Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:05, контрольная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое избранной властью в рамках экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА...………………………………………………..4
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ УКРАИНЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………….6
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДНОЙ ЧАСТИ…………………………………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
В подтверждение приведем таблицу, в которой показана динамика расходов местных бюджетов на социальные цели с 2007 по 2009 года.
Табл. 1 Динамика расходов местных бюджетов на социальные цели:
Годы |
Расходы на соц цели,всего (млн.грн.,%) |
В том числе: | ||
образование |
охрана здоровья |
Соц. защита и соц.обеспечение | ||
2007 |
35375,1-100 |
45,9 |
33,2 |
20,9 |
2008 |
48489,4-100 |
44,7 |
33,2 |
23,1 |
2009 |
68877,4-100 |
42,4 |
29,6 |
28,0 |
Принимая во внимание приведенные выше данные и учитывая все вышесказанное , можно сделать определенные выводы.
В течение последних лет в Украине наблюдается заметный рост так называемых соц. расходов (на соц. защиту и соц. обеспечение, образование, науку, охрану здоровя) то есть расходов бюджетов на соц. развитие общества. При этом весомую роль в финансировании соц. развитияиграют соц. расходы местных бюджетов. Однако, недостаточно изученным остается вопрос насколько и как социализация бюджета влияет на экономический рост и инфляцию, а именно-какой должна быть допустимая норма соц. расходов, которая не имела бы дестабилизировавшего влияния на макроэкономические параметры.
Именно поэтому, многими научными работниками отмечены позитивные сдвиги в сфере соц. защиты и обеспечения оцениваются с учетом целого ряда негативных последствий так называемой соц. ориентации бюджета.
Во-первых, негативно воспринимается тот факт, что на протяжение длительного времени главный акцент делается на повышении соц. трансфертов (в некоторых случаях они даже превышают доходы от занятости), что неминуемо разрушает мотивацию активного поведения на рынке труда. По этой причине соц. трансферты называют непродуктивными расходами.
Во-вторых невыполнение государством в определенной мере своих соц. обязательств также является основанием для критики. Кроме этого, к негативным последствиям «социализации» бюджета относят и зпонижение инвестиционной активности.
По моему мнению, соц. направление бюджета никоим образом не противоречит общей стратегии развития страны, а наоборот, способствовуют расширению границ экономической активности и дают возможности населению принимать участие в экономической деятельности, обеспечивают достойный уровень жизни неработоспособным слоям населения, а также способствовуют получению высокого уровня образования и осуществляют поддержку здоровя нации.
Однако в современных условиях залогом эфективной соц полити является с одной стороны оказание поддержки тем гражданам, которые из-за определенных объективных причин не в состоянии обеспечивать свое благосостояние собственными усилиями, а с другой – стимуляция эффективной экономической деятельности работоспособного населения.
И основные акценты необходимо делать именно на второе направление соц. политики. Ведь в общих чертах известно, что инвестиции в человеческий капитал являются чрезвычайно важной движущей силой экономического развития. По моему мнению, такая направленность бюджетной политики будет иметь двойной эффект: будет способствовать решению соц. проблем, уменьшению соц. давлению на бюджет и обеспечивать усиление тенденции экономического роста. С целью формирования модели эффективного использования ограниченных бюджетных ресурсов и максимальной их направленности на финансирование соц. сферы я предлагаю осуществить следующие мероприятия:
Реализация на практике вышеупомянутых
мероприятий будет
Первое с чем сталкивается государство - это нецелевое использование средств. Проблема нецелевого использования бюджетных средств.
Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием средств государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование бюджетных средств в Украине стало массовым явлением.
Например, исполнение расходной
части бюджета в 2009 году характеризовалось
системным "ручным управлением" средствами,
хроническим
Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование.
Следует добавить, что осуществление
государственных закупок (заказов)
должно происходить прозрачно, на конкурсной
основе. А повышение оплаты труда
государственных служащих проводить
только в размерах, необходимых для
обеспечения
Огромная проблема украинского бюджета - его обремененность социальными выплатами. В начале 1990-х резкое падение доходов и уровня жизни большей части населения спровоцировало расширение гарантий социальной защиты. Именно поэтому доля социальных расходов в совокупных расходах государства и в ВВП неуклонно росла. Это продолжалось и в период экономического оживления. Так, доля социальных расходов в совокупных расходах государства выросла с 17% в 1999 году до 27% в 2008-м. Но следует учитывать, что ни уровень реальных заработных плат, ни уровень пенсий до сих пор не соответствует уровню таковых в странах-соседях, а платежеспособность населения и уровень жизни в 1990году не были высокими.
За последнее 10 лет в Украине произошло значительное увеличение расходов правительства (бюджета государства, ПФ и фондов общего социального страхования). Если в 1999 году их объем составлял 35,9% ВВП, то в 2008 году - 46,1%, то есть расходы государства выросли на 10,2% ВВП, причем 6,5% ВВП приходится на расходы ПФ, увеличившиеся с 9,3% ВВП в 1999 году до 15,8% ВВП в 2008 году.
С 2005г. от 25 до 45% расходов ПФ
финансируется не за счет страховых
взносов работодателей и
В текущем году почти каждая пятая гривна расходов государственного бюджета Украины направлялась на обеспечение пенсионных выплат - эти расходы за 6 мес. 2009 года составили почти 6% ВВП.
В бюджете, кроме социальных,
значительно увеличились
Рост расходов на содержание аппарата принуждения государства был связан как с опережающей динамикой заработной платы государственных служащих, так и со значительным увеличением их количества. Если общее число занятых в экономике страны в 2008 году по сравнению с 1999 годом уменьшилось на 3,9%, то количество государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления выросло на 55,3%.
Вследствие долгосрочного наращивания социальных расходов их доля в сводном бюджете в 2005-2008гг. увеличилась до 22-28% по сравнению с 12-15% в 1999-2001гг, а в 2010 увеличилась на 8% по сравнению с 2009.
Расходы в Государственном бюджете Украины на 2012 год на содержание властных структур уменьшаются
28.12.2011 | 17:48
Пресс-служба Министерства финансов
28 декабря Интернет-издание
«Украинская правда» Что касается увеличения расходов
в 2012 году для Администрации Президента
Украины и Секретариата Кабинета
Министров Украины - эта информация
не соответствует Итак, в Государственном бюджете Украины на 2012 год Государственному управлению делами, как главному распорядителю средств, утверждены назначения по общему фонду в объеме 1225 млн. грн. за 13 бюджетным программам, что на 20,4 млн. грн. или 1,6% меньше, чем в 2011 году. Расходы по этим программам
предусмотрены как для При этом следует отметить,
что расходы общего фонда Государственного
бюджета Украины на 2012 год непосредственно
на обслуживание и организационное,
информационно-аналитическое, материально-техническое
обеспечение деятельности Президента
Украины и Администрации В Государственном бюджете Украины на 2012 год хозяйственно-финансовому департаменту Секретариата Кабинета Министров Украины, как главному распорядителю средств, утверждены назначения по общему фонду в объеме 268,9 млн. грн. за 4 бюджетным программам, что на 51,5 млн. грн. или 16,1% меньше, чем в 2011 году. Расходы по этим программам
предусмотрены как для При этом, стоит отметить, что расходы общего фонда Государственного бюджета Украины на 2012 год непосредственно на обслуживание и организационное, информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности Кабинета Министров Украины уменьшены по сравнению с текущим годом на 68,8 млн. грн. или 23,7%. Расходы Государственной судебной администрации в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» действительно увеличены. Указанное связано с необходимостью
финансового обеспечения Аппарату Верховной Рады Украины, как главному распорядителю средств, утверждены назначения за 4 бюджетными программами по общему фонду в объеме 784,9 млн. грн., что на 64,7 млн. грн. или 7,6% меньше, чем в 2011 году. Кроме того, стоит заметить, что экономия расходов на обеспечение деятельности Верховной Рады в первую очередь будет способствовать приостановке норм законодательства в части предоставления льгот народным депутатам. Так, Законом Украины «О
Государственном бюджете Наряду с этим автор
статьи утверждает, что социальная
поддержка населения Так, несмотря на уточнение макропоказателей и уменьшение доходной и расходной частей бюджета на 2012 год, Правительство взвешенно подошло к вопросу повышения основных социальных стандартов и нашло возможность сохранить рост базового социального стандарта. Так, по сравнению с текущим годом размер прожиточного минимума на одного человека в будущем году вырастет в среднем на 14%. Таким образом, в следующем
году именно для тех категорий
граждан, которые являются наиболее
социально уязвимыми и Социальные выплаты Помощь одиноким матерям на детей увеличится на 0,3 млрд. грн.: - до 6 лет на 10,5% до уровня 480 грн., - от 6 до 18 лет - на 14,9% до 598 грн., - от 18 до 23 лет, обучающимся, - на 13% до 567 грн. Помощь инвалидам с детства и детям инвалидам увеличится на 0,7 млрд. гривен. - подгруппы А I-ой группы вместе с надбавкой на уход к уровню 1547 грн., или на 29%; - до 6 лет вместе с надбавкой на уход к уровню 1099 грн., или на 10,5%, - от 6 до 18 лет - 1217 грн., или на 12,6%. Увеличится заработная плата работников образования и медицинских учреждений, в частности: - учителей высшей категории на 614 грн. (с 2415 грн. до 3029 грн.) - заведующих дошкольными учебными заведениями на 847 грн. (с 2397 грн. до 3244 грн.) - врачей-хирургов высшей категории на 860 грн. (с 2753 грн. до 3613 грн.) - участковых врачей-терапевтов высшей категории на 704 грн. (с 2406 грн. до 3110 грн.) Обеспечивается прибавка всем педагогическим работникам в размере 20% должностного оклада. Размер минимальной пенсионной выплаты в среднем увеличится на 10%. Увеличатся выплаты - средний размер пенсий
участникам ликвидации Увеличится финансирование на строительство жилья для: - воинов-интернационалистов,
объемом в 50,9 млн. грн., что в
2,5 раза больше объемов 2011 года.
Это позволит предоставить - граждан, пострадавших
вследствие Чернобыльской Будет продолжена реализация программы строительства (приобретения) доступного жилья. |
Заключение
Расходы бюджета - особенная экономическая
категория, которая отображает отношения
с целью учета затрат государства
на осуществление своих
Главной "особенностью" расходов Государственного бюджета Украины является, по моему мнению, их непрозрачность и однозначность. Следует подвергать большей огласке не только статьи расходов, но и суммы, которые выделяются на это, пусть даже самые малые. Таким образом, государство сможет обезопасить себя от "разворовывания" бюджетных средств, коим сейчас принято называть "нецелевое использование". Необходимо также ужесточить контроль над использованием этих средств, чтобы ситуация с нарушением норм законодательства самим Кабинетом Министров не была уместной.
С другой стороны, необходимо решить ситуацию с государственным долгом, иначе большая часть расходов будет идти не на социальные выплаты, а на борьбу с ним.
Насчет социальных выплат, статистические данные показывают, что расходы на социальную защиту, так же как и на образование за последнее имеют положительный прирост, но к сожалению, на данный момент это не афишируется и незримо.
Спорт, расходы на который меньше 1 процента, охрана окружающей среды, наука, культура, здравоохранения до сих пор нуждаются в значительных ресурсах государства.
Список литературы
1. Грішнова О. А. Людський розвиток: Навч. посіб. К.: КНЕУ, 2006
2. Павлюк К. В.Бюджет
і бюджетний процес в умовах
транзитивної економіки