Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:27, курсовая работа
В условиях мирового экономического кризиса 2008-2010 годов динамика общественных процессов неуклонно возрастает. Следствием роста безработицы и экономических проблем является формирование социальной нестабильности, увеличение числа протестных акций и социальных выступлений. Основным субъектом управления общественными процессами выступает, прежде всего, государство.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения государства как субъекта управления общественными процессами……………………... 5
1.1. Понятие и признаки государства………………………………………. 5
1.2. Функции и задачи государства………………………………………... 9
ГЛАВА 2. Государство как социальный институт в системе управления общественными процессами…………………………………….. 13
2.1. Взаимоотношения гражданского общества и государства…………. 13
2.2. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества…………………………………………………………………………… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 27
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения государства как субъекта управления общественными процессами……………………... 5
1.1. Понятие и признаки государства………………………………………. 5
1.2. Функции и задачи государства………………………………………... 9
ГЛАВА 2. Государство как социальный институт в системе управления общественными процессами…………………………………….. 13
2.1. Взаимоотношения гражданского общества и государства…………. 13
2.2. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В условиях мирового экономического кризиса 2008-2010 годов динамика общественных процессов неуклонно возрастает. Следствием роста безработицы и экономических проблем является формирование социальной нестабильности, увеличение числа протестных акций и социальных выступлений. Основным субъектом управления общественными процессами выступает, прежде всего, государство.
Понимание государства и объяснение государства как соединения силы с правом или ограничения власти правовым законом, противопоставление государства и деспотии имеют древнюю традицию — начиная с древнегреческой политической мысли. Понятие государства как субъекта управления общественными процессами предполагает организацию публичной политической власти, но государством является лишь организация публичной политической власти правового типа. Это значит, что, с одной стороны, внешними признаками государства являются подвластное население, подвластная территория и суверенная власть, но, с другой стороны, этим признакам, или элементам, государства дается юридическая трактовка. В частности, государственный суверенитет означает, что государственная власть является верховной, но не всесильной.
В любом государстве власть в общем и целом существует в правовой форме. Но в конкретных государствах бывают периоды авторитарного правления, когда власть нарушает правовую форму, действует насилием вопреки закону, а затем постепенно восстанавливается государственно-правовая форма. Авторитарное государство не уничтожает свободу подвластных, но оно не дает надлежащих гарантий свободы, безопасности и собственности. Это отражается на специфике управления общественными процессами, которые консервируются и блокируются, будучи направляемыми в нужное русло (как это происходит сейчас в России).
В реально существующих государствах власть в разной мере ограничена правом. Понятие же правового государства как субъекта управления общественными процессами предполагает максимальное ограничение власти правом. Однако следует понимать, что эта модель есть лишь идеал, идеальный тип государства, понятие с исторически изменяющимся содержанием.
Государство выступает в качестве важнейшего субъект управления общественными процессами, поскольку обладает необходимыми ресурсами, возможностями и потенциалом. При этом формы взаимоотношений гражданского общества и государства, а также пределы вмешательства государства в сферу гражданского общества для управления общественными процессами могут существенно различаться. Все вышеуказанное формирует интерес к теме и важность исследования данной тематики для научного междисциплинарного исследования.
Объект исследования – государство как социальный институт.
Предмет исследования – государство как субъект управления общественными процессами.
Цель исследования – всестороннее изучение государства как субъекта управления общественными процессами.
В ходе исследования автором были поставлены следующие задачи:
▪ изучить понятие и признаки государства
▪ рассмотреть функции и задачи государства
▪ проанализировать специфику взаимоотношений гражданского общества и государства
▪ изучить пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества.
Характеризуя степень научной разработанности тематики, необходимо отметить, что понятие и социальный институт государства изучался в работах российских правоведов и цивилистов Г.А. Борисова[1], М.Н. Марченко[2], С.А. Комарова[3], В.С. Нерсесянца[4], М.М. Рассолова[5], А.Б. Венгерова[6]. Однако исследования государства как субъекта управления общественными процессами – практически отсутствуют, что предопределяет интерес к данной теме, носящей междисциплинарный характер.
Теоретико-методологическую базу исследования составили две группы источников. К первой мы отнесли авторские (монографические, учебные и справочные) издания и учебную литературу по исследуемой проблематике. Ко второй мы отнесли научные статьи в периодических журналах.
Нормативно-правовую базу исследования составили нормы Конституции России и федерального законодательства.
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения государства как субъекта управления общественными процессами
1.1. Понятие и признаки государства
Общепризнанным в оценке государства является признание сложности этого феномена классового, тем более современного развитого общества. Имеют место трактовки государства как явления географического (страна); как явления, порождённого биологическими, демографическими или психологическими факторами; как явления исторического, вызревающего в недрах народного духа, сознания, национальных традиций и нравов; как социального института, осуществляющего либо решение классовых задач, либо приводящего общество к согласию, равновесию, благополучию; как юридического явления, производного от права, персонифицирующего правопорядок; как механизма осуществления власти вместе с чиновниками, аппаратом, материальными атрибутами; наконец, как такой организации политической власти, которая по своим характеристикам отличается от других организаций общества, его политической системы[7].
Среди наиболее существенных признаков (показателей) государства, учитывая разнообразие оценок, называют следующие:
а) территорию в пределах государственной границы, территориальный признак, который показывает отличие государства от до-государственных общностей людей, объединяющихся кровнородственными связями, имеющими решающий для их жизнеобеспечения характер;
б) население, проживающее в пределах государственной границы и других пространствах распространения юрисдикции, объединённое особым для государства институтом гражданства (подданства). В отличие от неграждан (иностранцев, апатридов) граж-дане государства обладают полнокровным правовым статусом, наиболее стойкими правовыми связями с государством;
в) публичную политическую власть - отделённый от населения слой людей, которые занимаются управлением на профессиональной основе. Публичная власть имеет место в догосударствен-ном обществе, однако в механизме её осуществления участвует всё население. В государстве публичная власть представлена профессиональными чиновниками, структурно и организационно объединяющимися в аппарат[8].
Названные признаки (показатели) государства являются генетическими и одновременно конститутивными. Такого рода представления о государстве сложились в конце XIX века в Европе как доминирующие.
Принято оценивать названные наиболее крупные его элементы «первичными» (В.А. Четвернин).
В другом измерении государство оценивается как публично-властная организация, особый политический институт, имеющий правовое оформление и действующий с использованием правовых средств (правовых форм):
1. И территориально, и структурно государство приобретает юридическое оформление, нормативную легализацию институтов публичной власти, «материализующихся» с использованием юридических средств в форме государства, аппарате, механизме.
2. Вооружённой силой как средством обеспечения управления в государстве, а также материальными атрибутами власти - тюрьмами и учреждениями принудительного характера.
3. Государство имеет символы: герб, флаг, гимн, столица, цвета – все то, что идентифицирует данную государственность[9].
Всё это характеризует государство как особого рода организацию политической власти, объединяющую на определённой территории всё население страны (см. схему III).
Вместе с тем развитое современное общество представлено множеством других организаций, объединяющих разноплановые интересы слоев и групп населения. Государство качественно отличается от других организаций общества следующими показателями:
1. Государство - единственная организация, которая официально представляет всё общество. Другие организации представляют корпоративные интересы социальных слоев и групп населения, конфессиональные, территориальные, национальных общностей и др.
2. Государство характеризуется всеобьемлемостью влияния, обусловленной фактором рождения, получения, приобретения членства (гражданства). Другие организации основаны на добровольном членстве и объединяют не всё население страны.
3. Наличием аппарата, системы органов, должностных лиц, материальных атрибутов (тюрьмы, учреждения принудительного характера). Другие организации не имеют аппарата, есть только штатные работники, решающие внутриорганизационные вопросы.
4. Способностью принимать общеобязательные правила поведения (нормы права) и доводить их до исполнения. В современных государствах нередко встречаются делегированное, санкционированное правотворчество. Это никак не означает утрату государством монополии на правотворчество. Государство контролирует, осуществляет надзор за реализацией правотворческих и других делегированных полномочий.
5. Обладание свойством суверенитета государственной власти: самостоятельностью, независимостью, непрерывностью, верховенством и т.д. (см. схему III). Суверенитет государства несовместим с наличием надгосударственных структур и надгосударственных решений (теократическое государство, корпоративно-аппаратное государство).
Государство, исходя из приведённых характеристик, определяется как суверенная политико-территориальная организация власти (социальный институт), осуществляющая функции управления обществом с использованием правовых средств (форм) через обеспечение интересов господствующего меньшинства населения либо большей его части, располагающая в этих целях слоем профессионально подготовленных людей (аппаратом), обеспечивающих реализацию задач классовой диктатуры либо приведения общества к компромиссам, равновесию и благополучию.
Вывод по пункту 1.1.
В определении понятия государства, высвечивается, с одной стороны, классовая природа этой организации политической власти, поскольку она возникает и развивается в условиях классовых антагонизмов. С другой стороны – как организация и официальный представитель всего общества государство не может не ориентироваться на потребности, обусловленные природой всего общества. Оно всегда выполняет необходимый объём общих дел, в которых сосредоточены не только узкоклассовые интересы, но и общесоциальные: национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие. В одних условиях решение классовых задач имеет приоритетный характер (рабовладельческие, другие эксплуататорские государства), в развитых гражданских обществах и демократических государствах приоритетными становятся задачи обеспечения прав и свобод граждан, достижения равновесия общества.
1.2. Функции и задачи государства
Различаются внутренние и внешние функции государства. Последние означают осуществление задач государства в международных отношениях. Следует иметь в виду, что и внутренние, и внешние функции осуществляются по отношению к одному и тому же субъекту — гражданскому обществу, обществу, в котором существует государство. При этом решение некоторых задач, например экологической, достигается за счет деятельности государства как внутри страны, так и за ее пределами, за счет участия государства в деятельности мирового или регионального сообщества государств.
У международного сообщества есть свои функции и задачи. Так, отдельное государство, осуществляя функцию обеспечения свободы, безопасности и собственности, создаёт и защищает правопорядок внутри страны (внутренняя правовая Функция) и осуществляет оборону страны, дипломатическим путем защищает права и интересы своих граждан за границей (внешняя правовая функция). Но отдельное государство не Может устанавливать мировой, международный правопорядок, Не вправе вести борьбу с международным терроризмом на территории других государств без санкции этих государств и т. д. Международный правопорядок, его защита, а также международно-правовая защита прав человека в тех странах, где они явно нарушаются, — это задачи и функции правового сообщества государств, но не отдельных государств, даже если это сверхвеликие державы.