Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:42, контрольная работа
Роль денег определяется их сущностью как всеобщего эквивалента, поскольку выделение специфического товара особого рода на эту роль является законом любого товарного производства. Деньги как таковые влияют на экономику согласно правилам, которыми руководствуются банки, создавая деньги.
Роль денег проявляется в том, что денежно-кредитная система обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов и их наиболее эффективное применение, снижение издержек в экономическом обороте, беспрепятственное осуществление сделок, жесткую финансовую дисциплину, которой вынуждены подчиняться все участники процесса воспроизводства.
Контрольная работа
______________________________
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)
Дисциплина:
Преподаватель: Волков Н.П.
Выполнила: студентка 2 курса
ИО
РВ1З4СКС-21
Ярославль
2011
1. Роль денег в поддержании общеэкономического равновесия
Роль денег определяется
их сущностью как всеобщего
Роль денег проявляется
в том, что денежно-кредитная система
обеспечивает мобилизацию финансовых
ресурсов и их наиболее эффективное
применение, снижение издержек в экономическом
обороте, беспрепятственное
Деньги являются неотъемлемой частью развитого товарного хозяйства, оказывающей существенное и постоянное воздействие на состояние хозяйственной жизни и все экономические процессы. Деньги опосредствуют движение огромных масс товаров, через кредитную и финансовую системы стимулируют развитие производительных сил общества. В то же время деньги могут отрицательно влиять на развитие производства, служить причиной серьезных нарушений в воспроизводственном процессе, ведущих к опасным последствиям в области социальных отношений. Роль денег состоит также в создании и расширении механизмов образования денежных сбережений и передаче ресурсов от сберегателей к инвесторам, способным использовать эти ресурсы наиболее эффективно. Дело в том, что значительная часть сбережений вкладывается в физические активы (товары, золото) или направляется на потребление, фактически не давая прибыли с точки зрения экономического роста. В лучшем случае временно свободные денежные средства предоставляются в кредит на неорганизованном рынке или используются в целях самофинансирования. При низком уровне и преимущественно физической форме сбережений страдают инвестиции.
Стимулирование денежных
сбережений и повышение эффективности
их использования достигаются
Указанные выше процессы получили
название “монетизации” экономики
(возрастание доли денежного оборота
в масштабах всей экономики, в
отличие от натурального обмена) и
“финансового углубления” (возрастание
доли денежных сделок, опосредуемых финансовыми
учреждениями). В данном случае фактически
приходится иметь дело с денежным
рынком, на котором спрос представлен
предполагаемым объемом инвестиций,
предложение — возможным
В соответствии с исходными положениями денежной экономики, основанной на так называемой грубой количественной теории денег, общий уровень цен меняется пропорционально изменению количества обращающихся денег. Эта теория денег математически выражается двумя уравнениями, одно из которых называется уравнением обмена или уравнением Фишера и имеет следующий вид:
M-V=PY, (3.1) где М — равновесное
количество находящихся в
Второе или кембриджское уравнение записывается следующим образом:
M = KPY, (3.2) где К — часть своего номинального дохода, которую отдельные лица и фирмы намерены хранить в виде денежных остатков.
Кембриджское уравнение выражает основную идею количественной теории денег следующим образом: при условии, что в данном уравнении величины KmY являются постоянными, то изменение номинального количества денег (М) должно приводить к пропорциональному изменению абсолютного уровня цен (Р). Поэтому для сохранения равновесия одной переменной необходимо, чтобы, например, ее удвоение приводило к удвоению другой, т.е. фактически количественная теория денег представляет собой теорию равновесного абсолютного уровня цен. Кембриджское уравнение представляет собой равенство сокращенной формы, выведенное из системы трех уравнений, первое из которых представляет собой уравнение спроса на номинальные денежные остатки:
Mc = K-P-Y, (3.3)
где М, — спрос на деньги.
Второе уравнение представляет
собой функцию предложения
Мп = М, (3.4) где Мп — предложение денег.
Третье уравнение выражает
условие равновесия, в соответствии
с которым прогнозируемый спрос
на деньги равен их прогнозируемому
предложению в состоянии
М=М. (3.5)
Из системы данных трех
уравнений видно, что кембриджское
уравнение, выраженное формулой 3.2, выводится
путем подстановки функции
Функция спроса на деньги базируется
на идее, что отдельные лица и
фирмы стремятся хранить
Предложение денег в классической модели задается экзогенно, например, фиксируется правительством и зависит от поведения на рынке отдельных лиц и фирм. При этом уравнение Фишера (3.1) по форме является идентичным кембриджскому (3.2). Это связано с тем, что переменная V, представляющая собой скорость обращения денег (скорость, с которой единица номинального запаса денег циркулирует в обороте), определяется как величина, обратная К. О том, что скорость V представляет собой величину, обратную К, подтверждает результат деления обеих частей уравнения обмена Фишера наши сравнение этого результата с кембриджским уравнением. Поэтому скорость обращения денег обратно пропорциональна номинальному доходу, хранимому в наличной форме, а V возрастает по мере снижения К.
Нарушение этого закона ведет
к нарушению денежного
Представители денежной школы
считали, что величина денежной массы
является первопричиной изменений
в экономике. Они признавали уникальный
характер металлических денег, проводя
четкую грань между ними и другими
средствами обращения, отрицали кредитное
обеспечение банкнот и
Уязвимость позиций
• исходили из меновой концепции, выдвигая на первое место сферу обращения и объясняя экономические кризисы лишь динамикой денежного обращения и кредита;
• объясняли движение товарных цен изменениями количества денег в обращении, т.е. стояли на позиции количественной теории денег;
• игнорировали кредитную природу банкнот и считали, что не обеспеченные золотом банкноты превращаются в бумажные деньги.
Банковская школа в противовес этой концепции отрицала самостоятельную роль денег в развитии экономики, подчеркивала особую роль знаков металлических денег, пыталась устранить различие между металлическими и кредитными деньгами. По мнению представителей этой школы, банкноты должны выпускаться только под вексельное обеспечение. Его сторонники были против связи эмиссии банкнот с золотом.
Однако банковская школа преувеличивала значение кредитного характера банкнот и недооценивала роль золотого обеспечения. Одно вексельное обеспечение никогда не гарантировало устойчивость банкнот, поскольку кроме коммерческих векселей, базирующихся на товарообороте, имеются финансовые и бронзовые векселя, лишенные реального товарного покрытия. Государство, к тому же, выпускает большое количество казначейских векселей, поэтому при отсутствии размена банкнот на золото возможен их избыточный выпуск и обесценение. Фактически в настоящее время дискуссии о деньгах сводятся к признанию утраты золотом функции всеобщего эквивалента или отрицанию этого факта, проблеме природы современных денег, методологии их исследования.
Прежде всего это связано с тем, что современные деньги утратили товарную основу, перестали быть товаром и не в полной мере отражают ценовые пропорции обмениваемых между собой продуктов труда. Тем не менее все товары обмениваются, а возникающие в ходе этого процесса меновые соотношения подчиняются какому-то закону. Если бы этого не было, то в товарном обращении царили бы хаос и произвол. При этом самое простое объяснение тех или иных пропорций в меновых соотношениях состоит в том, что чем выше полезность товара, тем больше его удельный вес в меновой пропорции с другими товарами и тем выше его цена.
Характерно, что в отличие от товарных (орудия труда, скот и т.д.) и металлических (золотые и серебряные монеты) денег современные деньги являются лишь знаками стоимости, т.е. не имеют так называемой внутренней стоимости. Иными словами, реальные затраты в денежном выражении на изготовление современной банкноты не совпадают с ее номиналом. Это означает, что современные деньги потеряли свою товарную форму и не только не являются товаром, но и не являются особым, специфическим товаром, которым было золото.
В настоящее время многие специалисты в области денег все больше склоняются к тому, что в современных индустриально развитых странах деньги являются формой капитала. В данном случае исходят из того, что деньги, подобно фиктивному капиталу, обладают представительной стоимостью и приносят доход. Например, в США свыше 90 % денежной массы представлено платежными обязательствами и документами, выписанными кредитными учреждениями: чеками, депозитными сертификатами, “приказами об изъятии вкладов” и др. Это дает основание утверждать, что современные деньги являются не только свидетельствами платежеспособности, но и носителями права на получение дохода, поскольку практически по всем счетам, владельцы которых выписывают платежные документы, выплачиваются проценты, т.е. по своим сущностным признакам современные деньги не отличаются от денежного капитала. Из этого можно сделать вывод о том, что выяснение роли и стоимостной природы современных денег невозможно без изучения стоимости и цены денежного капитала, процента, а также проблем сбережений и инвестиций.
2. Валютный курс и проблемы его устойчивости
Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, то есть соотношение, на основе которого происходит обмен валют разных стран. Таким образом, валютный курс - это цена одной валюты, выраженная в другой валюте. Обычно валютный курс бывает представлен в виде двух показателей - цены покупки и цены продажи. Разница между этими двумя курсами составляет прибыль, или комиссию, получаемую организацией, осуществляющей обмен.
Информация о работе Роль денег в поддержании общеэкономического равновесия