Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования.

Содержание

. Введение 4

2. Система образования РФ и ее элементы: 6

2.1. Дошкольные учреждения образования 7

2.2. Общеобразовательные учреждения 10

2.3. Профессиональные учреждения образования 11

2.4. Специальные учреждения образования 16

3. Система финансирования образования в Российской Федерации 18

4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования

Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных

средств на содержание учреждений образования. 22

5. Национальный проект – «Образование» 35

6. Заключение 37

7. Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Развитие  производства и социальной сфер в  в условиях глобальных процессов  технологизации и информатизации требует подготовки специалистов среднего звена, ориентированных как на интеллектуальную, так и на практическую деятельность, обладающих объемом фундаментальных знаний и разнообразными умениями и навыками.

    Задача, которую ставит перед собой государство в настоящее время, - формирование института внешнего заказа образованию – решается путем полноценного участия работодателей в разработке структуры и содержания профессионального образования: стандартов, перечня специальностей, численности специалистов, востребованных на рынке труда, и т.д. при этом необходимо создать гибкую систему перераспределения бюджетных ресурсов, выделяемых на образование, в сторону перспективных и востребованных направлений. 
 
 
 
 
 

4. Сметно-бюджетное  финансирование учреждений  образования.

Расчетные показатели и порядок  планирования бюджетных

средств на содержание учреждений образования. 

   Содержание  бюджетных учреждений производится в виде ассигнований из бюджета, что  входит в расходы бюджетов. Расходы бюджетов - это система распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства.

    Под бюджетным учреждением понимается публично-правовое юридическое лицо, созданное органами государственной  власти России, субъектов Федерации  или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Их деятельность полностью или частично финансируется из соответствующего бюджета1  на основе сметы доходов и расходов.

      Смета бюджетного учреждения выступает основным плановым документом для финансирования этих учреждений на основании соответствующей бюджетной росписи. Выступая простейшей формой финансового плана, смета определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы учреждения. Помимо бюджетного финансирования, эти учреждения могут осуществлять дополнительное финансирование за счет привлеченных (частных) источников.

    Таким образом, под сметно-бюджетным финансированием понимается одна из форм финансирования публичных нужд, представляющая собой финансовые отношения по предоставлению бюджетным учреждениям необходимых для их эффективного и бесперебойного функционирования денежных средств соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов) на основе составленных в соответствии с бюджетной росписью финансовых смет.

    Бюджетные учреждения вправе расходовать поступающие  им бюджетные средства исключительно  на:

    • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
    • уплату обязательных платежей и перечисление страховых взносов в государственные фонды;
    • трансферты населению
    • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам
    • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов

      как отмечают некоторые экономисты, для  завершения исполнения                                   бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года), предоставляется льготный период составляющий 1 месяц в течение которого заканчиваются операции по обязательствам в рамках исполнения бюджета.

    Перераспределение поступивших в распоряжение бюджетной  организации бюджетных средств  на иные цели запрещено под страхом  наступления юридической ответственности, что выступает охранительным инструментом обеспечения эффективности функционирования бюджетной системы.

    Важным элементом этого правового механизма выступают следующие обстоятельство: все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а так же операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов. Подтверждением такого вывода служит и то, что единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.

    Утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений осуществляют главные распорядители, а уже  распределение бюджетных средств  осуществляют распорядители.

    Система управления расходами характеризуется также расходными обязательствами различных уровней власти.

    Бюджетная сфера РФ включает в себя сеть государственных и муниципальных структур – главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств и сеть бюджетных учреждений, небюджетных организаций – производителей и поставщиков бюджетных услуг и администраторов бюджетных средств.

    Главный распорядитель бюджетных  средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган) орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.2

    Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств3.

    Эффективность позитивных изменений в любой  сфере общественной жизни напрямую связана с политическими, правовыми  и экономическими аспектами. В условиях нестабильной российской экономики  и несовершенства законодательной базы особую актуальность приобретают вопросы финансового обеспечения образования, основанного на расчетах реальной потребности в бюджетных средствах.

    В соответствии с Федеральным законом  РФ «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а так же защищенность соответствующих статей расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может быть менее 3% расходной части федерального бюджета. Установлено, что финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в РФ. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории России на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства.  

    Реальная  практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются:

    • доля валового внутреннего продукта, ассигнуемая на образование, составляет лишь 4,4%;
    • нет научно обоснованных федеральных и региональных нормативов финансирования;
    • не обеспечен установленный законодательством размер оплаты труда работников учреждений образования, превышающий уровень средней заработной платы в РФ;
    • не реализуется система льгот различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения учащихся и студентов;
    • не введен механизм предоставления гражданам личного государственного образовательного кредита;
    • устарели требования к образовательным учреждениям в части строительных и санитарных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
    • не создано соответствующих фондов развития образования;
    • недостаточно четко определена система налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, и др.

    Величина  ассигнований в первую очередь регулируется объемом доходов бюджета того или иного уровня. В период 1992-1997 гг. на нужды образования выделялось не более 50% от исчисленной по социальным нормативам суммы.

    Открытым  остается вопрос при планировании бюджетных  средств о содержании подлежащего  финансированию образовательного стандарта для различных типов учреждений. В настоящее время государственный стандарт основного общего образования сформирован, но законодательно не утвержден. Он представляет собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем нагрузки обучающихся.

    Один  из элементов государственных образовательных  стандартов – базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. В нем определено минимальное количество часов на изучение образовательных областей (например, математики и т.п.), установлена максимальная учебная нагрузка на учащихся по классам. Указанный учебный план позволяет сохранить единое образовательное пространство в России.

    Для учреждений дошкольного и дополнительного образования стандарты отсутствуют. Если учесть, что законом гарантирована всего лишь финансовая поддержка таким учреждениям без указания доли бюджетных средств, то остается нерешенным вопрос о принципах их выделения. Учитывая социальную значимость учреждений подобного типа, разные субъекты Федерации применяют различные подходы к планированию средств на их содержание. Жесткая бюджетная политика при рассмотрении предложений о включении в бюджет тех или иных расходов на образование предопределяет необходимость учитывать не только потребность, целесообразность, актуальность, но и финансовые возможности по их осуществлению.

    Исходя  из принятой классификации  расходов бюджета выделяемые средства распределяются по разделам, подразделам, целевым и экономическим статьям. Система классификации показывает те виды бюджетных расходов, с помощью которых государство выполняет свои функции. В целом отрасли «Образование» присвоен шифр (код) 1400, его параметры охватывают семь подразделов в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ - №№ 1401-1407. внутри каждого из них предусмотрено распределение расходов по целевым статьям, показывающим тип учреждения. Например, расходы на общее образование относится к подразделу 1402. типы же учреждений, реализующих общеобразовательные программы (как основные, так и дополнительные), закодированы под номерами целевых статей, которые в свою очередь делятся на экономические статьи.

    Технология  распределения расходов на экономические  статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения, включая образовательное. Все расходы классифицируются на текущие и капитальные. Текущие объединены в две группы. Первая группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее, приобретение предметов снабжения и расходных материалов4; командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату коммунальных услуг с выделением расходов на электрическую, тепловую энергию, газ, водоснабжение, прочие услуги. Вторая группа – такие трансферты населению, как стипендии обучаемым, выдача наличных денег взамен питания, компенсационные выплаты работникам на приобретение книгоиздательской продукции; пособия на опекаемых детей и т.п. Капитальные расходы – это капитальные вложения в основные фонды, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, новое строительство, капитальный ремонт.

    До 1994 г. бюджетная классификация расходов была более укрупненной. Например, все  расходы на оплату труда относились на статью «Заработная плата». С 1995 г. эти расходы подразделяются на экономические статьи: «Основной оклад гражданских служащих», «Надбавки к заработной плате», «Дополнительная оплата гражданских служащих», «Прочие денежные выплаты гражданским служащим», «Оплата труда внештатных сотрудников».

    Детализация бюджетных расходов связана с  необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих органов  за их целевым использованием. Этому  соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств  для конкретного образовательного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассигнований и распределение разнообразных по своему характеру расходов по экономическим статьям осуществляет государственный орган управления образованием в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год.

    С введением новой бюджетной классификации  образовательные учреждения не могут  использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за целевого финансирования расходов. Сметный порядок выделения ассигнований признан основополагающим. Вначале учредитель устанавливает для каждого учреждения производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры, госзаказ), с учетом которых формируется смета расходов. Для дошкольных учреждений производственными показателями являются число воспитанников и групп, для школ – число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования – прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение и т.п. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые показатели, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения. Например, по школам расчет среднегодовых показателей производится по формуле: 

Информация о работе Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования