Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, а также совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение.

Глава 1. Сущность бюджета и бюджетной системы.

Глава 2. Анализ становления бюджетной системы Российской Федерации.

Глава 3. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая бюджетная система рф.docx

— 134.58 Кб (Скачать)

     Начиная с 2005 г. в Федеральный бюджет поступают  налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ. Перечислим доли некоторых  налогов в %:

  • налог на прибыль организаций (в части федерального бюджета) - 100 %;
  • налог на добавленную стоимость - 100 %;
  • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
  • акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
  • акцизы на табачную продукцию - 100 %;
  • акцизы на автомобильный бензин - 40 %;
  • акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;
  • налога на добычу полезных ископаемых - 100 %;
  • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 70 %;
  • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 100 %;
  • водный налог - 100 %;
  • единый социальный налог (в части федерального бюджета) - 100 %;
  • государственная пошлина (в части федерального бюджета) - 100 %.

     Неналоговые доходы федерального бюджета указаны  в статье 51 Бюджетного кодекса РФ. Примерами являются следующие виды платежей, %:

  • доходы от использования государственного имущества и платных  услуг в бюджетных организациях (после уплаты налогов и сборов) – 100%;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
  • лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - 100 %;
  • прочие лицензионные сборы - 100 %;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы - 100 %;
  • плата за пользование водными объектами - 100 %;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %;
  • консульские сборы - 100 %;
  • патентные пошлины - 100 %;

    Динамика доходов Федерального бюджета на 2005-2009гг., (млрд. руб.)

Табл. 1.

Доходы 2005 2006 2007 2008 2009
налоги  на прибыль,

организаций

328,746 485,681 635,607 533,38 583,76
налоги  и взносы на

социальные нужды

266,159 310,412 389,087 435,79 496,36
налоги  на товары

(работы, услуги), реализуемые на

территории российской

федерации

1 162,553 049,017 1 489,323 1 404,05 1 914,47
налоги  на товары,

ввозимые на территорию

российской федерации

445,342 593,028 874,330 888,97 1 029,76
налоги, сборы и

регулярные платежи  за

пользование природными

ресурсами

830,175 104,226 1 114,683 36,57 39,50
государственная

пошлина, сборы

22,517 25,002 26, 660 32,24 34,49
доходы  от использования

имущества, находящегося

в государственной  и

муниципальной

собственности

81,555 113,338 88,220 99,3 105,4
доходы  от оказания

платных услуг  и

компенсации затрат

государства

64,164 95,869 125,407 131,7 138,6
административные

платежи и сборы

8,379 3,252 41,226 62,587 71,879
прочие  неналоговые

доходы

3,293 2,787 2,187 5,138 6,476
всего доходов 3212,883 1782,612 257,04 3629,725 4420,695
 

     В доходах федерального бюджета также  учитываются прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами и доходы от внешнеэкономической  деятельности.

     с 2005 г. в Бюджетном кодексе РФ (ст. 56) четко определен перечень федеральных  налогов и их доля отчислений в  региональные бюджеты, например, %:

  • налога на прибыль организаций (региональная ставка налога) - 100%;
  • налог на доходы физических лиц - 70 %;
  • налог на наследование или дарение - 100 %;
  • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
  • акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
  • акцизы на автомобильный бензин - 60 %;
  • акцизы на алкогольную продукцию - 100 %;
  • акцизы на пиво - 100 %;
  • налог на добычу полезных ископаемых - 100 %;
  • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 30 %;
  • сбор за пользование объектами животного мира - 100 %;
  • единый налог по упрощенной системе налогообложения - 90 %;
  • единый сельскохозяйственный налог - 30 %;

     Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов  Федерации в соответствующие  местные бюджеты в порядке, предусмотренном  ст. 58 Бюджетного кодекса. Виды неналоговых  поступлений в региональный бюджет отражены в ст. 57 Бюджетного кодекса:

  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации (после уплаты налогов) - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Федерации;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду - 40 %;
  • платежи за пользование лесным фондом - 100 %.

     Анализ  динамики и структуры доходов  позволяет сделать следующие  выводы:

     - за последние пять лет доля  налоговых поступлений  в среднем  составляет 52%. Из них основные  платежи приходятся на налоги  на прибыль, на товары и услуги, налог на имущество;

    - доля  неналоговых поступлений остается  примерно на уровне 5 % от доходов  областного бюджета;

      - суммы безвозмездных перечислений  из бюджетов других уровней  в среднем составляют 33 %;

    - доходы  от предпринимательской деятельности  остаются на одном уровне и  составляют всего 2 % от общей  суммы доходов бюджета.

     Бюджет  муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов  за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов. В местные бюджеты  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах, в полном объеме поступают  доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

     Состав  налоговых и неналоговых доходов, которые зачисляются в местные  бюджеты, определен в ст. 61 и 62 Бюджетного кодекса:

  • собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов;
  • отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов, передаваемые местным бюджетам (ст. 52, 58, 63 Бюджетного кодекса).

     Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации не должны превышать по срокам погашения 30 лет и могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров;
  • государственных займов в виде ценных бумаг;
  • договоров о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;
  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  по срокам погашения подразделяются:

    - краткосрочные - до одного года;

    - среднесрочные - свыше одного года до пяти лет;

    - долгосрочные - свыше пяти лет до 30 лет.

     Долговые  обязательства субъекта Федерации  не должны превышать 30 лет и могут  существовать в таких же формах, что и обязательства Российской Федерации.

     Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный  долг полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства  должны быть погашены в срок до 10 лет  и могут существовать в следующих  формах:

  • кредитные соглашения и договора;
  • займы в виде муниципальных ценных бумаг;
  • договоры о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;
  • договоры о предоставлении муниципальных гарантий.

     Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также  для погашения государственных  долговых обязательств Российской Федерации.

     Государственные и муниципальные внутренние заимствования  используются для покрытия дефицитов  соответствующих бюджетов, а также  для финансирования расходов соответствующих  бюджетов в пределах расходов на погашение  государственных и муниципальных  долговых обязательств.

     Подавляющий объём государственного внутреннего  долга приходится на государственные  ценные бумаги (ГКО и ОФЗ). Объём  товарных обязательств перед населением России, обязательств по векселям Министерства финансов РФ, государственным гарантиям  и ряду прочих обязательств в настоящее  время незначителен. Проведение в  настоящее время пенсионной реформы  предполагает выпуск для институциональных  инвесторов привлекательных инструментов – государственных сберегательных облигаций (ГСО). Министерство финансов РФ планирует скорректировать порядок  расчетов купонного дохода для ГСО.

     Объем государственного долга РФ за 2008 год  составил на 1 января 2009 года 2,692 триллиона  рублей или 6,7% ВВП, говорится в материалах Минфина РФ к расширенному заседанию  коллегии министерства.

     Долговые  обязательства государства сопровождаются существенными расходами по их обслуживанию, доля таких расходов достаточно обременительна.

     Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, законодательно установленным разграничением полномочий федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых  согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих  бюджетов.

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и  капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

     Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • ассигнований на обязательные выплаты населению;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов по решениям органов государственной власти;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам;
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
  • межбюджетных трансфертов;
  • кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание долговых обязательств.

     Расходные обязательства Российской Федерации  возникают в результате принятия федеральных законов, заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров, принятия федеральных  законов, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Расходные обязательства  Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита Федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации