Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:10, курсовая работа
Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования.
. Введение 4
2. Система образования РФ и ее элементы: 6
2.1. Дошкольные учреждения образования 7
2.2. Общеобразовательные учреждения 10
2.3. Профессиональные учреждения образования 11
2.4. Специальные учреждения образования 16
3. Система финансирования образования в Российской Федерации 18
4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования
Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных
средств на содержание учреждений образования. 22
5. Национальный проект – «Образование» 35
6. Заключение 37
7. Список используемой литературы 40
Развитие производства и социальной сфер в в условиях глобальных процессов технологизации и информатизации требует подготовки специалистов среднего звена, ориентированных как на интеллектуальную, так и на практическую деятельность, обладающих объемом фундаментальных знаний и разнообразными умениями и навыками.
Задача,
которую ставит перед собой государство
в настоящее время, - формирование института
внешнего заказа образованию – решается
путем полноценного участия работодателей
в разработке структуры и содержания профессионального
образования: стандартов, перечня специальностей,
численности специалистов, востребованных
на рынке труда, и т.д. при этом необходимо
создать гибкую систему перераспределения
бюджетных ресурсов, выделяемых на образование,
в сторону перспективных и востребованных
направлений.
4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования.
Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных
средств
на содержание учреждений
образования.
Содержание бюджетных учреждений производится в виде ассигнований из бюджета, что входит в расходы бюджетов. Расходы бюджетов - это система распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства.
Под
бюджетным учреждением
Смета бюджетного учреждения выступает основным плановым документом для финансирования этих учреждений на основании соответствующей бюджетной росписи. Выступая простейшей формой финансового плана, смета определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы учреждения. Помимо бюджетного финансирования, эти учреждения могут осуществлять дополнительное финансирование за счет привлеченных (частных) источников.
Таким образом, под сметно-бюджетным финансированием понимается одна из форм финансирования публичных нужд, представляющая собой финансовые отношения по предоставлению бюджетным учреждениям необходимых для их эффективного и бесперебойного функционирования денежных средств соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов) на основе составленных в соответствии с бюджетной росписью финансовых смет.
Бюджетные учреждения вправе расходовать поступающие им бюджетные средства исключительно на:
как
отмечают некоторые экономисты, для
завершения исполнения
Перераспределение поступивших в распоряжение бюджетной организации бюджетных средств на иные цели запрещено под страхом наступления юридической ответственности, что выступает охранительным инструментом обеспечения эффективности функционирования бюджетной системы.
Важным элементом этого правового механизма выступают следующие обстоятельство: все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а так же операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов. Подтверждением такого вывода служит и то, что единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.
Утверждение
сметы доходов и расходов подведомственных
бюджетных учреждений осуществляют
главные распорядители, а уже
распределение бюджетных
Система управления расходами характеризуется также расходными обязательствами различных уровней власти.
Бюджетная сфера РФ включает в себя сеть государственных и муниципальных структур – главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств и сеть бюджетных учреждений, небюджетных организаций – производителей и поставщиков бюджетных услуг и администраторов бюджетных средств.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган) орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.2
Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств3.
Эффективность позитивных изменений в любой сфере общественной жизни напрямую связана с политическими, правовыми и экономическими аспектами. В условиях нестабильной российской экономики и несовершенства законодательной базы особую актуальность приобретают вопросы финансового обеспечения образования, основанного на расчетах реальной потребности в бюджетных средствах.
В
соответствии с Федеральным законом
РФ «Об образовании» государство гарантирует
ежегодное выделение финансовых средств
на нужды образования в размере не менее
10% национального дохода, а так же защищенность
соответствующих статей расходов федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов. Доля расходов на финансирование
высшего профессионального образования
не может быть менее 3% расходной части
федерального бюджета. Установлено, что
финансированию подлежит обучение 170 студентов
на каждые 10 тыс. человек, проживающих
в РФ. Закон предусматривает единые принципы
формирования бюджетных средств на образование
на всей территории России на основе государственных
экономических нормативов на единицу
контингента обучаемых. Предусмотрена
ежеквартальная индексация выделяемых
средств в соответствии с темпами инфляции.
Таковы требования законодательства.
Реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются:
Величина ассигнований в первую очередь регулируется объемом доходов бюджета того или иного уровня. В период 1992-1997 гг. на нужды образования выделялось не более 50% от исчисленной по социальным нормативам суммы.
Открытым остается вопрос при планировании бюджетных средств о содержании подлежащего финансированию образовательного стандарта для различных типов учреждений. В настоящее время государственный стандарт основного общего образования сформирован, но законодательно не утвержден. Он представляет собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем нагрузки обучающихся.
Один
из элементов государственных
Для учреждений дошкольного и дополнительного образования стандарты отсутствуют. Если учесть, что законом гарантирована всего лишь финансовая поддержка таким учреждениям без указания доли бюджетных средств, то остается нерешенным вопрос о принципах их выделения. Учитывая социальную значимость учреждений подобного типа, разные субъекты Федерации применяют различные подходы к планированию средств на их содержание. Жесткая бюджетная политика при рассмотрении предложений о включении в бюджет тех или иных расходов на образование предопределяет необходимость учитывать не только потребность, целесообразность, актуальность, но и финансовые возможности по их осуществлению.
Исходя из принятой классификации расходов бюджета выделяемые средства распределяются по разделам, подразделам, целевым и экономическим статьям. Система классификации показывает те виды бюджетных расходов, с помощью которых государство выполняет свои функции. В целом отрасли «Образование» присвоен шифр (код) 1400, его параметры охватывают семь подразделов в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ - №№ 1401-1407. внутри каждого из них предусмотрено распределение расходов по целевым статьям, показывающим тип учреждения. Например, расходы на общее образование относится к подразделу 1402. типы же учреждений, реализующих общеобразовательные программы (как основные, так и дополнительные), закодированы под номерами целевых статей, которые в свою очередь делятся на экономические статьи.
Технология распределения расходов на экономические статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения, включая образовательное. Все расходы классифицируются на текущие и капитальные. Текущие объединены в две группы. Первая группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее, приобретение предметов снабжения и расходных материалов4; командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату коммунальных услуг с выделением расходов на электрическую, тепловую энергию, газ, водоснабжение, прочие услуги. Вторая группа – такие трансферты населению, как стипендии обучаемым, выдача наличных денег взамен питания, компенсационные выплаты работникам на приобретение книгоиздательской продукции; пособия на опекаемых детей и т.п. Капитальные расходы – это капитальные вложения в основные фонды, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, новое строительство, капитальный ремонт.
До
1994 г. бюджетная классификация
Детализация
бюджетных расходов связана с
необходимостью усиления контроля со
стороны финансирующих органов
за их целевым использованием. Этому
соответствует принцип
С
введением новой бюджетной
Информация о работе Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования