Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:56, контрольная работа
В бюджетной системе Российской Федерации взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.
прекращать выдачу лицензий на экспорт;
приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.
6. Пути и перспективы совершенствования межбюджетных отношений
Бюджетный федерализм
может быть эффективным средством
разрешения бюджетных, налоговых и
других финансово-экономических
Возникает необходимость
определить новое положение, содержание
и роль федерального бюджета в
экономической политике, бюджетной
системе и принципиальные особенности
его отношений с бюджетами
субъектов Федерации и местными
бюджетами. Имеются два подхода
к данному процессу: становление
бюджетной системы с сильным
федеральным бюджетом или же децентрализация
бюджетных взаимосвязей и сжатие
федерального бюджета до минимально
необходимых расходов на содержание
федерального центра. Интересы государства
и необходимость единства в реализации
рыночной политики требуют проведения
линии на формирование федеративной
бюджетной системы рыночного
типа с сильным федеральным
Позиции сильного
федерального бюджета должны подкрепляться
сильной бюджетной политикой. Принципами
такой политики являются: активная
роль бюджетной системы в создании
условий экономического роста и
формировании источников накопления;
использование бюджета как
Повышение роли
федерального бюджета должно проявиться
в усилении его координирующей и
стабилизирующей функций, формировании
нового механизма взаимодействия с
бюджетами субъектов Федерации
и местными бюджетами в условиях
их самостоятельности и
Укрепление федерального бюджета как основы устойчивости всего здания бюджетного федерализма должно проявиться в развитии функций консолидированного бюджета Российской Федерации и соответственно консолидированных бюджетов республик, краев, областей.
В современных
условиях консолидированный бюджет
почти не имеет активных функций
в финансовой политике и финансовом
механизме, поскольку это скорее
статистико-аналитическая
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это расчетный годовой объем доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов, используемых в целях анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы Российской Федерации, денежно-кредитной системы и экономики Российской Федерации.
Стабилизация и некоторое повышение доли федерального бюджета в консолидированном бюджете отвечают задачам экономического прогресса, целям бюджетного федерализма. Этому будут способствовать следующие условия:
завершение процесса разграничения конкретных и адресных полномочий и предметов ведения между уровнями государственной власти;
разграничение
расходов между бюджетами и завершение
передачи субъектам Федерации
увеличение перераспределения
через федеральный бюджет финансовых
ресурсов в целях выравнивания бюджетной
обеспеченности депрессивных регионов
(северных и дальневосточных территорий,
субъектов Северо-Кавказского
восстановление инвестиционной функции федерального бюджета, особенно в связи с необходимостью финансовой поддержки развития базовых отраслей, науки, экспортных производств, предприятий агропромышленного комплекса;
обеспечение социальной ориентации региональной экономики, в том числе реализация общероссийских программ борьбы с бедностью, безработицей, защиты семьи, материнства, детства, окружающей среды.
Консолидированный бюджет, пропорциональность его деления на федеральный и территориальный бюджеты будут играть все более важную роль в бюджетном прогнозировании и бюджетном процессе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, при регулировании бюджетных связей между областным (краевым, республиканским) и местным бюджетами. Роль и функции консолидированного бюджета и его пропорций целесообразно определить в законах о бюджетном процессе.
Политика сильного
федерального бюджета противостоит
тенденциям бюджетного сепаратизма
и развала бюджетной системы,
она полностью соответствует
задачам преодоления
В последние
годы все чаще приходится слышать
о регионах-донорах и регионах-
Как правило, к донорам относят тех, кто не получает трансферты из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации. Таких регионов в 1997 г. было 7, а в 1998 г. - 10.
Взгляд на регионы сквозь призму донорства искажает реальное содержание финансовых взаимоотношении центра и регионов, таит в себе опасность противопоставления одних субъектов Федерации другим, опасность перетягивания "бюджетного одеяла".
Финансовые отношения между центром и субъектами Федерации не должны заслонять того факта, что центр и субъекты представляют Российскую Федерацию в целом и в ее единстве. Поэтому, различая интересы центра и субъектов Федерации, не следует их противопоставлять, сталкивать друг с другом. Это одна из важнейших задач экономической политики.
Задачей субъектов
Федерации и их общей целью
должно быть достижение того, чтобы
центр проводил политику именно в
интересах всего государства, всех
российских регионов. Иногда то, что
соответствует интересам
Из обозначенных
выше положений следует ряд
если посмотреть на межбюджетные отношения не с формально юридической стороны, то окажется, что трансферты, дотации, субвенции федерального бюджета предназначены вовсе не субъекту Федерации и не территории, региону, а людям, конкретным слоям населения: ветеранам, пенсионерам, многодетным семьям, нуждающимся в лечебной и материальной помощи;
если из территорий и регионов идут финансовые потоки, а из федерального бюджета направляются ассигнования территориям и регионам, то это нужно рассматривать как нормальную практику "обмена веществ" в едином государственном организме, а не просто как встречные потоки между органами власти, которые некоторые руководители хотели бы свести к минимуму, т.е. вытолкнуть центр со своей территории;
финансовые взаимоотношения
центра и субъектов Федерации
нельзя трактовать как отношения
между налогоплательщиками (субъектами
Федерации). Субъекты Федерации не были
и не являются налогоплательщиками,
ими были, есть и будут только
юридические и физические лица. Поэтому,
строго говоря, в России нет ни регионов-доноров,
ни регионов-реципиентов, а есть регионы
с разными бюджетными потенциалами
и разной степенью их сбалансированности,
если оценивать ее на основе единых
социально-экономических
Преодоление взглядов на регионы как на налогоплательщиков позволит на деле обеспечить выравнивание бюджетных и налоговых прав субъектов Федерации.
Выравнивание
бюджетной обеспеченности регионов
в условиях рыночного развития может
осуществляться только на основе существенного
перераспределения бюджетных
Особое значение имеет согласование позиций всех ветвей власти в вопросах бюджетной и налоговой политики в долгосрочном аспекте, при принятии решений об изменении налогового законодательства. В настоящее время многие проекты законодательных актов, постановлений правительства, зарожденные в Минэкономике и Минфине, других федеральных ведомствах и комиссиях, блокируются именно по местным мотивам, которыми руководствуются представители регионов как в Совете Федерации, так и в Госдуме, без учета и вопреки общим интересам и потребностям России как единого государства.
Бюджетный федерализм
не должен противопоставляться единству
законодательной и
Дестабилизирующую роль может играть бюджетная асимметрия, возникающая в результате заключения договоров о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Федерации. В настоящее время заключено более 40 договоров о разграничении полномочий, в которых содержатся соглашения о разграничении налоговых и бюджетных полномочий, индивидуализирующие межбюджетные связи между РФ и ее субъектами. Таким образом, нарушается ст. 5 Конституции РФ, гласящая: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".
Договорные отношения могут как способствовать разрешению противоречий, так и усиливать их в зависимости от конкретного содержания. В настоящее время договорные отношения расширяют сферу применения одноканальных бюджетных связей в обход существующей системы распределения налоговых полномочий и налогов; сужают экономическое поле воздействия федерального бюджета и федеральных ведомств на территории Российской Федерации, отсекают их от непосредственной связи с юридическими и физическими лицами, от регулирования экономических процессов в соответствии с целями и задачами единой экономической политики; способствуют в некоторых случаях усилению неравномерности в бюджетной обеспеченности регионов и населения; создают условия для игнорирования федерального законодательства, формирования обособленных режимов власти в тех или иныхсубъектах Федерации; блокируют перечисление причитающихся федеральному бюджету налогов и платежей.
Необходимо усилить законодательное регулирование договорных отношений, обеспечить гласность договоров и контроль за их соблюдением, а в целом вести линию на сокращение сферы их влияния и значения, применяя общие правила "игры", единые для всех субъектов Российской Федерации.
Экономической
базой потенциальной