Рынок государственного внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Объектом изучения является внешний государственный долг. Изучение проводится методом описания основных характеристик и анализа его структуры и динамики.

Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами управления.

Содержание

Введение 3

1. Специфика формирования и особенности структуры внешнего долга РФ 4

2. Программы государственных внешних заимствований РФ за 2006-2010 гг. 8

2.1. Программа государственных внешних заимствований в 2006 г. 8

2.2. Программа государственных внешних заимствований в 2007 г. 9

2.3. Программа государственных внешних заимствований в 2008-2010 гг. 10

3. Основные направления политики в области государственного внешнего долга 11

Заключение 14

Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Рынок государственного внешнего долга (к.р.).docx

— 41.47 Кб (Скачать)
 

     В 2006 году и среднесрочной перспективе политика в области государственного долга Российской Федерации была направлена на снижение государственного долга в  процентах к ВВП, замещение государственных внешних заимствований внутренними.

     В 2006 году обеспечивалось существенное снижение долговой нагрузки на федеральный бюджет, объем государственного долга Российской Федерации относительно ВВП снизился с 16 % на конец 2005 года до 14 % к концу 2006 года, что соответствует безопасному уровню долговой нагрузки в соответствии с международными критериями.

     Объем государственного долга Российской Федерации (выраженный в  рублях) к концу 2006 года составил 3 415,8 млрд. рублей и увеличился на 78,3 млрд. рублей по сравнению с уровнем на конец 2005 года. Удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного долга в 2006 году возрос с 28,1 % по состоянию на конец 2005 года до 33,5 % к концу 2006 года.

     В 2006 году политика в области государственного долга Российской Федерации (далее – государственный долг) в соответствии с основными направлениями долговой политики на 2006 – 2008 годы была направлена на снижение государственного долга в  процентах к ВВП, замещение государственных внешних заимствований внутренними.

     Объем государственного долга (выраженный в  рублях) на 1 января 2007 года, исходя из прогнозируемого среднегодового курса доллара США проектировался на уровне 3 415,8 млрд. рублей, что на 789,7 млрд. рублей, или на 18,8 %, меньше показателя, предусмотренного на 2005 год. Прогнозировалось, что относительно ВВП объем государственного долга снизится с 16 % на конец 2005 года (ожидаемое исполнение федерального бюджета в 2005 году) до 14 % к концу 2006 года, что отвечает основным направлениям долговой политики на 2006 – 2008 годы.

     Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее – внешний долг) по состоянию на 1 января 2007 года предусматривался в законопроекте в размере 79,2 млрд. долларов США, или 64,4 млрд. евро, что на 27,7 млрд. долларов США (на 25,9 %), или на 13,5 млрд. евро (на 17,3 %), меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» показателя на 1 января 2006 года – 106,9 млрд. долларов США (или 77,9 млрд. евро).4

2.2.  Программа государственных  внешних заимствований  в 2007 г.

 

     В 2007 году политика в области государственного долга Российской Федерации была направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

     Объем государственного долга Российской Федерации (в рублевом эквиваленте) к концу 2007 года составил 2 596,3 млрд. рублей, или 8,3 % ВВП, и увеличился на 153,6 млрд. рублей по сравнению с показателем, ожидаемым на конец 2006 года. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга прогнозировалось увеличение государственного долга до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, к концу 2009 года.

     Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее – внешний долг) по состоянию на 1 января 2008 года предусматривался в законопроекте в размере 46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларов США (на 41 %), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6 %), меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на 1 января 2007 года, соответствующего 79,2 млрд. долларов США, или 64,4 млрд. евро. По сравнению с ожидаемой оценкой 2006 года (50,5 млрд. долларов США) внешний долг за 2007 год уменьшился на 3,8 млрд. долларов США, или на 7,5 %.

     Предельный  объем государственного внешнего долга  не содержит разбивки долга по формам обеспечения обязательств. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельные объемы государственного внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств

     В рублевом эквиваленте внешний долг на 1 января 2008 года составил 1 233,1млрд. рублей, или 4 % ВВП.

     В структуре внешнего долга в связи  с досрочным погашением долга  странам – членам Парижского клуба  кредиторов доля рыночных инструментов увеличился по сравнению с 2006 годом на 22,35 процентного пункта и составит 70,2 %.

     Планировалось также  урегулировать часть коммерческой задолженности путем обмена данной задолженности на рыночные инструменты и сократить указанный вид задолженности до 0,4 млрд. долларов США на конец 2007 года.

2.3. Программа государственных внешних заимствований в 2008-2010 гг.

 

     Государственный долг в абсолютном размере за период начало 2008 года – конец 2010 года увеличился на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличился на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличился на 2%, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.

     Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешний долг) по состоянию на 1 января 2009 года предусматривался статьей 1 законопроекта в размере 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, что на 7,3 % меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» показателя на 1 января 2008 года (46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро). В период 2009 - 2010 годов предусматривалось увеличение верхнего предела внешнего долга.

     Абсолютный  размер внешнего долга в рублевом эквиваленте имел тенденцию к росту и составил к концу 2008 года – 1 132,4 млрд. рублей, или 3,2 % ВВП, к концу 2009 года – 1 164,5 млрд. рублей (прирост к 2008 году – 2,8 %), или 2,9 % ВВП, к концу 2010 года будет составлять – 1 232,9 млрд. рублей (прирост к 2009 году – 5,9 %), или 2,8 % ВВП.5

 

3. Основные направления  политики в области  государственного  внешнего долга

 

     Вопросы управления государственным внешним  долгом в последние годы стали  одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.

     Управление  внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

     Целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

     В Бюджетном кодексе Российской Федерации  отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего  многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации.

     Недостаточная законодательная разработанность  вопросов, связанных с управлением  государственным долгом, в частности  отсутствие определения управления государственным долгом, отсутствие четкого определения понятий погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.

     Правительство Российской Федерации в своей  Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом, включая:

     - сохранение объема государственного  долга на экономически безопасном уровне;

     - сокращение стоимости обслуживания  государственного долга;

     - обеспечение исполнения обязательств  в полном объеме.

     Важным  направлением повышения эффективности  управления государственным долгом Российской Федерации должно стать завершение работы по созданию единой системы управления государственным долгом Российской Федерации, что даст возможность осуществлять активную долговую политику, диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности, а также даст возможность реализовывать политику в области управления государственным долгом исходя из принципа соотнесения общего объема как внешней, так и внутренней задолженности Российской Федерации с ресурсами государства.

     Говоря  о проблемах совершенствования  правоотношений в сфере управления государственным долгом, необходимо назвать проблему, связанную с исполнением государством взятых на себя долговых обязательств. Применение "методов управления государственным долгом" на практике управления государственным долгом свидетельствует о достаточно серьезных проблемах как в аспекте соблюдения прав граждан и организаций - кредиторов государства, так и теоретических проблем, касающихся коллизий между бюджетным и гражданским законодательством.

     Вышеперечисленные предложения по совершенствованию  правового аспекта управления государственным  долгом Российской Федерации позволят устранить существующие в законодательстве противоречия, внести ясность в процесс планирования показателей объема расходов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации, величины государственного внешнего долга Российской Федерации, объективно оценивать ситуацию в области управления государственным долгом на основе реальных показателей объема государственного долга Российской Федерации, уровня расходов по его погашению и обслуживанию.

 

Заключение

 

     Действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом, а также порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги.

     Принятие  соответствующих изменений и  дополнений действующего законодательства позволит осуществлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и долговой политики, обеспечить действенный контроль по государственному долгу на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.

     Сложности в управлении государственным долгом для Российской Федерации создали ряд обстоятельств, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований и управления государственным долгом.

 

Список  литературы

 
 
  1. Федеральный закон  «О федеральном бюджете  на 2008 год
  2. Федеральный закон  «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 11 июля 2007 года.
  3. Борисов С.М. Новое о внешнем долге России /Деньги и кредит – 2008. - №8. – с. 15-21.
  4. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ
  5. Гражданский кодекс РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ

Информация о работе Рынок государственного внешнего долга