Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:45, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать проблему эффективного использования ограниченных ресурсов бюджета, которые направляются для решения социальных вопросов. Это, как известно, одна из острых проблем современной России.
Задачи данной работы: изучение пути финансирования социальной политики, бюджетного планирования расходов на мероприятия по социальной защите населения.
Объект исследования - мероприятия по социальной защите населения, предмет исследования – бюджетное финансирование мероприятий по социальной защите.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……3
1.ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………….4
1.1 Основные формы государственного регулирования социальной сферы…………………………………………………...6
1.2 Бюджетное финансирование социальной сферы…………..8
2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………………...12
2.1 Социальная защита: понятие, функции, методы………....12
2.2 Объекты социальной защиты…………………………….…..14
2.3 Расходы бюджета на социальные мероприятия……….….20
2.4 Бюджетное планирование расходов на оплату социальных мероприятий (на примере г. Санкт-Петербурга)……………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…27
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Расходы на мероприятия по социальной защите населения на 2010 год по г. Санкт-Петербургу………………………………...28
Расходы бюджета на социальное обеспечение включает в себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.
Государственное управление финансового пенсионного обеспечения осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации являющийся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, денежные средства которого находятся в государственной собственности Р.Ф.
Особенность социальной политики в современных
условиях состоит в переносе центра тяжести
при осуществлении социальной защиты
пожилых и старых людей непосредственно
на места. Социальная защита на ближайший
кризисный период представляет собой
комплекс дополнительных мероприятий
по оказанию материальной помощи старым
людям, осуществляемых за счет федерального
м местных бюджетов, а также специально
создаваемых фондов социальной поддержки
населения, сверх средств, выделяемых
этими фондами, и помимо социальных гарантий,
традиционно реализуемых системой социального
обеспечения.
2.4
Бюджетное планирование
расходов на оплату
социальных мероприятий
(на примере г.
Санкт – Петербурга).
К примеру, в Санкт-Петербурге разработана Концепция социальной защиты население на 2006-2010 годы, которая основана на ряде научных разработок (демография, медицина и др.). Эта Концепция предусматривает реформирование механизма бюджетного планирования расходов на оплату социальных услуг и мероприятий. Рассмотрим несколько ее положений. Современное развитие системы социальной защиты населения тесно связано с общими тенденциями реформирования системы управления, ориентированного на результат, во всех сферах жизнедеятельности.
В этой связи актуальным является вопрос реформирования механизма бюджетного планирования расходов на оплату социальных мероприятий (далее - реформирование). С комплексом мероприятий по социальной защите населения на 2010 год можно ознакомиться в Приложении №1.
Так в 2010 году на социальную политику было запланировано израсходовать 45498639,40 тыс. рублей, что составляет 12,0 % от всего бюджета г. Санкт – Петербурга.
Одной из целей реформирования является повышение качества социальных услуг и мероприятий, предоставляемых государственными учреждениями.
Действующая в настоящее время традиционная (сметная) схема планирования расходов на социальные мероприятия, признается недостаточно эффективной. Это объясняется тем, что объемы планируемых расходов не зависят от качества предоставляемых социальных услуг.
Нормативно-целевая схема планирования расходов берет за основу социальную услугу. Оплата деятельности организаций, специализирующихся на социальном обслуживании, осуществляется исходя из объема и качества предоставленных услуг, то есть по конечному результату деятельности, а не по характеру и интенсивности функционирования указанных организаций. В основе величины оплаты лежит экономически обоснованная стоимость единичной услуги определенного вида и качества. Эта величина регулируется специальными нормами, нормативами и тарифными соглашениями.
Представляется, что в рамках нормативно-целевой схемы повысится эффективность системы социального обслуживания. Однако в настоящее время отсутствует нормативная правовая база, необходимая для ее реализации.
В этой связи необходима разработка механизмов нормативного правового регулирования формирования статей расходов бюджета всех уровней по планированию затрат на оказание социальных услуг. Переход на нормативно-целевую схему планирования расходов на содержание государственных учреждений, предоставляющих социальные услуги, возможен после внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство, в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Другой целью реформирования является создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу предоставления социальных услуг и проведение социальных мероприятий. Создание механизмов, при которых социальные услуги, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга, могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм, является одним из основных направлений повышения эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что реформирование позволит:
-повысить качество предоставляемых социальных услуг;
-объективно формировать затраты на оплату предоставляемых социальных услуг;
-оптимизировать бюджетные расходы;
-предусмотреть возможность участия негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг различным категориям граждан;
-расширить
спектр предоставляемых социальных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив пути финансирования социальной политики, бюджетного планирования расходов на мероприятия по социальной защите населения, я пришла к следующим выводам. Средства на социальные мероприятия поступают из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, государственных и негосударственных внебюджетных фондов. На сегодняшний день, в условиях сложного финансового положения государство обеспечивает лишь минимальный уровень социальных услуг и мероприятий различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям-одиночкам и другим категориям граждан. проанализировать проблему эффективного использования ограниченных ресурсов бюджета, которые направляются для решения социальных вопросов. Это, как известно, одна из острых проблем современной России.
В настоящее время наблюдается перенос центра тяжести подавляющего большинства бюджетных расходов на субъекты РФ. Кроме того, опираясь на данные по выделенным средствам по годам, мы ясно видим, что в связи с экономическим кризисом, финансирование постепенно сократилось.
Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты.
В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законодательные акты о социальных стандартах, в соответствии с которыми каждому жителю предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.
При этом главными должны стать мероприятия по поддержке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и территориальными органами власти и местного самоуправления.
В дальнейшем по мере проведения реформ в системе социальной защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов.
Расходы из бюджетов всех уровней на социальные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах.
Несмотря на ряд положительных
сдвигов в бюджетном
Отечественные и зарубежные эксперты отмечают недоработку многих социальных программ и мероприятий в Российской Федерации и их декларативный характер в отличие от западных социальных программ, имеющих опережающий характер.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция Российской
2. Бюджетный
кодекс Российской Федерации
с изменениями и дополнениями
на 15 апреля 2005 года). М..: Проспект, 2008.
3.Закон СПб "О бюджете Санкт-Петербурга
на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012
годов" www.fincom.spb.ru
4. Аверин
А. Н. Государственная система социальной
защиты населения: Учебное пособие. –
М.: Изд-во РАГС. – 2007.- 124с.
5. Бюджетная
система России: Учебник / Под ред. Г.Б.
Поляка.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007.- 512с.
6. Годин
А. М. Бюджетная система Российской Федерации:
Учебник / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В.
Подпорина . – М.: Дашков и К, 2007.- 565с.
7. Денисова
И. П. Социальная политика. – Ростов н /
Д., 2008.-347с
8.Зайнуллина
Т. Г. Бюджетная система Российской
Федерации.-М.: МАРТ, 2007.- 176с.
9.Колосницын
И. В. Социальные обязательства государства:
сокращение или реструктуризация? // Мир
России, 2009. №1
10.Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.- 432с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Расходы
на комплекс мероприятий по социальной
защите населения на 2010 год
Наименование | Сумма (тыс.руб.) |
Расходы
на реализацию мер социальной поддержки
работников государственных |
20.3 |
Расходы на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов | 1867154.5 |
Расходы на приобретение автобусов для СПб ГСУ СО "Психоневрологический интернат N 1" и СПб ГСУ СО "Психоневрологический интернат N 9" | 9000.0 |
Расходы на приобретение автобуса для СПб ГУ "Дом ветеранов" | 5090.0 |
Субсидии автономным учреждениям -учреждениям социального обслуживания | 411680.6 |
Расходы на содержание учреждений по обучению инвалидов | 89051.6 |
Расходы на содержание социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних | 39621.9 |
Содержание детских приютов | 79964.3 |
Расходы на содержание центров социальной адаптации | 21380.7 |
Расходы на капитальный ремонт учреждений социальной защиты | 210399.3 |
Расходы на содержание Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды и физической культуры инвалидов" | 10231.3 |
Расходы на содержание городского объединения медико-социальной экспертизы | 45.0 |
Расходы на мероприятия по пожарной безопасности учреждений социальной защиты | 58207.8 |
Расходы
на мероприятия по улучшению материально- |
80000.0 |
Социальные компенсации работникам органов государственной власти | 7754.6 |
Расходы по возмещению частичной оплаты за аренду дачных помещений льготных категорий граждан | 15576.3 |
Расходы на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение для пенсионеров | 500.0 |
Расходы на бесплатное зубопротезирование | 518720.6 |
Расходы
на оказание материальной помощи гражданам,
оказавшимся в трудной |
145750.0 |
Расходы на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение для ветеранов ВОВ и инвалидов | 9000.0 |
Расходы на реализацию Закона Санкт-Петербурга "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" | 59583.9 |
Расходы на предоставление мер соц. поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, не обеспеченные финансированием из фед. бюджета в результате превышения регион. стандартов над фед. стандартами оплаты жилья и ком. услуг | 1351121.5 |
Расходы на оплату услуг связи в целях обеспечения выплаты и доставки пособий, компенсаций и иных социальных выплат | 134312.4 |
Расходы на предоставление автотранспорта отдельным категориям многодетных семей | 11880.0 |
Расходы на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы | 94.2 |
Расходы на социальную поддержку Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы | 4.1 |
Расходы
на выплату единовременного |
16039.0 |
Расходы на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор России", за счет средств федерального бюджета | 214544.1 |
Расходы
на выплату государственных |
528.0 |
Расходы на выплату инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за счет средств федерального бюджета | 1603.3 |
Расходы на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан | 4907684.6 |
Расходы на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за счет средств федерального бюджета | 32428.1 |
Расходы на предоставление доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы Санкт-Петербурга | 512972.0 |
Расходы на социальную поддержку семей, имеющих детей, и на выплату ежемесячного пособия на ребенка | 3379841.8 |
Расходы на социальную поддержку тружеников тыла в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" | 51744.6 |
Расходы на социальную поддержку ветеранов труда в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" | 1457656.4 |
Расходы на социальную поддержку реабилитированных лиц в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге'' | 184888.9 |
Расходы на социальную поддержку пенсионеров, не относящихся к льготным категориям в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" | 1443450.9 |
Расходы на социальную поддержку женщин, которым присвоено почетное звание "Мать-героиня" в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" | 650.8 |
Расходы на социальные выплаты отдельным категориям пенсионеров, проживающим в Санкт-Петербурге | 1166943.0 |
Расходы на соц. поддержку пенсионеров, проработавших в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющих труд. стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин в соответствии с Зак-м СПб "О мерах соц. поддержки отдельных категорий граждан в СПб" | 177954.0 |
Расходы
на предоставление мер социальной поддержки
по оплате жилого помещения и коммунальных
услуг отдельным категориям граждан,
установленных нормативно- |
5355147.4 |
Расходы на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг | 444351.9 |
Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан | 908738.4 |
Расходы на выплату доплат к пенсии по случаю потери кормильца в Санкт-Петербурге | 39076.6 |
Расходы на выплату ритуального пособия на погребение | 15448.6 |
Расходы на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям военнослужащих и членам семей военнослужащих в Санкт-Петербурге | 27665.0 |
Выплата социальной помощи отдельным категориям спортсменов Санкт-Петербурга | 59244.2 |
Расходы на выплату премий Правительства Санкт-Петербурга "Золотым и бриллиантовым юбилярам супружеской жизни" | 26420.0 |
Расходы на единовременную денежную выплату на погребение в Санкт-Петербурге | 14406.0 |
Расходы на выплаты гражданам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2009 года N 1907-р, за счет дотации, поступившей из федерального бюджета | 28000.0 |
Расходы на предоставление ежемесячных социальных выплат в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О звании "Почетный гражданин Санкт-Петербурга" | 3766.6 |
Расходы на выплату ежемесячного пособия семье умершего члена Правительства СПб или депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга | 1994.0 |
Расходы на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям граждан | 1530.0 |
Расходы
на реализацию Закона Санкт-Петербурга
"О мерах социальной поддержки
многодетных семей в Санкт- |
90241.5 |
Расходы на реализацию Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей работников бюджетных учреждений в Санкт-Петербурге, имеющих (воспитывающих) двух и более детей" | 95651.4 |
Расходы на реализацию Закона Санкт-Петербурга "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении тружеников тыла в Санкт-Петербурге'' | 444497.3 |
Расходы на реализацию Закона Санкт-Петербурга "О дополнительной мере социальной поддержки студенческих семей в Санкт-Петербурге" | 5544.0 |
Расходы на выплату ежемесячного пособия отдельным категориям инвалидов | 346040.6 |
Расходы на оплату услуг социальной рекламы по информированию населения об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью | 8097.0 |
Расходы на организацию и оформление коллективного стенда на специализированной выставке социальной, медицинской, благотворительной помощи, товаров и услуг для пожилых людей "Забота, помощь, милосердие" | 1376.0 |
Расходы на обеспечение граждан, не являющихся инвалидами, протезно-ортопедическими изделиями | 36310.8 |
Расходы на специальное транспортное обслуживание отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге | 220260.4 |
Расходы на бесплатное обеспечение инвалидов дополнительными техническими средствами реабилитации | 51263.5 |
Субсидия
Санкт-Петербургской |
7000.0 |
Расходы на организацию и проведение международного форума "Старшее поколение" | 1500.0 |
Расходы
на приобретение подарочной продукции
ветеранам Великой |
150000.0 |
Расходы на оплату услуг социально-медицинского ухода, предоставляемых службами сиделок, ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны | 150000.0 |
Информация о работе Расходы бюджета на мероприятия по социальной защите населения