Правовые основы деятельности органов Федерального Казначейства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ организации работы Органа федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания.
Для достижения указанных целей в работе необходимо решить следующие задачи:
провести теоретическое обоснование деятельности Федерального казначейства как единой централизованной системы исполнения бюджета;
предложить некоторые пути совершенствования в данной области.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…………...…3
Сущность казначейского исполнения бюджетов………………………6
Кассовое обслуживание исполнения бюджета……………………..…15
Проблемы совершенствования казначейской системы….........19
Заключение…………………………………………………………………………….….32
Список используемой литературы……………………………………..…....33

Работа содержит 1 файл

курсовая кс исправлена.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования  Финансовый Университет при Правительстве  Российской Федерации

Санкт-Петербургский  филиал

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Казначейская система исполнения Федерального бюджета»

На тему: «Правовые основы деятельности органов Федерального Казначейства»

 

 

 Выполнила:  студентка 302

 группы Воронова  О.А.

Проверил преподаватель:

Тарханова В.С.

 

 

 

Санкт-Петербург 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….…………...…3

  1. Сущность казначейского исполнения бюджетов………………………6
  2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета……………………..…15
  3. Проблемы совершенствования казначейской системы….........19

Заключение…………………………………………………………………………….….32

Список используемой литературы……………………………………..…....33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

От достоверности и  оперативности получения информации о состоянии государственных  и материальных ресурсов, а также  возможности эффективного управления ими зависит, насколько спешно будет  развиваться экономика любого государства.

Система государственных  финансов - это единый комплекс структурных  и функциональных органов обеспечения  их финансовых операций, посредством  которых они осуществляют аккумуляцию  денежных средств и производят расходы. Данная сфера является одной из ключевых в экономике, что и предопределяет необходимость выработки мер по повышению результативности ее использования.

Таким образом, в системе  управления государственными финансовыми  ресурсами любой страны очень  важная роль отводится организационной структуре, обеспечивающей реализацию на практике той или иной модели бюджетного регулирования. В круг ее основных задач входит, прежде всего, планирование и прогнозирование бюджетного процесса, формирование рациональной структуры межбюджетных отношений, осуществление операций с бюджетными средствами, контроль за их целевым расходованием, финансирование социальных программ, консолидация и учет всех видов государственных финансов и др. В качестве такой организационной структуры за рубежом традиционно выступает институт казначейства, который за многолетний период своего развития превратился в действенный инструмент проведения государственной финансовой политики в бюджетной сфере.

В России органы федерального казначейства были образованы сравнительно недавно, пятнадцать лет назад. Однако их развитие шло достаточно высокими темпами; именно казначейские технологии позволили отладить стадии бюджетного процесса, обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. Вместе с тем в настоящее время в РФ еще не созданы организационно-экономические условия для повышения эффективности использования казначейской системы исполнения бюджетов.

Это обусловлено тем, что полномочия органов казначейства, установленные в период их образования, практически не видоизменились в связи с новыми задачами и условиями социально-экономического развития общества. Как показывает практика, правовое и нормативное регулирование организации и функционирования органов казначейства отстает от тех темпов, которыми развивается эта структура. Проблемы дальнейшего развития казначейства в части организационных и методологических вопросов могут быть решены только на основе внесения соответствующих изменений в законодательство и Бюджетный кодекс РФ.

Органам казначейства предстоит  реализовать важные направления в проведении государственной бюджетной реформы. В стратегии будущей финансовой системы страны казначейству должна быть отведена приоритетная роль. На казначейство необходимо возложить более широкий диапазон обязанностей в сфере управления государственными финансами, так как в настоящее время его органы участвуют лишь опосредованно в управлении национальным бюджетным потенциалом, не выполняют в полной мере назначение «централизованной бюджетной бухгалтерии» и только находятся на пути превращения в эффективный механизм реализации государственной финансовой политики. Поэтому казначейство должно стать важнейшим элементом интегрированной системы управления государственными финансами, существенно расширив свои функции.

В последние годы опубликовано немало научных работ о казначейской системе, посвященных в основном путям совершенствования бюджетного процесса органами федерального казначейства. При этом большинство ученых придерживаются традиционных, устаревших к настоящему времени воззрений по поводу их роли в управлении государственными финансами. Но современные наука и зарубежная практика расширяют представление о сущности казначейской системы исполнения бюджетов и наделяют ее более разноплановыми функциями, определяющими социально-экономическую сущность государственного регулирования бюджета.

Именно вышеназванная  тенденция является наиболее перспективной  применительно к формированию и  реализации бюджетной политики на новом  этапе развития финансовой системы  РФ.

Целью курсовой работы является комплексный анализ организации работы Органа федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания.

Для достижения указанных  целей в работе необходимо решить следующие задачи:

        1. провести теоретическое обоснование деятельности Федерального казначейства как единой централизованной системы исполнения бюджета;
        2. предложить некоторые пути совершенствования в данной области.

             Основой для написания курсовой работы послужили федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых в данной области, а также периодическая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность казначейского исполнения бюджетов

             Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был решен вопрос о казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

Вышеуказанный Указ Президента Российской Федерации определил  основную задачу для Федерального казначейства - это создание условий для проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета, повышения оперативности в осуществлении платежей государства, усилении контроля за поступлением и целевым использованием бюджетных средств.

Одной из стадий бюджетного процесса является исполнение бюджета. Несмотря на широкое применение этого  термина в экономической литературе и практике хозяйствования, вопросам содержания данного понятия уделяется недостаточное внимание. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению сущности казначейского исполнения бюджета, целесообразно определить, что понимается под термином «исполнение бюджета».

Бюджетный кодекс РФ разделяет  процесс исполнения бюджета на два  направления: по доходам и по расходам. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

        1. перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
        2. распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
        3. возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
        4. учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Бюджет является одной  из основополагающих финансово-правовых категорий. В настоящее время  отсутствуют единые подходы к  определению понятия «бюджет». Разные авторы по-своему выделяют характерные  черты и функции бюджета. Сложность определения сущности бюджета связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.

Можно выделить два основных значения бюджета. Первое - как фонд. В этом случае бюджетом является совокупность денежных отношений по поводу образования и использования бюджетных средств. Второе - как финансовый план. Здесь бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражаются показатели получения государством денежных ресурсов, а также направления и размеры их использования.

Когда рассмотрена сущность бюджета, можно перейти к рассмотрению словосочетания «исполнение бюджета».

Наиболее точным будет  следующее определение: исполнение бюджета - это совокупность финансово-денежных отношений при формировании доходов и осуществлении расходов средств государственного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год в соответствии с финансовым планом государства.

Как известно, в мире существует несколько систем исполнения бюджета. В России в настоящее время используется казначейская система исполнения бюджета.

Наиболее точное и  полное следующее определение: Казначейское исполнение бюджета - это регламентированный государством процесс формирования и расходования средств государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в рамках проводимых бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, социальных и политических реформ, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их учет, мониторинг и управление ими.

Действующее законодательство не дает определения понятий «исполнение  бюджета», «казначейское исполнение бюджета», «кассовое исполнение бюджета». Отсутствие законодательно закрепленных однозначно понимаемых значений этих терминов создает определенные трудности в практической работе.

В бюджетном кодексе  РФ понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджета» определяется как  «проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета» (ст. 6). В ст. 215.1 Кодекса говорится: «кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством».

По моему мнению, сущность казначейского исполнения бюджетов раскрывается в основном через следующие присущие такому их исполнению особенности:

  1. функционирование единого счета соответствующего бюджета;
  2. осуществление операций по распределению поступлений в бюджетную систему РФ по ее уровням через органы Федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов;
  3. применение системы лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных организаций, открытых в кредитных учреждениях;
  4. доведение финансирования непосредственно (без посредников) до конечных бюджетополучателей;
  5. повышение оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств;
  6. широкое внедрение автоматизированных систем в расчетах и обеспечении информационных потоков;
  7. обязательность осуществления и учета кассовых операций органами Федерального казначейства.

Все эти составляющие «казначейского исполнения бюджетов»  включают использование казначейских методов и технологий, в том  числе по проведению и учету кассовых операций (поступлениям и выплатам).

В БК РФ кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов органами Федерального казначейства рассматривается  как одно из обязательных условий  казначейского их исполнения.

Наряду с этим, в  ст. 215.1 предусматривается возможность по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ передачи ему полномочия Федерального казначейства по такому обслуживанию исполнения региональных и местных бюджетов. Но в данном случае для исполнительных органов власти, их финорганов речь должна идти не об обслуживании (кассовом) исполнения территориальных бюджетов, а об использовании последними казначейских методов и технологий кассового исполнения бюджетов (по проведению и учету кассовых операций).

Суть казначейского исполнения территориальных бюджетов состоит не только в проведении и учете операций по кассовому поступлению в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Эти операции могут осуществляться не только органами Федерального казначейства, но и исполнительными органами власти территориальных образований, их финорганами. Главное заключается в использовании казначейских методов и технологий кассового исполнения бюджета, основная особенность которых выражается, в указанных выше особенностях казначейского исполнения бюджетов.

Информация о работе Правовые основы деятельности органов Федерального Казначейства