Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа
Цель работы – изучение и разработка научной концепции по совершенствованию методов планирования налоговых доходов.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи, которые отражают общую логику и содержание выполненной работы:
- изучение понятия и классификации налоговых доходов федерального бюджета РФ;
- определение целей, задач и методов планирования налоговых доходов бюджета РФ;
Введение
1. Теоретические основы планирования налоговых доходов…………...5
1.1 Понятие и классификация налоговых доходов
федерального бюджета РФ……………………………………………….5
1.2 Цель, задачи и методы планирования налоговых
доходов бюджета …………………………………………………………16
2. Состояние и совершенствование методической базы
планирования налоговых доходов бюджета РФ………………………22
2.1 Анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ
за 2008-2010 гг…………………………………………………………..22
2.2 Совершенствования методов и приемов планирования
налоговых доходов бюджета РФ……………………………………….25
Заключение
Список литературы
При разработке проектов бюджетов используются плановые параметры, заложенные в таких относительно самостоятельных документах, как долгосрочные целевые программы, федеральная адресная целевая программа, Инвестиционный фонд РФ и ведомственные целевые программы. Долгосрочные целевые программы разрабатываются и утверждаются на федеральном, региональном и местном уровнях соответствующими исполнительными органами публичной власти и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Такая программа содержит технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов, объемы и источники финансирования, наименование заказчика. На основе федеральной инвестиционной программы осуществляются планирование и финансирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Инвестиционный фонд РФ – это часть средств федерального бюджета, предназначенная для реализации инвестиционных проектов, финансируемых на принципах государственно-частного партнерства. Разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ могут осуществляться на всех уровнях публично-правовых образований страны в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.
Сводный финансовый баланс РФ представляет собой документ, в котором отражаются плановые параметры объема и направлений использования финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Этот баланс составляется в целях оценки финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период (два года), а также для оценки влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие общества.
Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:
- расчет прогнозируемых, сумм мобилизации контингентов всех видов доходов;
- распределение, регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;
- определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи (дотаций, субвенций) и выравнивания бюджетной обеспеченности (через ФФП - трансферты).
Важнейший этап по формированию доходов - прогнозирование налоговых поступлений. Планирование доходов федерального бюджета осуществляет Минфин РФ совместно с Министерством по налогам и сборам РФ, поскольку последний располагает всей необходимой информацией и оперативно отслеживает состояние аккумуляции налогов в бюджет.
В условиях перехода к рыночной экономике произошли кардинальные изменения в прогнозировании налоговых поступлений. Отсутствие плановых показателей по прибыли, налоговой базе по другим видам налогов существенно изменило методы планирования платежей в бюджет. Этапы работы по расчету контингентов доходов, прежде всего налоговых поступлений, можно представить в следующей последовательности.
Федеральная налоговая служба доводит до Минфина РФ, обобщенные сведения о текущих поступлениях налоговых и других доходов за отчетный период, предшествующий началу работы над бюджетом следующего года в разрезе территорий. Минфин РФ получает от Министерства экономики РФ прогнозируемые на следующий (планируемый) год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, определяющие объем доходов, прежде всего налоговых платежей. К основным макроэкономическим показателям относят: объем ВВП; показатели, определяющие объем денежной массы; объем прибыли, создаваемой в отраслях хозяйства; размер фонда оплаты труда; индекс инфляции и дефляторы; объем товарооборота, и др. По важнейшим налогам, формирующим основу доходов консолидированного бюджета РФ в целом и бюджетов каждого уровня, составляются специальные расчеты.
Рис.
1. Структура государственных органов,
регламентирующих бюджетно-налоговый
процесс
На основании полученных данных Минфин РФ прогнозирует контингенты налоговых и других доходов и сообщает их в виде установочных показателей территориальным финансовым управлениям.
В современных условиях для повышения обоснованности планирования доходов бюджета резко возрастает значение аналитической работы. Исследуется весь спектр факторов, влияющих на объем платежей в бюджет.
Территориальные
финансовые управления параллельно
ведут работу по прогнозированию
контингентов доходов на своей территории
совместно с налоговым
Кроме данных о налогооблагаемой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году: изменение ставок, введении или отмене льгот и т. д.
Разграничение
налоговых поступлений по уровням
бюджетной системы
Для реального исполнения бюджета по доходам необходима не только обоснованная, максимально учитывающая все факторы методика расчета каждого налога, каждого доходного источника, но и огромная работа по контролю за собираемостью платежей. Этот вопрос в последнее время, приобретает особое значение. Одна из главных причин высокой задолженности по платежам (недоимки) в бюджет, в том числе и просроченный - сложное финансовое состояние многих предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной дисциплины. Эго не позволяет в полном объеме выполнять задания по сбору налоговых доходов по большинству субъектов РФ.
Таким
образом, методика сводного планирования
доходов бюджета базируется на макроэкономических
прогнозных показателях на очередной
год и среднесрочную
2. Состояние и совершенствование методической базы планирования налоговых доходов бюджета РФ
2.1 Анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ
за
2008-2010 гг.
Всего в 2010 году в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления ниже на 10%.
Снижение поступлений в 2010 году относительно уровня 2008 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год – 94 долл.баррель; 2010 год – 77 долл.баррель; справочно: цена на нефть в 2009 году – 58 долл. баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации, которые с 2009 года полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (справочно: поступления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2008 году составили 55,4 млрд. рублей).
График
1. Поступления доходов в
В
общей сумме администрируемых ФНС
России доходов федерального бюджета
поступления налога на добычу полезных
ископаемых составили 43%, НДС - 41% и
налога на прибыль 8%.
График
2. Структура поступлений
(в %)
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2008-2010 гг., приведена в следующем графике.
График 3. Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2008-2010 гг.
Таблица 2
Структура доходов федерального бюджета за 2007-2010 гг.
(в % к общей сумме доходов)
Наименование налогов | 2008 | 2009 | 2010 |
1. Налог на прибыль | 21,3 | 7,8 | 7,9 |
2. НДС | 27,9 | 47,0 | 41,4 |
3. НДПИ | 44,2 | 39,2 | 42,9 |
4. Акцизы | 3,5 | 3,3 | 3,5 |
8. Прочие доходы | 3,1 | 2.7 | 4,3 |
ИТОГО | 100 | 100 | 100 |
В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса - налоговые доходы (свыше 90%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.
Поступления налога на прибыль организаций в 2010 году составили 255,0 млрд. рублей, что на 31% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года – меньше в 3 раза.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 328,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,3 раза.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010 году поступило 55,2 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,4 раза.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2010 году составили 113,9 млрд. рублей и выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2008 года – снизились на 9 процентов.
Налога на добычу полезных ископаемых в 2010 году поступило 1 376,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 266,8 млрд. рублей, газа горючего природного – 85,1 млрд. рублей, газового конденсата – 9 млрд. рублей.
По
сравнению с 2009 годом поступления
НДПИ в 2010 году выросли до 42,9%,
что обусловлено повышением цены на нефть
и оказалась выше показателя предыдущего
года на 3,7%, а относительно уровня 2008 года
– ниже на 1,3%.
2.2
Совершенствования методов и
приемов планирования
Методы планирования - это методы подготовки плановых альтернатив или, по меньшей мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение.
Методы подготовки одного или нескольких вариантов планов различают по используемым методам составления этих планов, методам и срокам возможной реализации планов, объектам планирования.
Подобно
прогнозированию, планирование может
основываться на эвристических и математических
методах. Среди математических методов
исследования операций особое место занимают
методы оптимального планирования.
Невзирая на множество способов и методов планирования и прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.
В
целях снятия всех налоговых преград
на пути экономического роста и превращения
налоговой системы в
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
-
формирование стимулов к
-
создание благоприятных
-
укрепление доходной части
В основе разработки проекта федерального бюджет на 2011 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.