Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:10, курсовая работа
Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования.
. Введение 4
2. Система образования РФ и ее элементы: 6
2.1. Дошкольные учреждения образования 7
2.2. Общеобразовательные учреждения 10
2.3. Профессиональные учреждения образования 11
2.4. Специальные учреждения образования 16
3. Система финансирования образования в Российской Федерации 18
4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования
Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных
средств на содержание учреждений образования. 22
5. Национальный проект – «Образование» 35
6. Заключение 37
7. Список используемой литературы 40
Согласно концепции модернизации образования государство вновь должно стать гарантом качества подготовки кадров, осуществляемой профессиональными образовательными учреждениями. В соответствии с требованиями народного хозяйства, культуры, аппарата управления, вооруженных сил и других сфер, в ближайшие годы предстоит существенное изменение содержания и структуры профессионального образования.
В целях повышения уровня качества профессионального образования будут осуществляться:
1. прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений и служб занятости;
2. оптимизация
перечней профессий и
3. структурная
и институциональная
4. радикальное
улучшение материально-
5. информатизация
образования оптимизация
6. углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;
7. интеграция
университетской,
8. обеспечение
участия работодателей и
Естественно,
что осуществление мероприятий
по модернизации профессионального
образования повлечет за собой рост
финансовых ресурсов, направляемых в
сферу образования.
Специальные учреждения образования.
Для современной системы дошкольного общественного воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет: по данным Министерства образования РФ, в 1997 г. их было 800 тыс. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется “шефство” взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казённых учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.
В
тяжёлые годы после второй мировой
войны в Европе осталось много детей-сирот.
В 1949 г. австриец Герман Гмайнер открыл
первую “детскую деревню” -
детский дом семейного типа. В настоящее
время по модели детского дома Г. Гмайнера
в 130 странах созданы учреждения для сирот.
Стратегия воспитания представляется
следующим образом: сначала излечить душу
и тело ребенка, потом развить и выучить
его, а после - помочь утвердиться в обществе
в соответствии с его возможностями и
силами. “Мать деревни” (официальное
название новой профессии) вместе с работой
выбирает и судьбу. Она живет с детьми,
воспитывает их и самостоятельно ведет
хозяйство. У нее 6-8 ребят, это названые
и родные братья и сестры. В деревне таких
домов обычно 10-12. Директор деревни не
столько контролирует, сколько помогает
и распределяет финансы. А в остальном
всё, как в семье. Дети ходят в обычную
школу, лечатся в обычной поликлинике.
В 1996 г. приняла своих воспитанников первая
российская детская деревня в подмосковном
Томилино. В Лаврове под Орлом, где работает
школа по подготовке “матерей”, открывается
вторая. Третья появится под Петербургом
в г. Пушкине.
3.
Система финансирования
образования в
Российской Федерации.
Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях. Вместе с тем, образование - это та сфера, которая обеспечивает развитие не только личности, но и всей страны, ее конкурентоспособность в глобальном мире. Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы: федерального, субъектов Федерации и муниципальных образований.
В сфере образования основные полномочия закреплены за органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Органами государственной власти субъектов Федерации обеспечивается предоставление дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Федерации), а также начального профессионального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях), которое обеспечивает подготовку рабочих кадров и специалистов для нужд региональных рынков труда, социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
К полномочиям органов местного самоуправления отнесен вопрос организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования на территории муниципального образования, в части расходов, организация отдыха детей в каникулярное время, опека и попечительство.
За
федеральными органами государственной
власти в сфере образования закреплены
полномочия профессионального образования,
главным образом высшего и
послевузовского
При этом большая доля финансирования (79%) приходится на консолидированные бюджеты субъектов Федерации, т.е. на бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований. Распределение бюджетных расходов на образование по разным уровням бюджетной системы предоставлено на рисунке
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Из российских региональных
Бюджетное финансирование среднего профессионального образования и переподготовки и повышения квалификации на 47% осуществляется за счет средств федерального бюджета и на 57% - за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Федерации.
Из федерального бюджета в основном финансируется высшее профессиональное образование (95%). В 2007 г. расходы федерального бюджета на образование увеличилось на 31% и составили 278,5 млрд руб.
Основной целью государственной политики в сфере образования является повышение уровня его доступности и качества для всех слоев населения независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан.
В 2005 г. доля студентов, принятых на обучение за счет бюджетов всех уровней, составила 44,7%, в 2006 г. она сократилась до 42,5%.
В 2005/06 учебном году в РФ насчитывалось 655 государственных и муниципальных высших учебных заведений, в которых обучалось
6 млн
студентов. К 2009 г. численность
студентов за счет повышения
уровня доступности
Очевидно, что в условиях, когда прожиточный минимум российских семей еще весьма невысок, доступность обучения для многих семей в немалой степени связана с размерами стипендий, возможностью проживания в общежитиях и, как показали события в ряде ВУЗов страны – с приемлемостью цен в сфере общественного питания ВУЗов. Система организации образования – это комплекс, включающий и содержание помещений, и транспорт, и стоимость учебной литературы, и многое другое.
С
1 сентября 2007 г. на 50% повышены стипендии
учащимся и студентам учебных
заведений начального, среднего и
высшего профессионального
К 2008 г. планировалось увеличить обеспеченность общежитиями до 95% студентов государственных (и муниципальных) учреждений высшего образования. Этот показатель в 2004 г. составлял 83%, а в 2005 г. – 84%.
В 2007 г. 1,5 млрд руб. направлено на совершенствование форм оценки качества образования, в том числе на основе привлечения к этому процессу общественных организаций. К 2008 г. планировалось на 25% по сравнению с 2005 г. увеличить количество общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием.
Проблема повышения качества образования на современном этапе неразрывно связана с необходимостью модернизации и перехода к инновационным методам образования. Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет, поэтому в настоящее время важно не столько получить определенные знания, сколько освоить новейшие алгоритмы получения и использования новой информации. Инновационное образование ориентировано на овладение базовыми компетенциями, позволяющими по мере необходимости приобретать знания самостоятельно. Оно предполагает интеграцию фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства, а также более тесную связь с практикой.
Непременным условием качественного образования является высокий уровень оплаты труда преподавателей.
В 2005 г. среднемесячная начисленная (до налогообложения) заработная плата в целом по отрасли равнялась 5477,9., что составляет 55,7% этого показателя в промышленности. При этом среднемесячная заработная плата в ВУЗах РФ была на уровне 8510,1 руб. В региональном плане этот показатель колебался от 3557 руб. в Карачево-Черкесской Республике до 23 473 руб. в Ямало-Ненецком АО; в Москве он равен 11 750руб.
Среднемесячная заработная плата учителей общеобразовательных школ в 2005 г. в России составила 4 911,3 руб., что на 27% больше, чем в 2004 г.
С 2006 г. государственные органы поставили перед собой задачу повышения статуса педагогических кадров путем совершенствования механизмов оплаты труда, системы подготовки и повышения квалификации. На эти цели в
2007 г.
федеральный бюджет выделил 19,
Одной из наиболее важных проблем современного российского образования остается сильнейшая диспропорция между потребностями экономики и выпуском для образовательных учреждений. По экспертным оценкам, 60-70% выпускников государственных ВУЗов не работают по специальности. При этом наибольший процент нетрудоспособных молодых специалистов – выпускники ВУЗов системы здравоохранения (до 30%), а наименьший – системы образования (9,8%).
Информация о работе Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования