Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:56, контрольная работа
В бюджетной системе Российской Федерации взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.
Вместе с тем решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг и благ связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы, развернувшийся и продолжающийся экономический кризис, а также процессы приватизации, сопровождающиеся массовым отказом тысяч предприятий от социальных затрат и содержания объектовсоциально-бытовой сферы, грозящие в ближайшем времени "сбросом" излишней численности работников, которые вынуждены обращаться за социальной защитой к государству.
В процессе горизонтального
выравнивания бюджетной обеспеченности
населения разных регионов необходимо
принимать во внимание дифференциацию
населения по уровню получаемых денежных
доходов, региональные различия в прожиточном
минимуме, связанные в существенной
степени с уровнем цен
В последние годы в Российской Федерации в методологии бюджетного выравнивания осуществляется переход от индивидуальных нормативов и постоянно меняющихся взаимных расчетов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления.
Само по себе бюджетное выравнивание существует как в федеративных, так и в унитарных государствах. Оно выступает как объективно необходимый способ функционирования бюджетной системы единого государства и его экономической системы. Стратегическая задача бюджетного выравнивания состоит в том, чтобы объединять федеративное государство, его земли и народы, всех его граждан.
5. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, регионального и местных бюджетов
Структурная перестройка
бюджетной системы в Российской
Федерации, связанная с переходом
от единого государственного бюджета
к бюджетной системе
Взаимодействие бюджетов - это не только отношения, но и процессы возникновения денежных потоков, финансовых ресурсов, их регулирования и использования по конечному адресному назначению в соответствии с бюджетной классификацией и росписью бюджетных расходов, определенных ежегодно принимаемыми законами о федеральных, региональных и местных бюджетах. В процессе взаимодействия бюджетов сначала разделяются финансовые ресурсы (налоговые потоки) и они направляются по соответствующим каналам на формирование федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, а потом регулируется их поток юридическим и физическим лицам. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей социально-экономической, в том числе бюджетно-налоговой, политики.
В системе взаимодействия бюджетов сохраняется определенная детерминированная связь, иерархия, которая исходит из направленности бюджетных потоков в системе бюджетного федерализма преимущественно "сверху вниз", поскольку финансовые трансферты идут в основном из федерального бюджета.
Содержательная сторона взаимодействия бюджетов как финансовой категории выражается системой следующих принципов: самостоятельность бюджетов в образовании и распределении доходов в соответствии с действующим законодательством; необходимая согласованность между бюджетами в процессе их формирования, распределения ииспользования; солидарная ответственность бюджетов в выполнении бюджетных функций и обеспечении целей бюджетного финансирования, прежде всего в отношении гарантированных социальных норм и нормативов; приоритетность федерального бюджета в формировании бюджетной базы и бюджетно-налоговой политики; достижение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как результат взаимодействия бюджетов; подконтрольность и ответственность бюджетов нижестоящего уровня перед бюджетом вышестоящего уровня в части целевого и адресного использования финансовой помощи; прозрачность бюджетных потоков между уровнями бюджетной системы.
Самостоятельность и обособленность бюджетов разных уровней означает:
право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых законодательством Российской Федерации;
законодательное
закрепление регулирующих доходов
бюджетов, полномочий по формированию
доходов соответствующих
право самостоятельно
определять направления расходования
средств соответствующих
недопустимость компенсации потерь в доходах и дополнительных расходов за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Нарушение принципов взаимодействия бюджетов ослабляет всю систему бюджетного федерализма и может служить причиной нежелательных тенденций к унитаризации или излишней децентрализации (конфедерализации) межбюджетных связей. На практике нарушение принципов взаимодействия бюджетов ведет к росту противоречий в межбюджетных отношениях, столкновению интересов Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Принципы и
цели взаимодействия бюджетов могут
быть реализованы только посредством
эффективно действующих бюджетно-
Механизм распределения
расходных полномочий бюджетов содержится
в Бюджетном кодексе Российской
Федерации (принят в июле 1998 г.) и
в ежегодно принимаемых законах
о федеральном бюджете, бюджетах
субъектов Федерации и местных
бюджетах, а также в бюджетной
классификации Российской Федерации.
Бюджетная классификация в
Механизм распределения налоговых полномочий и налоговой базы определяется Налоговым кодексом Российской Федерации (Часть первая введена в действие в июле 1998 г.), законами о конкретных видах налогов и законами о бюджетах на очередной финансовый год. Предусматривается введение федеральных, региональных и местных налогов и сборов (см. гл. 15); разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы. Введено правило, в соответствии с которым при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Федеральное законодательство ввело ограничение на полномочия других уровней: не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Механизм бюджетных
трансфертов формируется
в) дотации и
субвенции закрытым административно-
и) дотации и субвенции за счет средств федерального Дорожного фонда и других целевых бюджетных фондов.
В федеральных законах о федеральном бюджете ежегодно утверждаются показатели федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Например, на 1999 г. фонд формируется в размере 14% общего объема налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов, контроль за поступлением которых осуществляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Федеральным законом утверждается доля каждого субъекта в Фонде финансовой поддержки, за исключением регионов-доноров, не получающих данный вид трансферта. Сведения обобщем объеме средств фонда подлежат ежемесячному доведению до субъектов Российской Федерации. Исполнение Фонда финансовой поддержки производится пропорционально долям по мере фактического поступления доходов в федеральный бюджет и с учетом возникающих в процессе исполнения федерального бюджета взаимных расчетов с бюджетами субъектов Федерации.
Средства федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации выделяются только субъектам РФ, выполняющим требования бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, без каких-либо исключений, дополнений и особых условий. Субъекты Российской Федерации, определяющие особенности своих финансовых взаимоотношений с федеральными органами государственной власти на основании двусторонних договоров (соглашений), могут получать средства из федерального бюджета в виде субвенций в соответствии указанными договорами (соглашениями).
Размер средств,
перечисляемых из федерального бюджета
субъектам Российской Федерации, уменьшается
на сумму стоимости имущества, передаваемого
на договорной основе в соответствии
с действующим
В условиях дефицита
бюджетных ресурсов, имеющихся у
федерального центра, федеральные трансферты
регионам предназначены в основном
для решения задач
В целях обеспечения
защиты интересов федерального бюджета
и полноты мобилизации в нем
финансовых ресурсов Правительство
Российской Федерации в случаях
нарушения отдельными субъектами Российской
Федерации и закрытыми
приостанавливать
финансирование из федерального бюджета
федеральных программ и мероприятии,
осуществляемых на территориях соответствующих
субъектов Российской Федерации, перечисление
средств, предусмотренных по разделу
"Финансовая помощь бюджетам других
уровней", и иных средств федерального
бюджета, установленных федеральным
законом к перечислению в бюджеты
субъектов Российской Федерации
и в бюджеты закрытых административно-