Рынок государственного внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Объектом изучения является внешний государственный долг. Изучение проводится методом описания основных характеристик и анализа его структуры и динамики.

Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами управления.

Содержание

Введение 3

1. Специфика формирования и особенности структуры внешнего долга РФ 4

2. Программы государственных внешних заимствований РФ за 2006-2010 гг. 8

2.1. Программа государственных внешних заимствований в 2006 г. 8

2.2. Программа государственных внешних заимствований в 2007 г. 9

2.3. Программа государственных внешних заимствований в 2008-2010 гг. 10

3. Основные направления политики в области государственного внешнего долга 11

Заключение 14

Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Рынок государственного внешнего долга (к.р.).docx

— 41.47 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования  
«Сибирской академии государственной службы»  
(ФГОУ ВПО СибАГС)

Кафедра региональной экономики

Контрольная работа по дисциплине  
управление государственным долгом в современных условиях на тему:  
«Рынок государственного внешнего долга»
 
 

                    Выполнила: 
                    Студентка 3-го курса 
                    группы 07121 
                    Иванова Д.Е. 
                    Проверила:

                    Сорокина  М.М.

 
 
 

Новосибирск 2010 
 

Оглавление 

Введение 3

1. Специфика формирования и особенности структуры внешнего долга РФ 4

2.    Программы государственных внешних заимствований РФ за 2006-2010 гг. 8

2.1. Программа государственных внешних заимствований в 2006 г. 8

2.2.  Программа государственных внешних заимствований в 2007 г. 9

2.3. Программа государственных внешних заимствований в 2008-2010 гг. 10

3. Основные направления политики в области государственного внешнего долга 11

Заключение 14

Список литературы 15 
 

 

Введение

 
 

     Внешний долг, внешняя задолженность — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам.

     Российская  экономика испытывает острую необходимость  в инвестициях. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

     Для финансирования бюджетного дефицита государство  прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.

     Актуальность  данной темы состоит в том, что  сейчас как никогда важно рациональное управление международных валютно-кредитных отношений в целом и внешним долгом в частности.

     Объектом  изучения является внешний государственный  долг. Изучение проводится методом  описания основных характеристик и  анализа его структуры и динамики.

     Целью данной работы является ознакомление  с понятием  государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также  рассмотрение  его структуры, динамики и методами управления.

 

  1. Специфика формирования и особенности  структуры внешнего долга РФ
 

     Государственный долг как экономическая категория  представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.1

     В международной практике существуют два принципиально разных определения  внешнего долга: либо как совокупный долг нерезидентам, либо как задолженность, выраженная в иностранной валюте. Так, в комментариях к расчетам, осуществляемым МВФ, говорится, что различие между  внутренним и внешним долгом основывается, где возможно, на принципе, является ли заемщик резидентом или нет. Однако в иных случаях используется принцип валюты, в которой выражены долговые обязательства.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг — это долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов другими заемщиками перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.

     Таким образом, в России главным критерием  деления долга на внутренний и внешний является валюта, в которой выражены «долговые обязательства.2

     При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:

     - верхний предел государственного  внешнего долга РФ;

     - верхний предел внешнего долга  перед РФ;

     - предел предоставления гарантий  третьим лицам. 

     В Федеральном законе «О федеральном  бюджете на 2008 год»3 верхний предел государственного внешнего долга РФ определен в сумме 43,3 млрд. долларов США или 32,1 млрд. евро (без учета неурегулированной задолженности РФ в переводных рублях). Верхний предел государственного внешнего долга перед РФ (за исключением государств — участников СНГ) на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или  32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;

     Предел  предоставления гарантий третьим лицам  на привлечение внешних заимствований составляет 2,6 млрд. долл.

     При разработке проекта бюджета на очередной  финансовый год в обязательном порядке должна быть разработана и одобрена Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл., на весь срок займа.

     Правительство РФ имеет право на осуществление  внешних заимствований, не включенных в Программу, только в том случае, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования РФ.

     В Программу государственных внешних  заимствований РФ в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

     В советское время официальные  данные о размерах внешней задолженности страны не публиковались. Однако имелись оценки западных экспертов, в соответствии с которыми внешний долг СССР в 1971 г. оценивался в 1,8 млрд. долл. В 1989 г. эта задолженность оценивалась уже в 44,8 млрд. долл.

     В соответствии с официальными данными, которые были опубликованы в СССР в 1989 г., на начало 1989 г. задолженность составляла 33,6 млрд. руб. При пересчете по официальному курсу рубля к доллару задолженность в свободно конвертируемой валюте была эквивалентна приблизительно 47 млрд. долл., а общая сумма долга — 56 млрд. долл.

     В 1991 г. объем внешней задолженности  составлял примерно 75—80 млрд. долл. В 60 млрд. долл. оценивался внешний долг СССР перед странами Запада и 17 млрд. долл. составлял долг государствам Восточной Европы и другим странам.

     После ликвидации СССР назывались различные  цифры внешней задолженности — от 60 млрд. до 80 млрд. долл. Разнобой в цифрах был вызван различиями в методике подсчета величины долга. Например, применялись различные коэффициенты перевода задолженности в переводных и клиринговых рублях в долларовый эквивалент; в одних случаях оценивался только долг СССР, а в других — к нему приплюсовывалась задолженность по кредитам, полученным уже Россией, и т.п.

     В целом после 1992 г. союзный долг, который  составил основную долю современного российского долга, стали оценивать  в 180 млрд. долл.16. По состоянию на 1 января 2002 г. государственный внешний долг РФ составил 146,6 млрд. долл. 

     Табл. 1. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года.

Наименование Сумма, млрд долларов США Сумма, млрд ЕВРО
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые Российской Федерацией) 37,6 26,2
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 1,0 0,7
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1,8 1,3
Задолженность бывшим странам СЭВ 1,3 0,9
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 0,8 0,6
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3,8 2,6
Задолженность по еврооблигационным займам 26,2 18,2
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа) 1,8 1,2
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 0,9 0,6
 

     Новый российский внешний долг состоит  из нескольких частей. Его можно  классифицировать по разным признакам. Так, по субъектам заимствования новый российский долг можно разделить на:

     1)  долг органов государственного  управления (федеральные органы  и местные органы власти);

     2) задолженность Банка России;

     3) задолженность кредитных организаций;

     4) задолженность нефинансовых предприятий.

     Основную  долю внешнего долга России составляют обязательства сектора государственного управления. Внешний долг местных органов власти существует в основном в виде еврооблигаций  и кредитов иностранных банков.

     По  формам заимствования внешний долг можно разделить на:

     1) кредиты международных финансовых  организаций;

     2)  кредиты иностранных государств;

     3) еврооблигации;

     4) валютные облигации внутреннего  займа (нерезиденты);

     5) кредиты и займы российских  компаний;

     6) кредиты и займы российских  банков.

 

2.    Программы государственных  внешних заимствований РФ за 2006-2010 гг.

 

     Программа государственных  внешних заимствований представляет собой перечень внешних займов бюджета на очередной год. В ней указывается цели займов, их источники, сроки возврата; общий объем привлекаемых средств; средства займа, использованные до начала года и объем заимствований в данном году. Программа включает договоры не только о новых займах. В ней в обязательном порядке отражаются те соглашения, которые были заключены ранее и не утратили своей силы.

     В программе внешних заимствований  должны быть отдельно предусмотрены все займы и гарантии, величина которых превышает сумму 10 млн. долларов США на весь срок займа. Такие займы могут быть осуществлены правительством только после того, как программа будет законодательного утверждена. Договоры о заимствованиях и предоставлении гарантий в таком объеме подлежат ратификации.

2.1. Программа государственных  внешних заимствований  в 2006 г.

Информация о работе Рынок государственного внешнего долга