Состав и структура расходов федерального бюджета на здравоохранение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе я рассмотрю финансовое обеспечение системы здравоохранения в России, сконцентрировавшись на изучении расходов федерального бюджета в нём.

В первой главе речь пойдёт о самом понятии бюджета. Будут приведены различные точки зрения по вопросам бюджетной теории. Будет рассмотрено назначение федерального бюджета, его место в функционировании экономической системы. Кроме того, будет показано распределение бюджетных средств, идущих на нужды здравоохранения, по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

Вторая глава полностью посвящена анализу действующего механизма финансирования системы здравоохранения Российской Федерации. Будет приведена и проанализирована структура соответствующих расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2002 – 2004гг., будут показаны приоритетные направления расходования средств федерального бюджета на здравоохранение. Мы изучим механизм расходования средств федерального бюджета на систему здравоохранения на примере финансового обеспечения федеральных клиник. Также мы коснёмся другого источника финансирования системы здравоохранения – средств фондов обязательного медицинского страхования. Рассмотрим типы систем распределения средств здравоохранения и сравним их между собой. Кроме того, во второй главе будут показаны основные проблемы финансового обеспечения здравоохранения, возникшие на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Роль федерального бюджета РФ в финансовом обеспечении здравоохранения……………………………………………………………………………………5

1.1 Понятие бюджета…………………………………………………………………5

1.2. Роль и назначение федерального бюджета…………………………………6

1.3. Распределение расходов на здравоохранение по уровням бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………………..7

Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ на систему здравоохранения………………………………………………………………………….9

2.1. Система финансового обеспечения здравоохранения в РФ……………9

2.2 Финансирование здравоохранения за счёт средств федерального бюджета………………………………………………………………………………………………10

2.3. Финансирование здравоохранения за счёт средств фондов обязательного медицинского страхования……………………………………………………….....15

Глава 3. Пути совершенствования системы финансирования здравоохранения в РФ………………………………………………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………………......25

Работа содержит 1 файл

Состав и структура расходов федерального бюджета на здравоохранение!.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

                                                            План

    Введение…………………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Роль федерального бюджета РФ в финансовом обеспечении здравоохранения……………………………………………………………………………………5

    1.1 Понятие бюджета…………………………………………………………………5

    1.2. Роль и назначение федерального бюджета…………………………………6

    1.3. Распределение расходов на здравоохранение по уровням бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………………..7

    Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ на систему здравоохранения………………………………………………………………………….9

    2.1. Система финансового обеспечения здравоохранения в РФ……………9

    2.2 Финансирование здравоохранения за счёт средств федерального бюджета………………………………………………………………………………………………10

    2.3. Финансирование здравоохранения за счёт средств фондов обязательного медицинского страхования……………………………………………………….....15

    Глава 3. Пути совершенствования системы финансирования здравоохранения в РФ………………………………………………………………………………………..20

    Заключение………………………………………………………………………………22

    Список  использованной литературы…………………………………………......25 

 

Введение 

    Наличие качественных трудовых ресурсов является одним из важнейших факторов экономического роста. Без них невозможно простое  воспроизводство, не говоря уже об удвоении ВВП к 2013г. А качественные трудовые ресурсы, в свою очередь, невозможны без эффективной социальной политики государства, которая предполагает создание хорошо отлаженных систем образования, здравоохранения, социального обслуживания и т.д. Возникает вопрос: насколько эффективна существующая государственная политика, в частности, в области здравоохранения? Если обратиться к статистике, то мы получим неутешительный результат.

    В последнее десятилетие состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Об этом свидетельствуют показатели заболеваемости, смертности, средней продолжительности жизни. Наблюдается падение рождаемости, возросла смертность, снизилась средняя продолжительность жизни населения. Ухудшились показатели ожидаемой продолжительности жизни. Увеличилась заболеваемость туберкулёзом, инфекционными болезнями, болезнями крови и кроветворных органов, растёт число эндокринных заболеваний и психических расстройств. Возрастает доля обращения к врачу по поводу хронических патологий, течение болезней становится более тяжёлым и длительным. Растёт удельный вес запущенных заболеваний, лечение которых требует значительных затрат.

    В перспективе существенными факторами  роста потребностей в медицинской помощи станут: увеличение доли лиц пожилого возраста с более высокими потребностями в лечении; усложнение течения традиционных заболеваний, вызванное вирусными мутациями.

    Поэтому система здравоохранения приобретает  в современных условиях значение жизненно важной для сохранения общества и для обеспечения национальной безопасности. Однако состояние системы здравоохранения характеризуется наличием серьёзных проблем, требующих решения. При этом главными из них являются организационно-экономические проблемы.

    В настоящей работе я рассмотрю финансовое обеспечение системы здравоохранения в России, сконцентрировавшись на изучении расходов федерального бюджета в нём.

    В первой главе речь пойдёт о самом  понятии бюджета. Будут приведены  различные точки зрения по вопросам бюджетной теории. Будет рассмотрено назначение федерального бюджета, его место в функционировании экономической системы. Кроме того, будет показано распределение бюджетных средств, идущих на нужды здравоохранения, по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

    Вторая  глава полностью посвящена анализу  действующего механизма финансирования системы здравоохранения Российской Федерации. Будет приведена и проанализирована структура соответствующих расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2002 – 2004гг., будут показаны приоритетные направления расходования средств федерального бюджета на здравоохранение. Мы изучим механизм расходования средств федерального бюджета на систему здравоохранения на примере финансового обеспечения федеральных клиник. Также мы коснёмся другого источника финансирования системы здравоохранения – средств фондов обязательного медицинского страхования. Рассмотрим типы систем распределения средств здравоохранения и сравним их между собой. Кроме того, во второй главе будут показаны основные проблемы финансового обеспечения здравоохранения, возникшие на современном этапе.

    Решить  эти проблемы мы попытаемся в третьей  главе. В ней будут высказаны предложения, которые могли бы повысить эффективность финансирования системы здравоохранения. 
 

 

Глава 1. Экономическая сущность федерального бюджета

§ 1. Понятие бюджета 

    В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса  РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Однако данное определение слишком узкое, оно характеризует всего лишь одну сторону бюджета - как «форму образования и расходования денежных средств». Следует отметить, что в экономической науке вообще нет единого подхода к определению понятия и сущности бюджета. В разных научных изданиях можно встретить различные мнения по вопросам теории бюджета. Ознакомимся с некоторыми из них.

    В учебнике П.И. Вахрина «Бюджетная система Российской Федерации» понятие бюджета рассматривается с разных сторон: как экономическая категория, как юридическая категория и как материальная категория.

    Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

    В юридическом аспекте бюджет рассматривается как финансовый план государства. То есть, бюджет можно определить как основной финансовый план образования, распределения, и использования денежного фонда государства или административно – территориального образования. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

    Наконец, в материальном понимании бюджет определён как денежный фонд государства или административно – территориального образования, который находится в распоряжении соответствующих органов власти и местного самоуправления.

    Другая  точка зрения на понятие бюджета представлена в учебнике «Бюджетная система Российской Федерации», вышедшем под редакцией М.В. Романовского и О.В. Врублевской. Авторы считают, что попытка объединить в понятии «бюджет» сразу несколько качественно разнородных признаков противоречит элементарной логике. Они рассуждают следующим образом. Поскольку бюджет является звеном финансовой системы, он содержит все качественные характеристики финансов. А поскольку финансы – это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств, то и бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, но более узкую. Таким образом, бюджет – это экономические отношения, в процессе которых образуются и используются денежные фонды государства и муниципальных образований (бюджетные фонды). Если провести параллель с точкой зрения П.И. Вахрина, то полученное определение соответствует его понятию бюджета как экономической категории. Аналогично бюджет в юридическом понимании соответствует термину «бюджетный план», а в материальном - «бюджетный фонд».

    На  мой взгляд, точка зрения М.В. Романовского и О.В. Врублевской более точна и научна. Но на практике понятия «бюджет», «бюджетный фонд» и «бюджетный план» зачастую смешиваются.  

§ 2. Роль и назначение федерального бюджета 

    Бюджет  необходим государству для выполнения им своих функций. Важнейшим звеном бюджетной системы является федеральный бюджет, аккумулирующий денежные средства, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Именно ресурсы федерального бюджета призваны решать ключевые проблемы, стоящие перед обществом, поскольку инструменты денежно - кредитной политики, без управления которыми невозможно планировать мероприятия по решению каких-либо стратегических задач, находятся в руках федерального правительства.

    Среди функций федерального бюджета можно  выделить такие, как распределительная, политическая и социальная.

    Распределительная функция федерального бюджета заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственными сферами, регионами страны. Политическую функцию можно определить как выполнение федеральным бюджетом роли проводника государственной политики в различных сферах общества. Наконец, социальная функция федерального бюджета предполагает выделение денежных средств на осуществление социальной функции государства. Так, через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных ресурсов между различными категориями граждан; за счёт средств федерального бюджета обеспечивается производство общественных благ (таких, как образование, здравоохранение и т.д.).

    Далее рассмотрим роль бюджетных средств в финансовом обеспечении здравоохранения в РФ. 
 

§ 3. Распределение расходов на здравоохранение по уровням

бюджетной системы РФ 

    Согласно  ст.41 Конституции РФ каждый гражданин  имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    Бюджетные расходы на систему здравоохранения  играют важнейшую роль. В доказательство приведём следующую таблицу.

 

    Таблица 1.

    Финансирование  здравоохранения  за счёт различных  источников. 

Источник

финансирования

Величина  расходов1
1998г. 1999г. 2000г.
млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу
Федеральный бюджет 5,7 6 10,1 6,7 16,9 7,4
Бюджеты субъектов Федерации 58,7 61,2 92,9 61,2 135,6 59,6
Фонды обязательного медицинского страхования 31,5 32,8 48,8 32,1 75,2 33
Итого: 95,9 100 151,8 100 227,7 100
 

    К сожалению, автору данной работы не удалось  найти более свежие статистические данные. Но структура расходов до настоящего времени не претерпела существенных изменений. По-прежнему из трёх основных источников финансирования лидируют бюджетные средства (около 70%). Далее следуют ресурсы, привлекаемые фондами обязательного медицинского страхования (около 30%). За счёт бюджетных средств реализуется государственная политика в области охраны здоровья, которая включает в себя:

    • разработку и реализацию целевых программ;
    • обеспечение профессиональной подготовки кадров;
    • финансирование научных исследований;
    • развитие материально – технической базы учреждений здравоохранения;
    • оплату особо дорогостоящих видов лечения;
    • финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
    • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях , в зонах стихийных бедствий и катастроф.

Информация о работе Состав и структура расходов федерального бюджета на здравоохранение