Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:24, курсовая работа
Управление присуще всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его помощью достигается целостность этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи.
Глава I. Место и роль политического менеджмента в современном обществе
§ 1. Что такое политический менеджмент?
§ 2. Возрастание роли политического менеджмента в современных условиях
§ 3. Виды политического менеджмента
§ 4. Политический менеджмент как профессия
§ 5. Политический менеджмент и этические проблемы
Глава II. Политический менеджмент как теория и как практика
§ 1. Нужна ли теория политического менеджмента?
§ 2. Объект и предмет теории политического менеджмента
§ 3. Значение теоретических методов для описания и объяснения политического менеджмента
§ 4. Аналитическое конструирование ситуации
Глава III. Политический технологический процесс
§ 1. Модель политического технологического процесса
§ 2. Субъект и объект политико-технологического процесса
§ 3. Модель политического взаимодействия
Глава IV. Управление мотивацией в политико-технологическом процессе
§ 1. Мотивация политического действия: основные направления исследования
§ 2. Когнитивная модель мотивации политического действия
§ 3. Ограничения и возможности управления мотивацией политического действия
§ 4. Основные задачи управления мотивацией в политическом менеджменте
Глава V. Управление процессами коммуникации
§ 1. Коммуникации в политико-технологическом процессе
§ 2. Основные задачи управления коммуникационными процессами
§ 3. Политический PR
Глава VI. Управление процессами структуризации
§ 1. Процессы структуризации во взаимодействии субъекта и объекта политико-технологического процесса
§ 2. Основные задачи управления процессами структуризации
§ 3. Сегментирование политического рынка
Пушкарева Г. В.Политический менеджмент. Оглавление
4.12.2003 14:31 | Вадим Лодин
Предисловие
Глава I. Место и роль политического менеджмента в современном обществе
§ 1. Что такое политический менеджмент?
§ 2. Возрастание роли политического менеджмента в современных условиях
§ 3. Виды политического менеджмента
§ 4. Политический менеджмент как профессия
§ 5. Политический менеджмент и этические проблемы
Глава II. Политический менеджмент как теория и как практика
§ 1. Нужна ли теория политического менеджмента?
§ 2. Объект и предмет теории политического менеджмента
§ 3. Значение теоретических методов для описания и объяснения политического менеджмента
§ 4. Аналитическое конструирование ситуации
Глава III. Политический технологический процесс
§ 1. Модель политического технологического процесса
§ 2. Субъект и объект политико-технологического процесса
§ 3. Модель политического взаимодействия
Глава IV. Управление мотивацией в политико-технологическом процессе
§ 1. Мотивация политического действия: основные направления исследования
§ 2. Когнитивная модель мотивации политического действия
§ 3. Ограничения и возможности управления мотивацией политического действия
§ 4. Основные задачи управления мотивацией в политическом менеджменте
Глава V. Управление процессами коммуникации
§ 1. Коммуникации в политико-технологическом процессе
§ 2. Основные задачи управления коммуникационными процессами
§ 3. Политический PR
Глава VI. Управление процессами структуризации
§ 1. Процессы структуризации во взаимодействии субъекта и объекта политико-технологического процесса
§ 2. Основные задачи управления процессами структуризации
§ 3. Сегментирование политического рынка
Публикации с ключевыми словами: Политический менеджмент - Технологии - PR
Публикации со словами: Политический менеджмент - Технологии - PR
См. также:
Горшкова А.А. Политический риск и методы его оптимизации
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации
Центр нейро-лингвистического программирования.
Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии.
Иен Барбур. Этика в век технологии.
Социальные коммуникации: новое в науке, образовании, технологиях. Международная научно-практическая конференция.
Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн И.Б. Учебное пособие. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. Издательство "Альпина Бизнес Букс".2003.
§ 1. Что такое политический менеджмент?
Управление присуще всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его помощью достигается целостность этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.
На практике системное управление выглядит в виде подчинения людей обществу, культуре, внешним и интериоризированным, т.е. глубоко усвоенным личностью, нормам, правилам, ценностям. Этот тип управления называют еще самоорганизацией системы, подчеркивая тем самым наличие в каждой системе, в том числе и политической, внутренних механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство.
Спецификой социальных систем - общества, институтов, организаций, групп - является наличие в них второго типа управления, существующего в виде осознанной направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных создавать структуры, принимать решения и влиять друг на друга. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных. Он привносит субъективность в управленческие отношения, делает их более сложными, зависящими не только от системных требований, но и от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.
В этой субъективности одновременно заключены и сила, и слабость социального управления. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неизбежных ошибках человека, а главное в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.
В дальнейшем мы будем говорить об управлении не как о системном свойстве самоорганизующихся комплексов, а как об осознанном воздействии, осуществляемом человеком или группой людей (субъектом управления), на объект управления (другого человека или группу людей) с целью достижения определенных целей. Иными словами, мы будем рассматривать управление как субъектно-объектные отношения, как реальные взаимодействия людей, как череду событий, в ходе которых происходит выбор и принятие решений, предпринимаются усилия по их реализации, оказывается сопротивление этим решениям или осуществляется беспрекословное подчинение.
Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических властеотношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике:
а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами – с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент - государственно-
Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право “легитимного насилия”, т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.
б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.
в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право “легитимного насилия” и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом или политико-технологическим управлением.
Политико-технологическое управление позволяет политическим акторам решать весьма специфические задачи. Назовем некоторые из них:
1. Укрепление авторитета государственного или политического деятеля.
2. Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления.
3. Расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта.
4. Формирование электоральных предпочтений населения.
5. Организация политических союзов, блоков.
6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах.
7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.
8. Мобилизация масс для политической поддержки.
Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач. Но специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению, он должен побуждать к действию. Объект управленческого воздействия в этом случае находится вне зоны статусного подчинения: он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе; он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране; его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении и т.д..
Итак, политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации
§ 2. Возрастание роли политического менеджмента в современных условиях.
Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ в.в.
Первый из них – изменение роли масс в политической жизни общества. Этот процесс очень ярко и образно выразил испанский философ Х.Ортега-и-Гассет. “ХIХ веку, писал он, принадлежит слава и ответственность за то, что он выпустил широкие массы на арену истории”. (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. //Антология мировой политической мысли. Т.II. М.,1997, с.264) На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет инертности широких масс, их невмешательства в вопросы политической власти, пришли общества, где “массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их.”( Там же, с.260) Для сдерживания разрушительных охлократических тенденций необходимо было переходить от прямого давления на массы к более скрытым способам воздействия.
Второй процесс – утверждение в сознании многих людей ценностей либерализма: свободы личности, идеологического и политического плюрализма, толерантности, равенства всех перед законом, недопустимости вмешательства со стороны государства в частную жизнь и т.д. В этих условиях для достижения своих целей политической элите все чаще и чаще приходится прибегать к косвенному воздействию на людей, предпринимать попытки такого влияния на их мотивационную структуру, которое не противоречило бы их ценностным ориентациям и поддерживало бы у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.
Третий процесс – демократизация обществ. Утверждение в политической практике многих современных государств принципов правового государства вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и применения нелегитимных форм насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.
Четвертый процесс - введение всеобщего избирательного права. Как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным.
Пятый процесс – превращение политических партий и общественных организаций, групп интересов в самостоятельных субъектов, стремящихся играть активную роль на политической арене. Партии, общественные организации, группы интересов в отличие от государства лишены права на создание общеобязательных норм и на применение легитимного насилия, поэтому политический менеджмент становится для них единственно возможной формой управленческого воздействия на массы.
Итак, возрастание интереса к политическому менеджменту в ХХ в. было во многом обусловлено сужением рамок силового решения проблем в сфере политических властеотношений, утверждением ценностей и принципов правового государства, идеологического и политического плюрализма, уважения прав меньшинства, свободы оппозиции, толерантности. Ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, выход на политическую арену партий и иных организаций, не обладающих статусными ресурсами власти, требовали пересмотра способов достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствовали новым реалиям. Эффективность политического, в том числе и государственного управления должна была достигаться на основе иных средств, обеспечивающих исполнение принимаемых решений без репрессивного механизма санкций. (См. Рис.1)
Информация о работе Пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов