Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:54, лекция
В соответствии с Конституцией РФ система государственной власти в РФ основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения между РФ, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.
ГЛАВА 26. Расходы бюджета на управление, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
26.1. Расходы на содержание
органов государственной
Система органов управления в Российской Федерации представляет собой совокупность представительных и исполнительных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры.
В соответствии с Конституцией РФ система государственной власти в РФ основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения между РФ, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.
Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием — Государственной Думой, судебная — Верховным Судом РФ.
Главой исполнительной власти в РФ является Президент РФ, Правительство РФ как орган исполнительной власти подотчетно Государственной Думе и Президенту РФ.
На региональном и местном уровне структура органов управления аналогична государственной и представлена законодательными (представительными) органами и администрацией.
В соответствии с действующим в РФ законодательством расходы на содержание федеральных и территориальных аппаратов управления утверждаются ежегодно в соответствующих бюджетах исходя из принципа оптимальности.
В консолидированном бюджете на 1999 г. доля расходов на государственное управление и местное самоуправление составила 3,03%, расходы на судебную власть — 0,4%. Эти расходы предназначены для выполнения следующих задач:
1) реализации в сфере государственной службы общих принципов денежного содержания государственных служащих при сокращении их численности и оптимизации структуры органов управления;
2) постепенной передачи
расходов на содержание
3) реализации мероприятий
по правам человека и
4) передачи расходов по
финансированию
Расходы на судебную власть включают содержание службы судебных приставов и судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции России.
Судебная власть в соответствии с посланием Президента РФ Правительству РФ «О бюджетной политике на 1999 год» признана одним из приоритетов. Поэтому расходы на судебную власть в Федеральном бюджете на 1999 г. предусмотрены с ростом против уровня 1998 г. на 21%.
Расходы по разделу «Судебная власть» включают денежное содержание работников судов, оплату транспортных услуг, другие виды выплат.
Следует отметить, что расходы
по этому разделу в части
При расчете расходов на управление и судебную власть субъекта Федерации за базу принимаются предварительные итоги исполнения бюджета предыдущего года с учетом мероприятий по экономии и реструктуризации расходов с планируемым годом.
Объем расходов на содержание аппарата управления определяют такие основные документы, как штатное расписание и смета расходов.
В штатном расписании указываются наименования должностей руководителей и специалистов по структурным подразделениям, количество штатных единиц по каждой должности, схемы должностных окладов, надбавки, месячный фонд заработной платы по должностным окладам, размеры оклада на каждой должности (минимальные и максимальные).
Финансирование органов управления осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принципами исполнения бюджетов. Органы управления могут быть обособленными юридическими лицами или структурным подразделением администрации. В последнем случае составляется смета расходов.
Размер ассигнований не может превышать объема, утвержденного в бюджете; при этом основным принципом использования бюджетных ресурсов является строгое их регламентирование по назначению и времени.
Расчеты по расходам на управление администрации субъектов РФ готовят соответствующие структурные подразделения. При этом используются метод прямого счета и метод нормирования. Размер необходимых ассигнований рассчитывается на основании утвержденных тарифов, норм и т. д. При определении расходов могут применяться индивидуальные и комбинированные нормы, объединяющие группу расходов. Расходы предусматриваются в соответствии с группировочными кодами бюджетной классификации.
В состав расходов на содержание аппарата управления входят: заработная плата (должностной оклад и надбавки), начисления на заработную плату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.
Фонд заработной платы
на год исчисляется путем
Средняя ставка заработной платы рассчитывается исходя из месячного фонда заработной платы по должностным окладам, утвержденным по штатному расписанию, деленным на количество штатных единиц.
Один из основных видов затрат на управление — расходы на приобретение инвентаря, оборудования и расходных материалов (канцелярских и других товаров).
Расходы на командировки и служебные разъезды работников аппарата управления включают оплату стоимости проезда, различные надбавки к заработной плате, выплаты за счет командировочных (суточных, квартирных) и т. д.
Затраты на оплату транспортных услуг включают содержание транспорта, его текущий ремонт, компенсации за использование личных легковых автомобилей.
Оплата услуг связи включает расходы междугородных и иных телефонных переговоров, телефаксов, оплату почтовых отправителей и т. д. К расходам на коммунальные услуги относят расходы по аренде помещений, на отопление, освещение, водоснабжение и другие услуги.
В прочих текущих расходах учитывают оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря, повышение квалификации кадров и др.
Контроль за расходованием бюджетных ассигнований, выделяемых на управление, осуществляют финансовые органы, Контрольно-счетная палата, Контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ и другие структуры.
Они выявляют причины перерасхода бюджетных ассигнований и разрабатывают предложения по сокращению расходов. Проверяется порядок составления и утверждения штатных расписаний и смет расходов на содержание аппарата управления, размеров и ставок заработной платы.
По результатам проверок составляется акт, в котором указываются выявленные нарушения штатно-счетной дисциплины с требованием их устранения.
Финансовые органы занимаются, помимо контроля, разработкой мероприятий, направленных на эффективное сокращение расходов на содержание аппарата управления.
Экономное и рациональное использование средств, выделяемых на эти цели, приводит к снижению доли расходов на управление в общем объеме бюджетных расходов.
26.2. Особенности планирования
и финансирования расходов на
национальную оборону,
Необходимость осуществления расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, гарантирующей сохранение России в качестве суверенного государства и её территориальной целостности, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.
В этой системе ключевое место занимает национальная оборона, поддержание которой должно обеспечиваться на базе соответствия военной политики государства, военной доктрины, долгосрочных планов строительства Вооруженных Сил финансово-экономическим и материальным возможностям страны.
В настоящее время положение
дел в военной области
Однако в последние годы в военной сфере нарастали кризисные явления. Реальное состояние экономики России исчерпало возможности дальнейшего сохранения уровня и организации войск, воинских формирований и военных органов, остававшихся практически в неизменном состоянии со времен бывшего СССР.
Запаздывание в реформировании армии и других воинских формирований замораживало их громоздкую структуру, которая не отвечала как реальным экономическим возможностям страны, так и изменившейся военно-стратегической ситуации. Это предопределило объективную необходимость в проведении военной реформы в Российской Федерации.
Целью военной реформы в России стало создание принципиально новой системы взаимодействия военной сферы с экономикой, политикой и обществом в целом, обеспечивающей приведение в соответствие процесса военного строительства с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой.
В процессе планирования расходов на национальную оборону учитываются первоочередные мероприятия военной реформы: сокращение численности Вооруженных Сил, совершенствование их структуры, оптимизация структуры расходов путем совершенствования оснащения войск военной техникой и вооружением, переход к комплектованию Вооруженных Сил на контрактной основе, создание гарантированной системы материального и социального обеспечения военнослужащих и лиц, увольняемых с военной службы.
Соответствие долгосрочных
военных программ строительства
Вооруженных Сил и других воинских
формирований и органов, в которых
в соответствии с законодательством
предусмотрена военная служба, и
финансово-экономических
Установление жесткого уровня расходов на национальную оборону направлено на решение задачи перехода к планированию расходов не на основе заявленных потребностей, а исходя из возможностей бюджета.
С 1998 г. была изменена организация
процесса разработки проекта федерального
бюджета: получателям средств
Военный бюджет — часть федерального бюджета. Поэтому включение непосредственных военных расходов в единую систему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономному определению потребностей.
Военный бюджет представляет собой группировку расходов, связанных с обеспечением обороны государства, по наиболее существенным признакам, принятую как военным ведомством, так и государственными плановыми и финансовыми органами, а также отвечающую определенным международным требованиям.
Планирование расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность является неотъемлемой частью планирования расходов федерального бюджета на предстоящий финансовый год, а также формируемого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разрабатываемых проектировок основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу в два последующих финансовых года.
Рассмотрение ассигнований, направляемых на национальную оборону и правоохранительную деятельность, проходит в четырех чтениях и утверждается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в составе федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Планирование осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией расходов федерального бюджета.
Отличие системы бюджетного
процесса в военной области на
современном этапе от существовавшей
ранее заключается в
При формировании и исполнении военного бюджета учитываются следующие обстоятельства, определяющие специфику бюджетного процесса:
• определенная, предусмотренная законодательством Российской Федерации закрытость сведений, содержащих государственную тайну;