В
ближайший период предусматривается
завершить реформирование системы
социальной защиты граждан, направленное
на реализацию принципа адресности, обеспечить
доведение государственных минимальных
социальных гарантий до уровня нормативов
стоимости жизни, продолжить совершенствование
системы социальных пособий и выплат,
механизмов защиты доходов населения
от инфляции.
Политику
в области социальной помощи населению
следует направить и на обеспечение гарантии
дохода лицам, имеющим доход или ресурсы
ниже определенного уровня, сориентировать
на те группы и слои населения, которые
не могут быть охвачены программами занятости
или мерами социальной защиты и не могут
воспользоваться услугами социального
обеспечения. (Речь идет о различного рода
льготах и разовых выплатах при несчастных
случаях, бедствиях и др.) Наряду с iосударствен-ными
формами предполагается параллельное
развитие негосударственных форм оказания
социальной помощи (спонсорства, благотворительности
и др.). В число приоритетов должна войти
задача удовлетворения социальных потребностей
наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов,
пожилых, многодетных семей и детей.
Дальнейшее
развитие получит социальное обслуживание
как вид адресной помощи и неотъемлемая
часть государственной системы социальной
защиты. Предусматриваются преимущественное
развитие сети нестационарных учреждений
как наиболее экономичных и приближенных
к реальным нуждам населения и расширение
практики предоставления социальных услуг
на дому.
Важным
направлением является создание комплексных
территориальных центров социального
обслуживания, обеспечивающих оказание
максимальной и разносторонней помощи
гражданам пожилого возраста, инвалидам,
семьям, детям и другим категориям населения.
При этом будут учитываться утвержденные
социальные стандарты, что повысит уровень,
доступность и качество оказываемых услуг
всем нуждающимся.
В
комплексе мер по обеспечению
устойчивого развития необходимо существенно
повысить значимость социальной поддержки
ветеранов и инвалидов. Основным направлением
государственной социальной политики
по отношению к инвалидам предусматривается
реабилитационное направление, ориентированное
прежде всего на использование социальных
механизмов компенсации и адаптации.
Реализация
этих мер невозможна без координации
различных видов государственной социальной
поддержки граждан и создания единой информационной
системы социальной помощи.
Основной
задачей реформирования социальной
сферы (сферы социальных услуг, отраслей
социальной сферы) является пересмотр
ее структуры и функций в сторону обеспечения
их максимальной адекватности традиционным
и новым потребностям человека в разнообразных
высококачественных видах услуг, направленных
на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального
уровня, конкурентоспособности на рынке
труда национальных кадров, способных
обеспечить прорывы в технологическом
и экономическом развитии, а также на укрепление
и модернизацию материальной базы социальных
отраслей.
В
условиях социально-экономических
преобразований в Беларуси удалось
сохранить многие структуры и потенциал
социальной сферы, управляемость ее отраслями,
обеспечить конституционные права граждан
в области охраны здоровья, получения
образования, решения жилищных проблем
и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основании изученного материала
необходимо сделать следующие выводы:
- Расходы на
социально-культурные мероприятия включают
расходы на образование, здравоохранение,
физическую культуру, социальное обеспечение.
Объем финансовых ресурсов, направляемых
обществом на эти цели, является одним
из важнейших экономических показателей,
поскольку обеспечивает развитие социальной
сферы.
- По своей
сущности социальное обеспечение есть
система финансовых отношений государства
с юридическими и физическими лицами по
поводу формирования государственных
целевых социальных фондов и использования
их для социальной защиты граждан страны.
Существование социального обеспечения
продиктовано необходимостью содержания
нетрудоспособных граждан, их поддержки
и выравнивания жизненного уровня различных
групп населения.
- Государственное
социальное страхование — система финансовых
отношений государства с юридическими
и физическими лицами по поводу создания
государственного целевого фонда социальной
защиты населения.
- Кроме государственного
фонда социальной защиты населения в Республике
Беларусь создается государственный фонд
содействия занятости населения. Главными
задачами фонда являются: социальная поддержка
незанятого населения; профессиональное
обучение; подготовка и переподготовка
безработных; финансирование мероприятий
по сохранению и созданию рабочих мест;
обеспечение занятости населения.
- Государственное
социальное обеспечение — система финансовых
отношений государства с физическими
лицами по поводу расходования фонда социальной
защиты населения и других социальных
фондов.
- В сферу государственного
социального обеспечения входит также
и социальная помощь. Социальная помощь
— форма социальной защиты, предусматривающая
денежные выплаты, натуральную помощь
и индивидуальные услуги гражданам на
основе проверки нуждаемости. Основу финансирования
социальной помощи составляют бюджетные
ассигнования, которые выделяются в распоряжение
органов социальной защиты.
- Очевидно,
что ввиду того, что государственная бюджетная
система и налоговое законодательство
построены на принципах разграничения
доходов республиканского и местных бюджетов
(республиканские налоги поступают в бюджет
РБ, а местные налоги – остаются на территории
соответствующих административно-территориальных
единиц) бюджеты административно-территориальных
единиц не всегда имеют возможность собственными
средствами покрыть необходимые (запланированные)
расходы.
- Разработка
и реализация направлений социальной
политики осуществляются государственными
органами, научными институтами и общественными
структурами на основе социального императива,
ключевых проблем повышения благосостояния
населения и развития человеческого потенциала,
принципов и приоритетов общеэкономической
политики государства, которые закреплены
в стратегических и тактических документах
Президента и Правительства страны. Такими
действующими ныне документами являются
Программа социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Национальная
стратегия устойчивого развития Республики
Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют
приоритеты, цели и задачи, а также направления
и средства их достижения в области социальной
политики и социальной сферы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Государственный
бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич
Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк.,
1995.-130с.
- Илларионов
А. Бремя государства // Вопросы экономики
1996 №9.- 12-27 с.
- Матусевич
М.. Трудный бюджет 2005-го // Национальная
экономическая газета 2000 г. № 4, - 1-3с.
- Общая теория
финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, М., 1995,
- 113с..
- Сорокина
Т.В. Бюджетный процесс Республики Беларусь.
- Мн., 2000. – 16-19с.
- Павлова
Л.Н. Бюджетные
потоки и проблемы
бюджетного регулирования.// Финансы. 1996.№4-45-48
с.
- Финансы:
Практическое пособие/ Л.А. Ханкевич –
Мн.: Молодежное , Минск 2003г.- 123с.
- Трашкова
А. Комментарий к отдельным статьям Закона
РБ от 29.12.2003 №259-3 «О бюджете РБ на 2004
год» // Главный бухгалтер, 2004, №2 – 37-38
с.
- Образкова
Т. Б. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой
сферы//Белорусский Экономический Журнал,
2001, №2.- 23с.
- Приказ Министерства
финансов Республики Беларусь от 27 декабря
1999 г. N 378 «О бюджетной классификации Республики
Беларусь» (в ред. постановлений Минфина
от 03.03.2000 N 14, от 22.12.2000 N 125, от 23.01.2002 N 6, от
16.06.2003 N 94, от 31.01.2004 N 10, от 12.03.2004 N 33, от 12.04.2004
N 65, от 21.07.2004 N 113) (Зарегистрировано в Национальном
реестре правовых актов Республики Беларусь
21 января 2000 г. N 8/2611)
- Закон Республики
Беларусь от 4 июня 1993 г. N 2347-XII «О бюджетной
системе Республики Беларусь и государственных
внебюджетных фондах» «(в ред. Закона Республики
Беларусь от 15.07.1998 N 192-З)
- Закон Республики
Беларусь от 31 января 2000 г. N 367-З «О бюджете
Республики Беларусь на 2000 год» (Принят
Палатой представителей 12 января 2000 года,
Одобрен Советом Республики 19 января 2000
года) (Зарегистрировано в Национальном
реестре правовых актов Республики Беларусь
10 февраля 2000 г. N 2/143)
- Закон
Республики Беларусь от 11 ноября 2000
г. N 448-З «О бюджете Республики Беларусь
на 2001 год» (Принят Палатой представителей
12 октября 2000 года, Одобрен Советом Республики
2 ноября 2000 года) (Зарегистрировано в Национальном
реестре правовых актов Республики Беларусь
13 ноября 2000 г. N 2/223)
- Закон Республики
Беларусь от 29 декабря 2001 г. N 72-З «О бюджете
Республики Беларусь на 2002 год» (Принят
Палатой представителей 18 декабря 2001 года,
Одобрен Советом Республики 20 декабря
2001 года) (Зарегистрировано в Национальном
реестре правовых актов Республики Беларусь
3 января 2002 г. N 2/821)
- Закон Республики
Беларусь от 28 декабря 2002 г. N 170-З «О бюджете
Республики Беларусь на 2003 год» (Принят
Палатой представителей 17 декабря 2002 года,
Одобрен Советом Республики 20 декабря
2002 года) (Зарегистрировано в Национальном
реестре правовых актов Республики Беларусь
30 декабря 2002 г. N 2/918)
- Закон
Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г.
N 259-З «О бюджете Республики Беларусь на
2004 год» (Принят Палатой представителей
15 декабря 2003 года, Одобрен Советом Республики
19 декабря 2003 года) (Зарегистрировано в
Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 30 декабря 2003 г. N 2/1008)