Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 03:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является следование системы бюджетирования как элемент системы управления предприятием.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
выявить закономерность формирования системы бюджетирования в системе планов предприятия;
определить подходы к оценке эффективности системы бюджетирования и выявлению резервов ее совершенствования.
Введение
1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности
1.1 Сущность и функции бюджетирования
1.2 Виды бюджетов и их цели
1.3 Особенности бюджетирования на предприятиях различного размера
2. Система бюджетирования как элемент системы управления на предприятии
2.1 Бюджетирование в системе планов предприятия
2.2 Бюджетирование в цикле управления предприятием
2.3 Бюджетирование и стратегическое управление предприятием
3. Использование системы бюджетирования в ООО "Наваррос"
3.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия
3.2 Оценка системы бюджетирования предприятия
3.3 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
На этом этапе появляется некоторый момент анализа, но он слишком слаб, чтобы говорить об анализе полноценно - речь идет только об отслеживании наметившегося отклонения, особенно негативного, с тем, чтобы оно не превратилось в проблему.
4. Анализ исполнения
и отчетность. Анализ осуществляется
на всех стадиях бюджетного
управления: сначала анализируются
планы на предмет их
Глубина анализа определяется задачами, для решения которых необходимо получить данные, но в общем случае выделяются следующие "этажи погружения":
5. Принятие управленческих решений. Результаты анализа используются для принятия соответствующих управленческих решений: в текущем режиме - для корректировки текущего бюджета, а после завершения бюджетного периода - для формирования нового бюджета на следующий период. Таким образом, действия повторяются в уже описанном порядке.
При этом следует обратить внимание на тот факт, что реализация оперативных планов одновременно означает и реализацию некоторой, пусть даже самой маленькой, части долгосрочного (стратегического) плана предприятия. Если фирма не выдерживает текущие показатели, увязанные со стратегическими целями, то и стратегический план по их достижению выполнен не будет.
Конечно, здесь имеют принципиальное значение направление и величина "невыдерживания": если отклонения откровенно случайны и/или просто пренебрежимо малы, то на реализации стратегического плана это может никак не сказаться.
Интереснее обстоит дело с желательными отклонениями. Обычно их появление, да еще и неоднократное, означает, что план был составлен недостаточно напряженно.
И если их своевременно не учесть в скорректированном бюджете, это может привести к "расслаблению" коллектива, потере мотивации и ухудшению качества работы - со всеми вытекающими отсюда крайне неприятными последствиями.
Бюджетирование органично встраивается в систему стратегического управления и помогает, осуществляя повседневную деятельность, реализовывать долгосрочную стратегию предприятия. Взаимосвязь бюджетирования и стратегического управления иллюстрирует схема на рис. 4. приложения 4. Процесс начинается с формирования бизнес-идеологии.
Формирование бизнес-идеологии предполагает прежде всего формулировку миссии (блок 1), в соответствии с которой будет определяться вся дальнейшая деятельность предприятия:
Для реализации этого комплекса мероприятий предприятие использует свою организационную структуру (блок 5). Если речь идет о покупке оборудования, то в оргструктуре предприятия есть подразделение, функционально ответственное за выполнение такой деятельности. Пусть в нашем примере это будет Отдел снабжения (блок 6). В финансовом же выражении все запланированные мероприятия будут представлены в Финансовом плане (блок 7), где появится строчка "Инвестиции".
На базе оргструктуры с учетом распределения ответственности будет создана финансовая структура (блок 8), в рамках которой появится Центр затрат "ОС" (Отдел снабжения, блок 9). После запуска процесса бюджетирования (блок 10) финансовый план превратится в бюджеты, которые будут рассчитываться каждым ЦФО и в результате консолидации которых будет получен бюджет компании (блок 11) в виде 3 основных прогнозных бюджетов - БДДС, БДР и Баланса. Поскольку нашей отдельной задачей является приобретение оборудования, то к этой обязательной триаде нужно присоединить еще Бюджет инвестиций (блок 12). Их проанализируют (блок 13) на предмет того, как они ведут предприятие к поставленным целям, и после утверждения они станут рабочим документом, по которому предприятие будет жить весь очередной запланированный период (обычно год).
Таким образом,
выполнение годового плана будет
означать выполнение очередного этапа
стратегического плана, и бюджетирование
как оперативная система
Ресторан "Наваррос", полное наименование общество с ограниченной ответственностью "Наварро’с Бар&Гриль" начал свою работу 17 апреля 2007 года. Ресторан "Наварроc" назван в честь своего хозяина и шеф-повара "Юри Наварро".
Ресторан "Наваррос" - место, славное традициями истинно средиземноморского гостеприимства. Солнечно-кремовая гамма с яркими оранжевыми вкраплениями, удобные диваны со светлой драпировкой, зачехленные винтажные кресла пастельных тонов и шкафчики темного дерева, мягкое предзакатное освещение, испанская керамика с поговорками, выведенными рукой опытного каллиграфа – все здесь создано для того, чтобы ощутить уютную и радостную домашнюю атмосферу, которая отличает традиционные средиземноморские рестораны.
В ООО "Наваррос" приходят всей семьей с маленькими детьми, которых можно оставить с клоунами и аниматорами, которые выступают по выходным. Классические блюда итальянской кухни мирно сосуществуют с традиционными перуанскими гастрономическими мотивами. Авторское видение вкуса в сочетании с предпочтениями гостей ресторана рождают кулинарную эклектику ООО "Наваррос", где свежие головокружительные ароматы соседствуют со знакомыми этюдами на тему домашней кухни.
Ресторан представлен
двумя этажами объединяющих в
себе два зала, исполненных в стиле "
Проведем анализ прибыли и рентабельности. Данные для оценки динамики показателей прибыли за 2007 год приводятся в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Финансовые результаты деятельности ООО "Наваррос"
Показатели |
В 2007 году |
В 2008 году |
Изменение (+, -) | |
Тыс. руб. |
Тыс. руб. |
Тыс. руб. |
% | |
1. Прибыль (убыток) от продажи продукции |
3604 |
4751 |
1147 |
31,8 |
2. Проценты к получению |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. Проценты к уплате |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. Доходы от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. Прочие операционные доходы |
1216 |
1192 |
-24 |
-2,0 |
6. Прочие операционные расходы |
1642 |
576 |
-66 |
-4,0 |
7. Внереализационные доходы |
2548 |
2236 |
-312 |
-12,2 |
8. Внереализационные расходы |
3186 |
2748 |
-438 |
-13,7 |
9. Прибыль (убыток) до налогообложения |
2540 |
3855 |
1315 |
51,8 |
10. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
846 |
1196 |
350 |
41,4 |
11. Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
1694 |
2659 |
965 |
57,0 |
12. Чрезвычайные доходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
13. Чрезвычайные расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
14. Чистая прибыль
(нераспределенная прибыль ( |
1694 |
2659 |
965 |
57,0 |
По данным таблицы видно, что сумма прибыли до налогообложения увеличилась в отчетном году на 1315 тыс. руб., что составило 51,8%. Это привело к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении ООО "Наваррос".
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от продажи и прибыль до налогообложения. Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 1147 тыс. руб., или на 31,8%, а также сокращением прочих операционных расходов на 66 тыс. руб., или на 4%, и внереализационных расходов на 438 тыс. руб., или на 13,7%. Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. На конец года сравнению с началом произошло сокращение прочих операционных доходов на 24 тыс. руб., или на 2%, и внереализационных доходов на 312 тыс. руб., или на 12,2%.
Далее произведем рассмотрение показателей рентабельности, таблица 3.2.
Таблица 3.2
Динамика коэффициентов рентабельности ООО "Наваррос"
Показатели |
В 2006 году |
В 2007 году |
Изменение (+,-) | |
Исходные данные, млн.руб. | ||||
1. Выручка (нетто) от продажи продукции |
25 852 |
34 374 |
8522 | |
2. Полная себестоимость реализованной продукции |
22 248 |
29 623 |
7375 | |
3. Прибыль от продажи продукции |
3604 |
4751 |
1147 | |
4. Прибыль до налогообложения |
2540 |
3855 |
1315 | |
5. Чистая прибыль |
1694 |
2659 |
965 | |
Коэффициенты рентабельности | ||||
6. Рентабельность затрат, % |
16,20 |
16,04 |
-0,16 | |
7. Рентабельность
продаж по налогооблагаемой |
9,825 |
11,215 |
1,39 | |
8. Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % |
13,94 |
13,82 |
-0,12 | |
9. Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
6,55 |
7,74 |
1,19 | |
10. Рентабельность имущества, % |
10,82 |
12,45 |
1,63 | |
11. Рентабельность собственного капитала, % |
13,55 |
15,61 |
2,06 |
В целом по предприятию
наблюдается улучшение в
Если раньше каждый вложенный в имущество рубль приносил почти 11 коп. прибыли, то теперь - 12,5 коп.
Рентабельность собственного капитала повысилась за отчетный период на 2,06 процентных пункта. Также возросла рентабельность продаж по чистой прибыли. Причиной положительных сдвигов в уровне рентабельности стали опережающие темпы роста прибыли, полученной от результатов финансово-хозяйственной деятельности (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли, по сравнению с темпами роста стоимости имущества и объема продаж. Увеличение рентабельности продаж может означать повышение спроса на продукцию, улучшение ее конкурентоспособности.
Представим процедуру составления бюджетов для ООО "Наваррос". Общий бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджета. Основная деятельность предприятия – ресторанный бизнес. Исходя из этого, операционный бюджет представлен бюджетами закупки товаров, продаж и издержек обращения. Целью составления операционного бюджета является формирование отчета о прибылях и убытках. Определение целевого объема и структуры продаж (в отличие от большинства других стадий разработки, проекта сводного бюджета) - это скорее управленческое искусство, нежели рутинная процедура. Тем не менее, базовые принципы взаимосвязи показателей затрат, уровня цен, физического объема как факторов, определяющих доход от реализации, - это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно. Сначала составляется прогноз продаж (табл. 3.3). .Бюджет продаж - отправная точка в системе бюджетирования, так как план продаж (в прежней терминологии - план реализации продукции, план заказов, план поставок и т.п.) влияет практически на все остальные бюджеты предприятия (на все планы хозяйственной деятельности фирмы).
Таблица 3.3
Бюджет продаж ООО "Наваррос" на 2008 год
Показатели |
В 2007 году |
Прогноз на 2008 год |
Изменение | |||||
Всего |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
тыс. руб. |
% | ||
1. Выручка (нетто)
от продажи товаров, продукции, |
34 374 |
46 405 |
11601,2 |
11601,2 |
11601,2 |
11601,2 |
12 031 |
135 |
В том числе: |
||||||||
от продаж блюд |
27155 |
37588 |
9165 |
9165 |
9165 |
9165 |
10 433 |
138 |
от услуг по проведению праздничных мероприятий |
3781 |
4641 |
1276 |
1276 |
1276 |
1276 |
859 |
123 |
от выездных мероприятий |
3 437 |
4 176 |
1 160 |
1 160 |
1 160 |
1 160 |
739 |
122 |