Расходы на социально-культурные мероприятия как составная часть расходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить расходы на социальное обеспечение и социальное развитие РБ.

Задачи курсовой работы:

изучить содержание и состав расходов на социально-культурные;
изучить мероприятия и их роль в развитии социальной сферы, источники финансирования;
изучить государственное социальное страхование;
изучить государственное социальное обеспечение;
изучить основные виды государственного социального обеспечения, осуществляемого за счет средств фонда социальной защиты населения;
проанализировать расходы бюджета на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ;
изучить направления социальной политики и реформирования социальной сферы.

Содержание

Введение …3
1 Сущность и содержание расходов на социальную сферу и мероприятия по социальной защите
…5
1.1 Содержание и состав расходов на социально-культурные мероприятия и их роль в развитии социальной сферы, источники финансирования

…5
1.2 Государственное социальное страхование …7
1.3 Государственное социальное обеспечение …10
1.4 Основные виды государственного социального обеспечения, осуществляемого за счет средств фонда социальной защиты населения

…12
2 Анализ расходов бюджета на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ
…16
3 Направления социальной политики и реформирования социальной сферы
…26
Заключение …37
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Расходы на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ (курсовая - государственный бюджет).doc

— 248.00 Кб (Скачать)
  1. соответствием социальному императиву содержания экономических, экологических, структурно-инвестиционных, инновационных и других программ развития;
  2. уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечественного и зарубежного опыта;       
  3. эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем;
  4. опережающим законодательным,  нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы;
  5. рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов ее финансирования.

    Социальная  политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

    Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста  уровня и качества жизни населения  и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

    В соответствии с поставленной целью  основными направлениями социальной политики должны стать:

  1. создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  2. обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;
  3. обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;
  4. повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  5. постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;
  6. содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;
  7. улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;
  8. снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;
  9. повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

    Социальное  пространство, в котором предусматривается  реализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

    В данном контексте приоритетными  направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

    Для достижения поставленных целей в  области оплаты труда необходимо:

  1. обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
  2. формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
  3. поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету;
  4. совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
  5. регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
  6. развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
  7. усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

    В области политики денежных доходов  и оплаты труда предусматривается:

  1. повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
  2. рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;
  3. увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36,4 % в 2002 г. до 39—40 % в 2020 г.

    Минимальная заработная плата является минимальным  социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

    Важным  направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.

    Определение объемов и структуры потребления  продуктов питания и обеспечения  непродовольственными товарами следует производить с учетом, с одной стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.

    Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:

  • на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переход от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витаминами! питанию; замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;
  • рациональную структуру гардероба, способную удовлетворить разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видами деятельности (трудовой, бытовой, доеуговой и др.);
  • существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.

    Повышение уровня потребления и его рационализация возможны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.

    Борьба  с бедностью является важнейшим  приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня ма-лообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

    С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы  и среднедушевых денежных доходов  предполагается, что доля населения  с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократится к 2010 г. до 20 %.

    Основная  цель реформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

    В соответствии с концепцией реформы  пенсионное обеспечение будет включать три уровня (составляющих):

  1. первый — пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;
  2. второй — обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);
  3. третий — дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого.

    На  ближайшие годы намечено:

  1. проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
  2. развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;
  3. совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
  4. обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

    В перспективе на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных

    перед пенсионной системой задач, развитие реального  сектора экономики и повышение  эффективности государственного управления призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

    Важной  составляющей повышения уровня и  качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

    В области организации системы  социального страхования требуется  решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

    Решению этих задач будут способствовать:

  • установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (класса риска);
  • увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;                                                 
  • персонифицированный учет по отдельным видам страхования;
  • стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
  • осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;
  • освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.

    Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

    Сформировавшаяся  к настоящему времени система  социальной защиты населения представлена социальными программами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.

Информация о работе Расходы на социально-культурные мероприятия как составная часть расходной части республиканского бюджета