Система расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое избранной властью в рамках экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА...………………………………………………..4
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ УКРАИНЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………….6
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДНОЙ ЧАСТИ…………………………………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.64 Кб (Скачать)

В подтверждение приведем таблицу, в которой показана динамика расходов местных бюджетов на социальные цели с 2007 по 2009 года. 

Табл. 1 Динамика расходов местных бюджетов на социальные цели:

Годы

Расходы на соц цели,всего (млн.грн.,%)

В том числе:

образование

охрана здоровья

Соц. защита и соц.обеспечение

2007

35375,1-100

45,9

33,2

20,9

2008

48489,4-100

44,7

33,2

23,1

2009

68877,4-100

42,4

29,6

28,0


 

   

Принимая во внимание приведенные  выше данные и учитывая все вышесказанное , можно сделать определенные выводы.

В течение последних лет  в Украине наблюдается заметный рост так называемых соц. расходов (на соц. защиту и соц. обеспечение, образование, науку, охрану здоровя) то есть расходов бюджетов на соц. развитие общества. При  этом весомую роль в финансировании  соц. развитияиграют соц. расходы местных бюджетов. Однако, недостаточно изученным остается вопрос насколько и как социализация бюджета влияет на экономический рост и инфляцию, а именно-какой должна быть допустимая норма соц. расходов, которая не имела бы дестабилизировавшего влияния на макроэкономические параметры.

Именно поэтому, многими  научными работниками отмечены позитивные сдвиги в сфере соц. защиты и обеспечения  оцениваются с учетом целого ряда негативных последствий так называемой соц. ориентации бюджета.

Во-первых, негативно воспринимается тот факт, что на протяжение длительного времени главный акцент делается на повышении соц. трансфертов (в некоторых случаях они даже превышают доходы от занятости), что неминуемо разрушает мотивацию активного поведения на рынке труда. По этой причине соц. трансферты называют непродуктивными расходами.

Во-вторых невыполнение государством в определенной мере своих соц. обязательств также является основанием для критики. Кроме этого, к негативным последствиям «социализации» бюджета относят и зпонижение инвестиционной активности.

По моему мнению, соц. направление  бюджета никоим образом не противоречит общей стратегии развития страны, а наоборот, способствовуют расширению границ экономической активности и  дают возможности  населению принимать участие в экономической деятельности, обеспечивают достойный уровень жизни неработоспособным слоям населения, а также способствовуют получению высокого уровня образования и осуществляют поддержку здоровя нации.

Однако в современных  условиях залогом эфективной соц  полити является с одной стороны  оказание поддержки тем гражданам, которые из-за определенных объективных  причин не в состоянии обеспечивать свое благосостояние собственными усилиями, а с другой – стимуляция эффективной экономической деятельности работоспособного населения.

И основные акценты необходимо делать именно на второе направление  соц. политики. Ведь в общих чертах известно, что инвестиции в человеческий капитал являются чрезвычайно важной движущей силой экономического развития. По моему мнению, такая направленность бюджетной политики будет иметь  двойной эффект: будет способствовать решению соц. проблем, уменьшению соц. давлению на бюджет и обеспечивать усиление тенденции экономического роста. С целью формирования модели эффективного использования ограниченных бюджетных ресурсов и максимальной их направленности на финансирование соц. сферы я предлагаю осуществить  следующие мероприятия:

    • усовершенствовать систему распределения расходных обязательств между государственными и местными бюджетами;
    • оптимизировать сеть учреждений, организаций и заведений соц. сферы, которые находятся на бюджетном финансировании;
    • сместить акценты в финансировании соц. сферы от количественных показателей на качественных, от производителя соц. услуг – на их потребителя;
    • определить допустимую норму расходов на соц. защиту и соц. обеспечение.

Реализация на практике вышеупомянутых мероприятий будет способствовать повышению жизненного уровня населения  Украины, даст возможность построить  в стране эффективную соц. систему  и обеспечить надлежащее человеческое развитие.

 

 

    1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДНОЙ  ЧАСТИ

Первое с чем сталкивается государство - это нецелевое использование  средств. Проблема нецелевого использования  бюджетных средств.

Очевидно, без борьбы с  нецелевым использованием средств  государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование  бюджетных средств в Украине  стало массовым явлением.

Например, исполнение расходной  части бюджета в 2009 году характеризовалось  системным "ручным управлением" средствами, хроническим недофинансированием  всех программ, нецелевым и неэффективным  использованием средств, а часто  просто и их хищением. Контрольно-ревизионным  управлением и Счетной палатой  Украины в 2009 году в ходе проверок выявлен ряд нарушений и злоупотреблений. А также из-за непрозрачности системы  государственных закупок в 2009 году потеряно около 40 млрд. гривен. К тому же, органами ГлавКРУ в 2009 году проведена  проверка около 10 тыс. бюджетных учреждений и выявлены нарушения, которые привели  к потерям финансовых и материальных ресурсов на общую сумму более 3, млрд. гривен.

Опыт развитых стран  подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс  составления плана расходования бюджетных средств и само расходование.

Следует добавить, что осуществление  государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе. А повышение оплаты труда  государственных служащих проводить  только в размерах, необходимых для  обеспечения конкурентоспособности  государственной службы на рынке  труда, при прочих равных условиях должно происходить, в том числе за счет сокращения общей численности занятых  в государственном секторе.

Огромная проблема украинского  бюджета - его обремененность социальными  выплатами. В начале 1990-х резкое падение  доходов и уровня жизни большей  части населения спровоцировало расширение гарантий социальной защиты. Именно поэтому доля социальных расходов в совокупных расходах государства  и в ВВП неуклонно росла. Это  продолжалось и в период экономического оживления. Так, доля социальных расходов в совокупных расходах государства  выросла с 17% в 1999 году до 27% в 2008-м. Но следует учитывать, что ни уровень  реальных заработных плат, ни уровень  пенсий до сих пор не соответствует  уровню таковых в странах-соседях, а платежеспособность населения  и уровень жизни в 1990году не были высокими.

За последнее 10 лет в  Украине произошло значительное увеличение расходов правительства (бюджета  государства, ПФ и фондов общего социального  страхования). Если в 1999 году их объем  составлял 35,9% ВВП, то в 2008 году - 46,1%, то есть расходы государства выросли  на 10,2% ВВП, причем 6,5% ВВП приходится на расходы ПФ, увеличившиеся с 9,3% ВВП в 1999 году до 15,8% ВВП в 2008 году.

С 2005г. от 25 до 45% расходов ПФ финансируется не за счет страховых  взносов работодателей и наемных  работников, а за счет средств гос. бюджета.

В текущем году почти  каждая пятая гривна расходов государственного бюджета Украины направлялась на обеспечение пенсионных выплат - эти  расходы за 6 мес. 2009 года составили  почти 6% ВВП.

В бюджете, кроме социальных, значительно увеличились расходы  на государственное управление - с 1,1% ВВП в 1999 году до 2,6% ВВП в 2008 году, а также расходы на общественный порядок, безопасность и судебную власть - с 1,4 до 2,9% ВВП.

Рост расходов на содержание аппарата принуждения государства  был связан как с опережающей  динамикой заработной платы государственных  служащих, так и со значительным увеличением их количества. Если общее  число занятых в экономике  страны в 2008 году по сравнению с 1999 годом  уменьшилось на 3,9%, то количество государственных  служащих и должностных лиц местного самоуправления выросло на 55,3%.

Вследствие долгосрочного  наращивания социальных расходов их доля в сводном бюджете в 2005-2008гг. увеличилась до 22-28% по сравнению  с 12-15% в 1999-2001гг, а в 2010 увеличилась  на 8% по сравнению с 2009.

 

 

Расходы в Государственном  бюджете Украины на 2012 год на содержание властных структур уменьшаются

28.12.2011 | 17:48  
Пресс-служба Министерства финансов

  • ht
  • tp://www.kmu.gov.ua/control/publish/article?art_id=244829690

28 декабря Интернет-издание  «Украинская правда» опубликовало  статью Андрея Пышного «Наслаждение-2012»,  в которой автор статьи подает  предвзятую информацию о Государственном  бюджете Украины на 2012 год. Управление  коммуникаций (пресс-служба) Министерства  финансов сообщает следующее.

Что касается увеличения расходов в 2012 году для Администрации Президента Украины и Секретариата Кабинета Министров Украины - эта информация не соответствует действительности.

Итак, в Государственном  бюджете Украины на 2012 год Государственному управлению делами, как главному распорядителю  средств, утверждены назначения по общему фонду в объеме 1225 млн. грн. за 13 бюджетным  программам, что на 20,4 млн. грн. или 1,6% меньше, чем в 2011 году.

Расходы по этим программам предусмотрены как для непосредственного  обеспечения деятельности Президента Украины, Администрации Президента Украины, Государственного управления делами, так и для обеспечения  деятельности учреждений здравоохранения, культуры, образования, науки, изготовления государственных наград и памятных знаков и т.п.

При этом следует отметить, что расходы общего фонда Государственного бюджета Украины на 2012 год непосредственно  на обслуживание и организационное, информационно-аналитическое, материально-техническое  обеспечение деятельности Президента Украины и Администрации Президента Украины уменьшены по сравнению  с текущим годом на 19,6 млн. грн. или 5,5%.

В Государственном бюджете  Украины на 2012 год хозяйственно-финансовому  департаменту Секретариата Кабинета Министров  Украины, как главному распорядителю  средств, утверждены назначения по общему фонду в объеме 268,9 млн. грн. за 4 бюджетным  программам, что на 51,5 млн. грн. или 16,1% меньше, чем в 2011 году.

Расходы по этим программам предусмотрены как для непосредственного  обеспечения деятельности Кабинета Министров Украины, так и для  обеспечения деятельности газеты «Урядовый  курьер», Украинского института  национальной памяти и т.п.

При этом, стоит отметить, что расходы общего фонда Государственного бюджета Украины на 2012 год непосредственно  на обслуживание и организационное, информационно-аналитическое, материально-техническое  обеспечение деятельности Кабинета Министров Украины уменьшены  по сравнению с текущим годом  на 68,8 млн. грн. или 23,7%.

Расходы Государственной  судебной администрации в Законе Украины «О Государственном бюджете  Украины на 2012 год» действительно  увеличены.

Указанное связано с необходимостью финансового обеспечения судебной реформы, в частности, норм Закона Украины  «О судоустройстве и статусе судей», которые вступают в силу с 1 января 2012 года, в части внедрения и  выплаты судейского вознаграждения в новых размерах.

Аппарату Верховной Рады Украины, как главному распорядителю  средств, утверждены назначения за 4 бюджетными программами по общему фонду в  объеме 784,9 млн. грн., что на 64,7 млн. грн. или 7,6% меньше, чем в 2011 году.

Кроме того, стоит заметить, что экономия расходов на обеспечение  деятельности Верховной Рады в первую очередь будет  способствовать приостановке норм законодательства в части предоставления льгот народным депутатам.

Так, Законом Украины «О Государственном бюджете Украины  на 2012 год» приостановлено действие норм о выплате бывшим народным депутатам  материальной помощи в размере заработной платы работающего народного  депутата на период его трудоустройства  и 50 процентов заработной платы в  случае невозможности трудоустройства, выплаты материальной помощи на оздоровление в размере двойной месячной заработной платы, о выплате денежной помощи в размере 12 месячных должностных  окладов работающего народного  депутата в случае выхода на пенсию, права бесплатного проезда на территории Украины 1 раз в год  железнодорожным, водным, воздушным  или автомобильным междугородным  транспортом народному депутату, который вышел на пенсию, обеспечение  после выхода на пенсию путевками  для лечения, обеспечение транспортом  для поездки в больницу, поликлинику  и других нужд, в связи с оздоровлением  и лечением. Также приостановлены права народного депутата Украины  в случае досрочного прекращения  полномочий Верховной Рады Украины  на получение единовременного денежного  пособия в трехкратном размере  его месячной заработной платы и  на бесплатный проезд и бесплатный провоз имущества к месту проживания народного депутата и членам его  семьи, права на бесплатный провоз ручного  багажа в пределах норм провоза ручного  багажа и бесплатную парковку автомобиля, по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья народного депутата, обеспечению  путевками для санаторно-курортного лечения, выплаты помощнику-консультанту народного депутата Украины единовременного  денежного пособия в размере  трехмесячной заработной платы в  случае увольнения на основании досрочного прекращения полномочий народного  депутата, выплаты единовременной денежной компенсации расходов для создания надлежащих жилищных условий.

Наряду с этим автор  статьи утверждает, что социальная поддержка населения уменьшается. В свою очередь Управление коммуникаций (пресс-служба) отмечает, что эта  информация не соответствует действительности.

Так, несмотря на уточнение  макропоказателей и уменьшение доходной и расходной частей бюджета на 2012 год, Правительство взвешенно  подошло к вопросу повышения  основных социальных стандартов и нашло  возможность сохранить рост базового социального стандарта. Так, по сравнению  с текущим годом размер прожиточного минимума на одного человека в будущем  году вырастет в среднем на 14%.

Таким образом, в следующем  году именно для тех категорий  граждан, которые являются наиболее социально уязвимыми и незащищенными: семей с детьми, малообеспеченных семей, инвалидов детства, детей-инвалидов, ветеранов войны и труда, жертв  нацистских преследований, граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и т.п., будут повышены и обеспечено предоставление государственных социальных гарантий.

Социальные выплаты малообеспеченным семьям на каждого ребенка до 3 лет  увеличатся на 120 грн., а от 3 до 13 лет - на 230 грн.

Помощь одиноким матерям  на детей увеличится на 0,3 млрд. грн.:

- до 6 лет на 10,5% до уровня 480 грн.,

- от 6 до 18 лет - на 14,9% до 598 грн.,

- от 18 до 23 лет, обучающимся, - на 13% до 567 грн.

Помощь инвалидам с  детства и детям инвалидам  увеличится на 0,7 млрд. гривен.

- подгруппы А I-ой группы  вместе с надбавкой на уход  к уровню 1547 грн., или на 29%;

- до 6 лет вместе с надбавкой  на уход к уровню 1099 грн., или  на 10,5%,

- от 6 до 18 лет - 1217 грн., или  на 12,6%.

Увеличится заработная плата  работников образования и медицинских  учреждений, в частности:

- учителей высшей категории  на 614 грн. (с 2415 грн. до 3029 грн.)

- заведующих дошкольными  учебными заведениями на 847 грн. (с  2397 грн. до 3244 грн.)

- врачей-хирургов высшей  категории на 860 грн. (с 2753 грн.  до 3613 грн.)

- участковых врачей-терапевтов  высшей категории на 704 грн. (с  2406 грн. до 3110 грн.)

Обеспечивается прибавка всем педагогическим работникам в размере 20% должностного оклада.

Размер минимальной пенсионной выплаты в среднем увеличится на 10%.

Увеличатся выплаты чернобыльцам:

- средний размер пенсий  участникам ликвидации последствий  аварии на ЧАЭС увеличится  в 2 раза и составит: для инвалидов  I группы - 5,4 тыс. грн. (2011р. - 2,4 тыс.  грн.)

Увеличится финансирование на строительство жилья для:

- воинов-интернационалистов, объемом в 50,9 млн. грн., что в  2,5 раза больше объемов 2011 года. Это позволит предоставить жилье  ориентировочно 170 семьям воинов-интернационалистов, или более чем в 2 раза против  этого года;

- граждан, пострадавших  вследствие Чернобыльской катастрофы, объемом 50 млн. грн., что на 13,6% больше текущего года. Около 200 семей чернобыльцев будут обеспечены  жильем, что на 35 семей больше, чем  в текущем году.

Будет продолжена реализация программы строительства (приобретения) доступного жилья.


 

Заключение

Расходы бюджета - особенная экономическая  категория, которая отображает отношения  с целью учета затрат государства  на осуществление своих полномочий. Расходы бюджета регламентируются соответствующими законодательными и  нормативными актами органов государственной  власти.

Главной "особенностью" расходов Государственного бюджета Украины  является, по моему мнению, их непрозрачность и однозначность. Следует подвергать большей огласке не только статьи расходов, но и суммы, которые выделяются на это, пусть даже самые малые. Таким  образом, государство сможет обезопасить  себя от "разворовывания" бюджетных  средств, коим сейчас принято называть "нецелевое использование". Необходимо также ужесточить контроль над использованием этих средств, чтобы ситуация с нарушением норм законодательства самим Кабинетом  Министров не была уместной.

С другой стороны, необходимо решить ситуацию с государственным долгом, иначе большая часть расходов будет идти не на социальные выплаты, а на борьбу с ним.

Насчет социальных выплат, статистические данные показывают, что расходы на социальную защиту, так же как и  на образование за последнее имеют  положительный прирост, но к сожалению, на данный момент это не афишируется  и незримо.

Спорт, расходы на который меньше 1 процента, охрана окружающей среды, наука, культура, здравоохранения до сих  пор нуждаются в значительных ресурсах государства.

Список литературы

  1. Бюджетний Кодекс України, Закон вiд 21.06.2001 № 2542-III
  2. Артус М.М., Хижа Н.М. Бюджетна система України: навч. посіб. для студ. вищ. навч. Закладів. - К.: Видавництво Європейського ун-ту, 2007. - 220с.
  3. Василик О.Д., Павлюк К.В. Державні фінанси України: Підруч. для студ. екон. спец. вищих навч. закл. / Київський національний ун-т ім. Тараса Шевченка. - К.: Центр навчальної літератури, 2003. - 606с.
  4. Державні фінанси: Навч. посібник / За ред.В.Д. Базилевича. - 2-ге вид., доп. і перероб. - К.: Атіка, 2004. - 368с.
  5. Деркач Н.И., Гордеева Л.П. Бюджет и бюджетный процесс в Украине. - Днепропетровск: Пороги, 1995. - 256с.
  6. Міністерство фінансів. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.minfin.gov.ua
  7. Свободная энциклопедия Википедия. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

 

    1. Литература

1. Грішнова О. А. Людський  розвиток: Навч. посіб. К.: КНЕУ, 2006

2. Павлюк К. В.Бюджет  і бюджетний процес в умовах  транзитивної економіки України:  Монографія. - К.: НДФІ, 2006

Информация о работе Система расходов бюджета