Распределение федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития.

Содержание

Введение
Общая характеристика состояния межбюджетных отношений, в части распределения федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации
Оценка механизмов распределения федеральной финансовой помощи через фонды, образованные в составе расходов федерального бюджета, для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации.
2.1. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации
2.2. Фонд компенсаций
2.3. Фонд софинансирования социальных расходов
2.4. Фонд реформирования региональных финансов
2.5. Фонд регионального развития Направления совершенствования механизмов распределения федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА(готово).doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

  1. Общая характеристика состояния межбюджетных отношений, в части распределения федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации
  2. Оценка механизмов распределения федеральной финансовой помощи через фонды, образованные в составе расходов федерального бюджета, для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации.
 

    2.1. Фонд  финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации

    2.2. Фонд  компенсаций

    2.3. Фонд  софинансирования социальных расходов

    2.4. Фонд  реформирования региональных финансов

    2.5. Фонд  регионального развития 

  1. Направления совершенствования  механизмов распределения  федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов  Российской Федерации
 

Заключение

Список  литературы

 

Введение.

       Проводимый  в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.). На этапе перехода к рыночной системе отношений государству необходимо найти новые формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. Таким образом, создаются предпосылки для образования новой структуры, обеспечивающей исполнение федерального бюджета. Нельзя сказать, что эта задача является новой в системе экономических отношений России или других стран.

       Положение в экономике и финансовой системе  Российской Федерации характеризуется противоречивыми явлениями, порождаемыми как объективными факторами, так и ошибками, просчетами в экономической политике. В целом страна развивается по рыночному пути, сформировались рыночные связи.Финансовая политика в 1995-1997 годах способствовала стабилизации российского рубля, резкому снижению инфляции. Ключевыми моментами политики финансовой стабилизации явились отказ от финансирования дефицита детального бюджета с помощью прямых кредитов Центрального Банка, обеспечение устойчивости рубля к конвертируемым валютам. Произошло становление финансового рынка, действует новый для России механизм рыночной инфраструктуры, включая разветвленную сеть коммерческих банков, бирж, страховых обществ, финансовых компаний, аудиторских фирм, способный в принципе, вместе с институтами государства “обслуживать“ оборот и воспроизводство общественного капитала, нормальное функционирование экономики. Наметилась четкая тенденция снижения процентных ставок, доходности государственных ценных бумаг.

       Актуальность  решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

 

        1.Общая характеристика состояния межбюджетных отношений, в части распределения федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации. 

       Условия экономической стабилизации и роста  в Российской Федерации во многом зависят от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений. При этом проблема вертикальной и горизонтальной несбалансированности бюджетной системы делают необходимой разработку и проведение целенаправленной политики бюджетного выравнивания в России.

       Межбюджетные  отношения должны быть, прежде всего, справедливыми,прозрачными, прогнозируемыми. В них должны предусматриваться реальные механизмы обеспечения региональных и местных бюджетов доходными источниками в соответствии с расходными полномочиями. Доходы региональных и местных бюджетов должны быть достаточными для выполнения тех задач и функций, которые перед ними стоят.

       Система межбюджетных отношений в Российской Федерации должна максимально

       стимулировать регионы к выходу на финансовую самодостаточность, к развитию собственной налоговой базы, ликвидации “иждивенческих настроений”. Она должна в первую очередь снижать количество дотационных регионов, сокращать встречные финансовые потоки между уровнями бюджетов, обеспечивать выравнивание социально-экономического развития территорий, гарантировать всем гражданам,независимо от места их проживания, минимум бюджетного обеспечения.

       В этой связи Российская Федерация, как  федеральное государство, не может обходиться без системы оказания финансовой помощи, которая оказывается органами власти вышестоящих уровней органам власти нижестоящих уровней. В Российской Федерации необходимость финансовой помощи из федерального бюджета обосновывается тем, что 75 субъектов Российской Федерации, или 84,26 % от их общего числа, не располагают на сегодня и в условиях действующей системы распределения налоговых поступлений не будут располагать доходным бюджетным потенциалом, достаточным для финансирования расходных обязательств,закрепляемых за ними на финансовый год (процент аналогичных муниципальных образований, по ряду оценок, колеблется от 85 до 90 процентов).

       По  своему экономическому смыслу федеральная финансовая помощь направлена на выравнивание уровня бюджетных услуг, оказываемых на территории государства.

       Количественная  оценка данного уровня заключается  в определении, во-первых,межрегиональной  дифференциации стоимости оказания государственных услуг, во-вторых, потенциального уровня государственных доходов, которые можно мобилизовать в региональный бюджет. Объем финансовой помощи конкретному региону должен находиться в прямой зависимости от стоимости оказания государственных услуг в регионе и в обратной - от его доходного потенциала. При этом государственные минимальные социальные стандарты должны рассматриваться базовым условием порядка определения объема финансовой помощи территориальным бюджетам.

       В рамках обозначенных выше проблем в последние годы сделаны важные шаги по дальнейшему реформированию межбюджетных отношений. К ним относятся: новые подходы в разработке формализованного метода распределения средств из федерального бюджета в бюджеты регионов; введение процедуры предварительного согласования методик распределения финансовой помощи и компенсаций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, осуществляемой трехсторонней рабочей группой с участием Правительства Российской Федерации,Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; выведение за рамки Фонда финансовой поддержки регионов – средств компенсационного характера с образованием Фонда компенсаций; создание в федеральном бюджете Фонда софинансирования социальных расходов и Фонда реформирования региональных финансов; принятие нового подхода к сокращению части нефинансируемых мандатов путем замены предоставления ведомственных льгот отдельных категорий граждан, повышением им оплаты труда.

       Всему этому способствовало принятие Правительством Российской Федерации концептуальных программных документов, в которых дана оценка состоянию межбюджетных отношений и определены направления дальнейшего их совершенствования.

       Ряд отмеченных выше проблем нашли свое отражение в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в выступлении Президента Российской Федерации на совместном заседании коллегий Минфина России и Минэкономразвития России. Так, в решении совместного заседания коллегий указанных ведомств предусмотрено сосредоточить усилия на решении следующих задач:

  • Совершенствование межбюджетных отношений в условиях разграничения полномочий бюджетов различных уровней;
  • отмена нефинансируемых обязательств на федеральном и региональном уровнях;
  • продолжение совместно с субъектами Российской Федерации работы по совершенствованию методики распределения средств финансовой помощи из федерального бюджета, стимулирующей увеличение доходов бюджетов в регионах и муниципальных образованиях.

       В связи с вышеизложенным, при анализе состояния межбюджетных отношений, в части распределения федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, основное внимание уделено оценке механизмов распределения федеральной помощи через фонды, образованные в составе расходов федерального бюджета.

       Кроме того, рассмотрены проблемы финансовой помощи бюджетам закрытых административно-территориальных образований.

 

        2.Оценка механизмов распределения федеральной финансовой помощи через фонды, образованные в составе расходов федерального бюджета, для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации. 

       Основной  объем федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации распределяется через 5 фондов: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд реформирования региональных финансов, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития.

       В ходе оценки эффективности механизма  распределения федеральной финансовой помощи через фонды, образованные в составе расходов федерального бюджета, для

       оказания  финансовой помощи бюджетам субъектов  Российской Федерации осуществлен анализ указанных фондов с точки зрения цели их создания, принципа распределения средств, типа финансовой помощи, условий предоставления средств, статуса.

       Результаты  проведенного анализа эффективности  механизмов распределения федеральной финансовой помощи через фонды, образованные в составе расходов федерального бюджета, для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации следующие: 

       2.1Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 

       В настоящее время Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее - ФФПР) является основным источником предоставления финансовой помощи регионам.

       Основной  задачей предоставления финансовой помощи из этого фонда является сокращение различий (выравнивание) в уровне душевых доходов территориальных бюджетов путем увеличения объема финансовых ресурсов наименее обеспеченных собственными доходами регионов с целью обеспечения наибольшего числа граждан минимально необходимым, а по существу - максимально возможным объемом бюджетных услуг.

       Большая часть средств ФФПР - это дотации  на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Кроме того, в составе ФФПР выделяются целевые субсидии на государственную поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а также субвенции на компенсацию тарифов за электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.В первые годы существования ФФПР при определении финансовой помощи учитывались фактические доходы и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации. При таком подходе региональные власти оказывались заинтересованными в завышении расходов и занижении доходов. В связи с этим было принято решение отказаться от такого определения доходного потенциала и расходных потребностей.

       В результате последующих доработок  финансовая помощь регионам из средств  ФФПР стала основываться на методике, определяющей оценку уровня бюджетной

       обеспеченности  регионов на основе сопоставления потенциальных объемов доходов,которые могут быть собраны в региональные бюджеты, и стоимости оказания бюджетных услуг субъекта Российской Федерации. Соотношение потенциальных доходов и условно-нормативных расходов регионов получило в методике название “приведенные к сопоставимым условиям удельные (в расчете на душу населения) валовые налоговые ресурсы”.

Информация о работе Распределение федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации