Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:33, курсовая работа
Целью работы является определение соотношения источников административного, гражданского и финансового права.
В результате были разработаны следующие задачи для достижения поставленной цели:
1.Раскрыть понятия, предметы, объекты и методы административного, гражданского и финансового права в системе права.
2.Рассмотреть источники административного, гражданского и финансового права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Административное право 4
1.1. Понятие, предмет, объект и методы административного права 4
1.2. Источники административного права 7
ГЛАВА 2. Гражданское право 12
2.1. Понятие, предмет, объект и методы гражданского права 12
2.2. Источники гражданского права 15
ГЛАВА 3. Финансовое право 17
3.1. Понятие, предмет, объект и методы финансового права 17
3.2. Источники финансового права 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
1) Гражданский кодекс РФ;
2) принятые в соответствии с ГК иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения.
III. Иные акты, содержащие нормы гражданского права:
1) указы Президента РФ;
2) постановления Правительства РФ;
3) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права.
IV. Обычаи делового оборота.
V. Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
VI. Локальные нормативные акты юридических лиц.
VII. Законы Союза ССР и законы РСФСР (действуют на территории Российской Федерации в части, неотмененной и не противоречащей действующему законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990г.).
Основные нормы гражданского законодательства изложены в принятом Гражданском кодексе РФ, состоящим из трёх частей (З-я часть Кодекса регулирует отношёния по поводу интеллектуальной собственности, а также наследственные правоотношения). ГК РФ содержит 1224 статьи. Отсюда видно, насколько широк и многообразен круг вопросов, регулируемых гражданским правом.
Особое место занимают ратифицированные Россией международные договоры, которые имеют преимущество перед национальном законодательством, и в случае противоречия с российским правом применению подлежат нормы международного договора.
ГЛАВА
3. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.
3.1 Понятие,
предмет и методы административного права
Финансы -- это совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства или организации-предприятия, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования.
Финансовое право -- это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления, задач социально-экономического развития страны.
Финансовое право как наука характеризуется тем, что ее содержание--это система связанных и скоординированных основных категорий и понятий: «государственные финансы», «финансовая деятёльность государства», «финансовые акты», «финансово-правовые нормы», «бюджет», «налоговая система», «банковская система».
Финансовая система -- это совокупность финансовых институтов и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.
Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
В науке финансовое право используются следующие методы:
-- формально-догматический метод, который исследует «догму» права. Его называют специально-юридическим, ибо он занимает первое место в исследованиях финансовой науки;
-- метод обращения к другим наукам, который использует положения и выводы, разработанными другими науками;
-- метод сравнительно-правого исследования -- это
способ исследования двух или более финансово - правовых институтов, например, российского и американского, решая задачу их сравнения, выявления общего и различного;
--
метод конкретно-социологического исследования
включает такие приемы, как личное наблюдение
деятельности финансовых органов, устные
опросы финансовых работников, анкетирование,
собеседование.
3.2.
Источники финансового права.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления
Итак, источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.
Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Основой всех источников финансового права являются Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Также источником являются Конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.
Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.
Источником финансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них - ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.
Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства играют приказы и инструкции Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, телеграммы Центрального банка РФ. Нормативными актами являются также соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам.
Среди нормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ. Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.
Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Источником финансового права являются и локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.
Помимо нормативно-правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать нормативный договор. В данном случае в качестве источника финансового права выступают международные договоры Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения. К примеру. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежание двойного налогообложения доходов и имущества» Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».
Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано на статьях Конституции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим, в науке международные договоры Российской Федерации рассматриваются как часть ее национальной правовой системы.
Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источника финансового права выступают договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам.
В качестве источника российского права в последние годы в теории права все чаще признается судебный прецедент. Судебный прецедент - это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение. Судебный прецедент как источник финансового права представлен главным образом решениями Конституционного Суда РФ. Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом. Конституционный Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты. Кроме того, Конституционный Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правило поведения общего характера, которое ранее не было зафиксировано в каком-либо нормативном акте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, источники гражданского, административного и финансового права делятся на нормативно-правовые акты и обычаи. Законодательство Российской Федерации включает в себя нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.
В сущности, источники описанных прав имеют схожую структуру и иерархию.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами в виду чего она занимает главенствующее место структуре источников прав, а именно гражданского, административного и финансового прав. В ней содержатся основополагающие для правового регулирования нормы.
Информация о работе Соотношение источников административного, гражданского и финансового права