Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:47, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. В связи с бурным развитием бюджетного законодательства РФ в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Основой для создания благоприятных условий жизни граждан любого государства является устойчивая и контролируемая бюджетная система, поэтому правонарушения, посягающие на финансовые интересы государства, прежде всего причиняют наибольший вред социальным сферам общественной жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нарушение бюджетного законодательства как основание юридической ответственности 4
1.1 Понятие и признаки нарушения бюджетного законодательства 4
1.2 Понятие юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства 8
Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства 12
2.1 Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства 12
2.2 Характеристика мер применяемых за нарушение бюджетного законодательства 14
Заключение 17
Глоссарий 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

   Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает и основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

   К числу таких оснований относится:

   Нецелевое использование бюджетных средств (ст.289), выразившееся в направлении  и использовании их на цели, не соответствующие  условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о  бюджетных ассигнованиях, сметой доходов  и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет наложение штрафов  на руководителей получателей бюджетных  средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 15.14),

     изъятие в бесспорном порядке  бюджетных средств, используемых  не по целевому назначению, а  также при наличии состава  преступления уголовные наказания,  предусмотренные Уголовным кодексом  Российской Федерации (ст.285.1).

   Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.15.15),

   изъятие в бесспорном порядке бюджетных  средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный  возврат бюджетных средств, предоставленных  на возвратной основе, в размере  одной трехсотой действующей  ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет[1].

   Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов, (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 15.16), а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученным и на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными  бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

   Как видно из норм Бюджетного кодекса  Российской Федерации, ответственность  за бюджетные правонарушения не ограничена рамками собственно бюджетного законодательства. Финансовые правонарушения, приведение к тяжелым последствиям влекут за собой меры административной, и иногда даже и уголовной ответственности.

1.2 Понятие юридической ответственности  за нарушение бюджетного законодательства

   Ответственность за нарушение бюджетного законодательства является юридической ответственностью и, поэтому, ей присущи все признаки юридической ответственности в  общеправовом смысле.[10]

   Под правонарушением в юридической  науке, как правило, понимается противоправное (неправомерное), общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного субъекта, в результате которого ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются закрепленные законодательством права и законные интересы участников каких-либо общественных отношений, за которые в действующем праве установлена юридическая ответственность. При этом основные юридические характеристики правонарушения - это его противоправность, общественная вредность и виновность деяния. Здесь большинство исследователей отражают господствующий подход к юридическому составу правонарушения как совокупности объекта, субъекта, субъективной и объективной стороны.

   Рассмотрение  вопросов финансовой и, в том числе, бюджетной ответственности в  последнее десятилетие находится  в поле внимания отечественной аналитической  юриспруденции. Отметим, что в советской  юридической науке обращалось внимание на меры ответственности, которые носили финансовый характер. В частности  Р.О. Халфина указывала на наличие специфических санкций в области финансового права . Более того, предпринималась попытка дать общую характеристику финансово-правовых санкций и их особенностей . Вместе с тем указанная проблема пока не нашла исчерпывающего исследования. Более того, выделение финансово-правовой ответственности, как самостоятельного вида ответственности, сопровождалось целым рядом досадных недоразумений и "неопределенностей, которые и сейчас имеют место". Так, в связи с изменением экономической и политической модели развития нашего общества, и сопряженным с указанными процессами бурным развитием налогового права, возникла объективная необходимость переосмысления места и роли финансового права в правовой системе, а как отмечается отдельными исследователями - и его структуры . Как отмечается, это, среди прочего, породило теории об отсутствии рассматриваемого вида юридической ответственности и "о существовании лишь административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства". Так, Д.Н. Бахрах пишет, что ответственность за административные правонарушения предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права, и, в частности, финансового права . Как известно, неплодотворность такого подхода в настоящее время показана в финансово-правовой литературе.

   Кроме того, нельзя не согласиться с М.В. Карасевой, когда она отмечает, что  выделение финансовой ответственности  как самостоятельного вида ответственности  как раз и связанно с бурным развитием финансового законодательства. Неслучайно термин "финансовая санкция" впервые используется законодателем в Законе РСФСР от 21 марта 1991 г. "О государственной налоговой службе РСФСР", а термин "финансовая ответственность" - в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Ю.А. Крохина отмечает, что финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - "снизу вверх", поскольку, например, более детальную разработку получает налоговая ответственность и существенные перспективы развития имеет ответственность за нарушения бюджетного законодательства .[4]

   Правонарушение  выступает основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.

   Кодекс  устанавливает ответственность  за отдельные финансовые правонарушения. В некоторых случаях Бюджетный  кодекс содержит конкретные санкции, а  в ряде случаев - отсылочные нормы  к административному и уголовному законодательству.

   Любая юридическая ответственность характеризуется  тремя признаками:

   а) государственным принуждением;

   б) отрицательной оценкой деяния, формирующего правонарушение, и субъекта, совершившего это деяние;

   в) наступлением для правонарушителя  неблагоприятных последствий, что  и составляет сущность наказания.

   Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:

   1) данная ответственность установлена  непосредственно бюджетным законодательством  (причем, только Бюджетным кодексом  Российской Федерации и иными  федеральными законами);

   2) к ответственности привлекается  субъект бюджетного правоотношения;

   3) ответственность предусматривает  применение мер наказания к  лицу, виновному в неисполнении  или ненадлежащем исполнении  предписаний, предусмотренных нормами  бюджетного законодательством ;

   4) в основании ответственности  лежит бюджетное правонарушение, то есть нарушение бюджетного  законодательства;

   5) ответственность состоит в применении  специфических бюджетных санкций;

   6) привлечение к бюджетно-правовой  ответственности производят органы, исполняющие бюджеты;

   7) привлечение к ответственности  осуществляется в порядке, установленном  бюджетным законодательством;

   8) бюджетно-правовая ответственность  является средством обеспечения  надлежащего исполнения требований  бюджетного законодательства.

   При привлечении бюджетного правонарушителя  к юридической ответственности  государство преследует, как правило, три цели.

  1. обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.
  2. наказание правонарушителя, что выступает средством  его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.
  3. защита имущественных интересов участников бюджетных правоотношений. В рамках финансовой ответственности ответственность за нарушения бюджетного законодательства формирует особый вид ответственности – бюджетно-правовую ответственность.

   Бюджетно-правовая ответственность – это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю  бюджетного законодательства мер юридической  ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений  имущественного характера.

   Характеризуя  правовой статус субъектов Российской Федерации в системе ответственности  за нарушение бюджетного законодательства, отметим следующие обстоятельства:

  1. субъекты Российской Федерации не правомочны станавливать ответственность за нарушения бюджетного законодательства (в форме как административной, так и бюджетно-правовой ответственности). Такую ответственность правомочны устанавливать лишь уполномоченные федеральные органы государственной власти.
  2. нарушение бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации может выражать собой объективную сторону бюджетно-правового или административного бюджетного правонарушения, которое будет лежать в основании привлечения правонарушителя соответственно к бюджетно-правовой или административной ответственности;
  3. субъекты Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны привлекать правонарушителей к бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений, в порядке установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
  4. субъекты Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны возбуждать дела о привлечении правонарушителей к административно- правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства путем составления протокола о совершении бюджетного правонарушения.
  5. субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных органов государственной власти сами могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.
  6. органы государственной власти субъектов Российской  Федерации, исполняющие бюджеты, а также их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.[9]

   Согласно  ст. 282 Бюджетного кодекса РФ4  к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

   Классификация мер принуждения, применяемых за бюджетные правонарушения, неоднозначна. Так, Т.В. Конюхова считает, что к  нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие  меры:

   предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

   блокировка  расходов (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

   изъятие бюджетных средств (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

   приостановление операций по счетам в кредитных организациях (мера  финансовой дисциплинарной  ответственности);

   наложение штрафа (мера административной ответственности);

   начисление  пени (мера гражданско-правовой ответственности  за просрочку исполнения обязательств);

   иные  меры в соответствии с Бюджетным  кодексом и другими федеральными законами.

Глава 2. Виды  ответственности  за нарушение бюджетного законодательства

2.1 Виды  ответственности за нарушение  бюджетного законодательства

   Традиционно в теории права выделяют пять видов  юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. Гражданская ответственность  за правонарушения в бюджетной сфере  применяться не может, так как  правонарушения носят публичный, а  не частноправовой характер.[7]

   Дисциплинарная  ответственность наступает за нарушение  трудовой дисциплины, а материальная - в случае причинения работником ущерба предприятию. Поэтому бюджетные  правоотношения напрямую не охраняются дисциплинарной и материальной ответственностью. За нарушения бюджетного законодательства может наступать уголовная ответственность, если в правонарушении содержатся признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Как было сказано выше, в определенных случаях  за нарушения в бюджетной сфере  предусмотрена административная ответственность  Кодексом РФ об административных правонарушениях. Следовательно, тот факт, что за нарушения  бюджетного законодательства предусмотрена  уголовная и административная ответственность, возражений не вызывает.

Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства