Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:47, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. В связи с бурным развитием бюджетного законодательства РФ в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Основой для создания благоприятных условий жизни граждан любого государства является устойчивая и контролируемая бюджетная система, поэтому правонарушения, посягающие на финансовые интересы государства, прежде всего причиняют наибольший вред социальным сферам общественной жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нарушение бюджетного законодательства как основание юридической ответственности 4
1.1 Понятие и признаки нарушения бюджетного законодательства 4
1.2 Понятие юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства 8
Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства 12
2.1 Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства 12
2.2 Характеристика мер применяемых за нарушение бюджетного законодательства 14
Заключение 17
Глоссарий 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

   Говоря  об административной ответственности, следует иметь в виду, что ее мерами охраняются не только нормы  административного права, но и конституционного, финансового, трудового и других отраслей права. Из этого следует, что  за нарушения бюджетного, налогового, земельного, экологического законодательства может наступать административная ответственность.

   Однако  действующее бюджетное законодательство дает нам основания выделять финансовую ответственность в самостоятельный  вид юридической ответственности, во-первых, по причине существования  бюджетного (финансового) правонарушения, являющегося основанием такой ответственности. Во-вторых, это связано с предусмотренными ст.282, 289-306 Бюджетного кодекса РФ мерами принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.[6]

   Согласно  статье 282 Бюджетного кодекса РФ к  таким мерам относятся:

   1) предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса;

   2) блокировка расходов;

   3) изъятие бюджетных средств;

   4) приостановление операций по  счетам в кредитных организациях;

   5) наложение штрафа;

   6) начисление пени и иные меры  в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ и федеральными  законами

   В теории права, а также в отраслевых правовых науках выделяют следующие  меры государственного принуждения: меры пресечения, предупредительные меры, правовосстановительные меры и юридическую ответственность. То есть меры государственного принуждения - это более широкое понятие по сравнению с юридической ответственностью. Наказание возможно только в рамках привлечения к юридической ответственности, являясь мерой юридической ответственности. Что касается санкции, то под ней в теории права понимается часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения, а также нормативное определение мер государственного принуждения (но не юридической ответственности). В Бюджетном кодексе РФ не используются термины "санкция", "наказание", а употребляется термин "меры принуждения", что наиболее точно отражает сущность закрепленного в Кодексе.

   К пресекательным мерам государственного принуждения относятся: блокировка расходов (ст. 231 БК РФ); приостановление операций по счетам в кредитных организациях; сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ); аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ).

   Эти меры направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной  сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным  образованиям.

   Правовосстановительными мерами являются:

   1) изъятие в бесспорном порядке  следующих видов бюджетных средств:  а) используемых не по целевому  назначению;

   б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также  процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

   2) пеня;

   3) выплата компенсации получателям  бюджетных средств в размере недофинансирования.

   В отдельных случаях совершенное  финансовое правонарушение имеет настолько  тяжкие последствия, что мер административного  характера оказывается недостаточно. В этих случаях в качестве крайней  меры поступает уголовная ответственность, которая регулируется Уголовным  кодексом Российской Федерации (ст.285.1).

   Гражданско-правовая ответственность в финансовой сфере  при осуществлении финансового  контроля регулируется ГК РФ. Вопросы, связанные с наступлением ответственности  и попадающие в сферу действия гражданского права, возникают в  основном в случаях неправомерных  действий органов государственного финансового контроля при осуществлении  контрольных мероприятий и нанесении  вследствие таких действий вреда  или ущерба проверяемым организациям и их должностным лицам. В подобных ситуациях речь идет о нарушении  гражданских прав.

   Необходимо  отметить, что, учитывая возможность  наступления гражданско-правовой ответственности, органы государственного финансового  контроля стремятся обеспечить максимальную объективность при проведении контрольных  мероприятий, а также достоверность  сведений, содержащихся в актах ревизий  и проверок, и обоснованность заключений в отчетах по результатам контроля.

2.2 Характеристика мер применяемых  за нарушение бюджетного законодательства

 

   Предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление  участника бюджетного процесса о  ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение  бюджетного законодательства.

   Блокировка  расходов – прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.

   Блокировка  расходов применяется в двух случаях: 1) если бюджетные ассигнования были выделены при выполнении определенных условий, которые, однако, не были выполнены; 2) при выявлении фактов нецелевого использования денежных средств.

   Изъятие бюджетных средств – принудительное отчуждение у бюджетополучателя  денежных средств, предоставленных  ему на возвратной основе, путем  бесспорного списания этих средств  с его лицевого счета.

   Бесспорное  списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации. Если в качестве этого органа выступает орган Федерального казначейства, то списание осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.

   Постановление о бесспорном списании бюджетных  средств с лицевых счетов получателей  бюджетных средств принимается  на основе акта проверки получателя бюджетных  средств, подписанного должностным  лицом органа Федерального казначейства, уполномоченного проводить проверки, либо на основании заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных  средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

   Списание  бюджетных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством с лицевого счета бюджетного учреждения в Федеральном казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании бюджетных средств, в первоочередном порядке.

   При недостаточности средств на лицевом  счете получателя бюджетных средств (лицевом счете бюджетного учреждения) постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется  в соответствии с очередностью, установленной  Гражданским кодексом Российской Федерации, при этом указанное постановление  относится к очереди, предусматривающей  расчеты с бюджетом.

   Постановление о бесспорном списании бюджетных  средств принимается в течение 10 дней после составления акта проверки (представления заключения), удостоверяющего наличие нарушения бюджетного законодательства.

   Приостановление операций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций по счетах участников бюджетного процесса в кредитных организациях до устранения причин, послуживших основанием для этого запрета.

   Сокращение  или прекращение финансовой помощи из бюджета – уменьшение суммы  бюджетных ассигнования, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии).

   Штраф – принудительное взыскание определенной денежной суммы с нарушителя бюджетного законодательства.

   Следует иметь в виду, что штраф как  мера юридической ответственности  может применяться и совершение бюджетных правонарушений, носящих  как административно-правовой, так  и финансовый характер. В первом случае имеет место административные штраф, во втором – штраф, как мера ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

   Статья 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации  при перечислении мер, применяемых  к нарушителям бюджетного законодательства, называет штрафы. Однако данная мера является не финансово-правовой (бюджетно-правовой), а административно-правовой, и применяется  этот штраф в том случае, когда  бюджетное правонарушение носит  административно-правовой характер. Причем, наложение данного штрафа, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому неслучайно, что Бюджетный кодекс Российской Федерации, перечисляя составы бюджетных правонарушений, при определении санкции за их совершение штраф как таковой не называет, а содержит отсылку на Кодекс об административных правонарушениях.

   Однако  существует штраф и как мера бюджетно-правовой ответственности. Так, в Федеральных  законах о федеральном бюджете  из года в год устанавливается  штраф за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, в  размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка  Российской Федерации.

   Пеня  – денежное взыскание, применяемое  при просрочке исполнения денежных обязательств перед бюджетом в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации  за каждый день просрочки.

   Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает  взыскание пени в двух случаях:

   1) за несвоевременный возврат бюджетных  средств, предоставленных на возвратной  основе, просрочку уплаты процентов  за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной  основ;

   2) за несвоевременное исполнение  кредитными организациями платежных  документов на зачисление или  перечисление бюджетных средств.

   К иным мерам можно отнести сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст.290 БК РФ), выплату компенсации получателям  бюджетных средств в размере недофинансирования (ст.293 БК РФ), аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст.300 БК РФ).

 

   

Заключение

   Бюджетное правонарушение (как разновидность  финансового правонарушения) – это  противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в  ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных  нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

   Бюджетные правонарушение имеет свой состав и характеризуется определенными признаками.

   Элементами  бюджетное правонарушения являются: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) субъективная сторона правонарушения; 4) объективная сторона правонарушения.

   Ответственность за нарушение бюджетного законодательства является юридической ответственностью и, поэтому, ей присущи все признаки юридической ответственности в  общеправовом смысле.

   Бюджетно-правовая ответственность – это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю  бюджетного законодательства мер юридической  ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений  имущественного характера.

   Бюджетный Кодекс устанавливает ответственность  за отдельные финансовые правонарушения. В некоторых случаях Бюджетный  кодекс содержит конкретные санкции, а  в ряде случаев - отсылочные нормы  к административному и уголовному законодательству.

   Согласно  ст. 282 Бюджетного кодекса РФ4  к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с Бюджетным Кодексом и федеральными законами.

Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства