Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, а также совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение.

Глава 1. Сущность бюджета и бюджетной системы.

Глава 2. Анализ становления бюджетной системы Российской Федерации.

Глава 3. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая бюджетная система рф.docx

— 134.58 Кб (Скачать)

      Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

      Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

      Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

      Принцип гласности предполагает:

  1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

      Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.

      Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

      Доходы  и расходы

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти  РФ соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

       Классификация доходов бюджета РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней, основанная на законодательных актах. Определяющих источники формирования доходов. Бюджетов всех уровней бюджетной системы. 

     Выделяют  следующие группы доходов:

     -налоговые  доходы

     -неналоговые  доходы

     -безвозмездные  поступления

Доходы  федерального бюджета:

  1. Налоговые доходы – федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
  2. Неналоговые доходы (до 10%):

    - доходы  от использования государственного  имущества

    - доходы  от продажи государственного  имущества

    - часть  прибыли государственных унитарных  предприятий

    - сборы  за выдачу лицензий на осуществление определенных видов деятельности

    - таможенные  пошлины и сборы

    - плата  за пользование водными объектами  и ресурсами

    - прибыль  центрального банка

    - доходы  от внешнеэкономической деятельности

 Доходы бюджетов субъектов РФ:

  1. Неналоговые доходы, к ним относятся поступления от региональных налогов:

    - налог  на имущество организации

    - налог  на игорный бизнес

    - транспортный  налог, а также налоговые доходы  от следующих федеральных налогов  и сборов:

    - налог  на прибыль организации

    - налог  на доходы физических лиц

    - акцизы

    - налог  на добычу полезных ископаемых

    - единый  сельско-хозяйственный налог и прочие

       2) Неналоговые доходы:

      - доходы от использования имущества,  находящегося в собственности

     субъекта  РФ

     - доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями

       субъекта РФ

      - доходы от продажи имущества субъекта РФ

      - сборы за выдачу лицензий на  розничную продажу алкогольной

      продукции

      - штрафные санкции

     3) безвозмездные поступления –  поступления из федерального бюджета в

        форме дотаций, субвенций и субсидий.

Доходы  местных бюджетов:

  1. Налоговые – поступления от местных налогов, а также поступления от региональных и федеральных налогов.
  2. Неналоговые доходы:

    - доходы  от использования муниципального  имущества

    - доходы  от продажи муниципального имущества

    - доходы  от платных услуг, оказываемых  муниципальными

    бюджетными  учреждениями

    - часть  прибыли муниципальных бюджетных  учреждений и прочее

     3) безвозмездные поступления –  дотации, субвенции, субсидии.

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством  РФ, разграничением полномочий федеральных  органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых  согласно законодательству должно происходить  в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета  – превышение расходов над доходами.

Принципы возникновения  дефицита бюджета:

  1. Кризис в экономике, финансовой или денежно-кредитной сферах
  2. Чрезвычайные обстоятельства
  3. Ошибки в планировании и прогнозировании
  4. Колебания цен на мирровых товарных и фондовых рынках
  5. Осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры
  6. Чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ становления  бюджетной системы  Российской Федерации.

Бюджетная система дореволюционной  России

     Первым  источником поступлений в княжескую  казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака — выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».

     В XV в. с образованием Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

     В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

     Местные налоги были введены в Русском  государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

     В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор  утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское  самоуправление. Власть царских наместников  была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые  руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

     В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы — чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

     Первый  в России бюджет — смета государственных доходов и расходов был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.

     В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

     После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

     Наряду  с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

     Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения  в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

     Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном — казначейства.

     Казенные  палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и  расходов. Казначейства принимали и  хранили средства, поступающие в  казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

Информация о работе Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации