусматривается также усиление методической роли федеральных органов социальной защиты населения. В их задачу должна входить разработка широкого спектра методик адресного предоставления социальной помощи и оказание технического содействия региональным органам социальной защиты в практическом применении таких методик, включая их адаптацию к местным условиям. При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства прежде всего на защите наиболее социально уязвимых групп населения, поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может.

Адресная система социальных выплат предполагает также формирование единых баз данных о получателях социальных льгот и выплат, а персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот и выплат позволил бы избежать необоснованного дублирования пособий и выплат, предоставляемых конкретным нуждающимся домохозяйствам.

В рамках социального обслуживания в качестве приоритетных задач рассматриваются  расширение возможностей граждан выбирать производителей социальных услуг и диверсификация форм.

 

1.2. Пенсии в системе общественного воспроизводства.

Экономические основы

 

В процессе становления и  развития пенсионных систем экономические  мотивы являются важнейшими факторами, определяющими характер данного  института.

Жизнедеятельность человеческого  общества непрерывна и бесконечна. Таковым же является и общественное производство. Люди не могут прекратить производство, поскольку они не могут  прекратить потребление. Производство, выступающее как непрерывный  процесс его возобновления, повторения и продолжения и представляет собой воспроизводство.

Чтобы производство осуществлялось непрерывно, в наличии постоянно  должны быть все его факторы, образующие производительные силы общества. Воспроизводство производительных сил прежде всего предполагает воспроизводство рабочей силы, людей, т.е. личного фактора.

Воспроизводство производительных сил общества предполагает также  воспроизводство производственной и социальной инфраструктуры. Все  элементы производительных сил должны воспроизводиться в определенных пропорциях и только тогда процесс общественного  воспроизводства будет протекать  непрерывно и эффективно.

Таким образом, воспроизводство  есть общественное производство, рассматриваемое  как непрерывно повторяющийся процесс  в неразрывной взаимосвязи с  распределением, обменом и потреблением. Воспроизводство человеческого  капитала в течение жизненного цикла  рассматривается в модели Бен-Пората. В ней предполагается, что в  каждый год своей жизни человек  инвестирует в себя.

Меры социальной защиты оказались  наиболее подходящим инструментом, позволяющим  улучшить характер воспроизводства  рабочей силы в соответствии с  потребностями экономики. Так, пенсии, наряду с иными социальными выплатами  оказывают стимулирующую роль и, тем самым, увеличивают производительность труда, поскольку у работников возникает  уверенность в своей экономической  обеспеченности после окончания  трудовой деятельности. Вместе с тем, устанавливая основания для выхода на пенсию, государство может в  определенной степени регулировать рынок труда.

Наиболее важным фактором, определяющим условия расширенного воспроизводства, является соотношение между потреблением и накоплением. В принципе, чем выше доля валового накопления, тем выше темпы роста экономики. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условия труда, занятости и безработица. Попытка обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы продолжительности жизни, охвата населения образованием, уровня жизни (объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности).

В макроэкономическом анализе  центральным показателем системы  национальных счетов является ВВП. Это  совокупная стоимость продукции  сфер материального производства и  услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. Объем реального ВВП  характеризует главным образом  экономический потенциал страны. Таким образом, макроэкономическим показателем развития системы социальной защиты является доля социальных расходов в ВВП. Например, удельный вес всех социальных выплат в ВВП в 2008 г. составил 8,9%, а сумма выплаченных пенсий - 5,2% за тот же период.1 Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона, чем развитой. На долю существующих видов страхования в промышленно развитых странах приходится, примерно 15-12% ВВП.

Другим существенным показателем  является денежные доходы населения. При  рассмотрении доходов населения  используются понятия номинальные  и реальные денежные доходы населения. Номинальные денежные доходы населения  включают выплаченную заработную плату  наемных работников (начисленную  заработную плату, скорректированную  на изменение просроченной задолженности), доходы лиц, занятых предпринимательской  деятельностью, пенсии, пособия, стипендии  и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов  по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Реальные денежные доходы - номинальные денежные доходы текущего периода, скорректированные  на индекс потребительских цен.

Распределение доходов в  любом обществе не бывает строго равномерным: одни социальные группы (предприниматели, высококлассные специалисты) получают высокие доходы, другие (работники невысокой квалификации, пенсионеры) – имеют сравнительно низкие доходы, третье – средний класс получают доходы обеспечивающие достаточное качество жизни, сложившийся в обществе жизненный стандарт. Так, в современной России Удельный вес социальных выплат в объеме денежных доходов населения составляет 15,3%, из которых большая часть приходится на пенсии – 10,1%.

Первичное распределение  не всегда справедливо с социальной точки зрения и недостаточно эффективно с экономической. Поэтому оно  дополняется вторичным распределением (перераспределением) через систему  налогов, субсидий, страховых взносов, последующих выплат из государственного бюджета, общественных фондов. Первичное  распределение осуществляется посредством  рыночного механизма, процесс перераспределения  протекает при активном участии  государства.

Поскольку, как отмечалось выше, пенсия является компенсацией заработка (дохода) и отложенной заработной платой, важнейшим показателем, определяющим уровень пенсионного обеспечения, является коэффициент замещения  заработной платы. В соответствии с  рекомендациями Международной организации  труда размер пенсии должен устанавливаться, по крайней мере, достаточным для  покрытия основных нужд пенсионера и  составлять 40% от заработной платы. В  связи с этим было введено понятие  прожиточный минимум пенсионера.

В силу своей масштабности пенсионная система играет большую  роль в социально-экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной  сфере государства. Как было показано выше, она органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, состоянием на рынке труда, а, кроме того, с демографическим положением в настоящем и его прогнозном положении в будущем. Пока формирование пенсионной системы не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики – уровень пенсий, как и любых других страховых выплат, построить эффективную систему социальной защиты не удастся.

Как отмечалось выше, общество берет на себя резервирование части  доходов. Эти вынужденные сбережения часто объясняются тем, что у  многих работающих не получается отложить достаточное количество средств  для обеспечения своей жизни  в нетрудоспособном возрасте. Таким  образом, работник принуждается к сбережению средств, для того, чтобы к моменту  выхода на пенсию у него оказалась  отложенной достаточная сумма накоплений. А общество, в лице государственных  структур, поручая делать эти сбережения, берет на себя функцию резервирования, и обеспечивает их расходование по назначению при наступлении неизбежных для человека рисков, осуществляя  регулирующий надзор.

В рыночной экономике заработная плата - это доля работника в доходе предприятия. Зарплата, выступая, как  часть цены рабочей силы, формируется  на рынке труда, где и определяются размеры ее дифференциации. Цена рабочей  силы включает в себя денежную оценку всего личного потребления экономически активного населения, обусловленного заработной платой, ресурсами работодателя и государства. Таким образом, пенсия входит важной составляющей в более  емкую категорию – цену рабочей  силы.

По своей сути пенсия многофункциональна. Все присущие ей функции представляют диалектическое единство и лишь в  совокупности позволяют правильно  понять сущность и содержание пенсии, противоречия и проблемы, возникающие  в процессе совершенствования государственных  пенсионных систем. Это важно подчеркнуть, потому что нередко противопоставления указанных функций, переоценка одних  и недооценка других приводит к нарушению  их единства.

 

1 Статистический сборник. Социальное положение и уровень жизни населения России 2009 г.


Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск