Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

Расходы федерального бюджета на 2010г на воспроизводство минерально-сырьевой базы предусматриваются на:
- геологическое изучение недр Российской Федерации для федеральных нужд;
- геолого-разведочные работы;
- геологическое изучение недр континентального шельфа, Мирового океана, Арктики и Антарктики для федеральных нужд;
- содержание подведомственных структур.

Работа содержит 1 файл

Отчисления на воспроизводство минерально.№5.docx

— 47.32 Кб (Скачать)

    4.Министр природных ресурсов РФ Ю.П.Трутнев выступил с докладом о долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на заседании ПравительстваРФ. 
Министерство природных ресурсов разработало и выносит рассмотрение проект «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2020 года». 
Необходимость принятия рассматриваемой сегодня программы вызвана тем, что в стране сейчас нет долгосрочной стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. Единственным документом, регламентирующим вопросы воспроизводства минерально-сырьевой базы, является соответствующая подпрограмма ФЦП «Экология и природные ресурсы России», которая действует до 2010 года. Однако, учитывая длительность цикла от обнаружения перспективных площадей до открытия месторождений, а также, понимая необходимость конкретизации мероприятий, рамки регулирования в этой сфере должны быть расширены до2020года. 
 
Итак, о месте России на мировом рынке сырья.  
В недрах России сосредоточены 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% запасов никеля, 17% олова, почти 10% запасов нефти. 
На территории нашей страны обнаружены залежи практически всех известных человечеству полезных ископаемых. Соответственно, Россия занимает лидирующие позиции и в сфере добычи основных видов полезных ископаемых. Теперь о роли минерально-сырьевого комплекса в экономике страны. Россия является крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса. Отмечу, что 70% российского экспорта приходится на минерально-сырьевой комплекс. Как вы видите, в структуре ресурсного экспорта углеводородное сырье составляет 77%, остальное занимают твердые полезные ископаемые, среди которых наибольший доход приносят алюминий, никель, уран, платиноиды, железные руды. Добыча сырья тянет за собой, как локомотив, еще и десятки смежных отраслей промышленности – например, горно-шахтное машиностроение, производство бурового и энергетического оборудования. Отрасль по переработке минерального сырья обеспечивает высокооплачиваемой работой сотни тысяч россиян. 
Хорошо это или плохо, но экономика страны в большей мере зависит от недропользования. Очевидно, быстро эта ситуации не изменится. 
 
Несколько слов о распределении НДПИ по субъектам Российской Федерации.  
Добыча и переработка полезных ископаемых составляет основу экономики всех наиболее благополучных территорий Российской Федерации. В окраинных регионах добывающие предприятия являются градообразующими и обеспечивают до 75% рабочих мест. Нефть, природный газ, уголь, черные, цветные и благородные металлы, алмазы обеспечивают стабильную социально-экономическую обстановку в регионах севера европейской части России, на Урале, в Западной Сибири, в регионах Кузбаса, Норильского промышленного узла, части субъектов федерации Восточной Сибири и Дальнего Востока. 
 
Итак, мы охарактеризовали значение бесперебойной работы предприятий минерально-сырьевого комплекса для экономики и социальной сферы страны.  Но важным также является ответ на вопрос о том, насколько устойчиво сегодняшнее положение, когда мы не только устойчиво исполняем доходную часть бюджета,  но и получаем его профицит. 
 
К сожалению, мы накопили достаточное количество проблем, которые в ближайшем будущем могут изменить кажущейся благополучной ситуацию. Вот основные проблемы.

    Важно также то, что крупные месторождения  полезных ископаемых, на которые приходиться  значительная часть экспорта и внутреннего  потребления, находятся на стадии падающей добычи.  
Иссякают запасы полезных ископаемых, в первую очередь, нефти и  газа, Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота и платины на Урале.  
Кроме того, использование даже существующей минерально-сырьевой базы неэффективно. По-прежнему крайне низким остается уровень освоенности месторождений отдельных видов полезных ископаемых, которые наша страна импортирует в значительном объеме. Эта проблема касается таких ископаемых как марганцевые руды, титан, хром, ниобий, цирконий. У государства так и не появилось средств для проведения доразведки этих ископаемых и введения их в промышленный оборот. 
На доля распределенного фонда недр и год исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов, свыше 90% запасов нефти, никеля, алмазов, более 80% газа, более 70% золота и платиноидов находится в распределенном фонде. Приближаются сроки полного исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов отдельных полезных ископаемых. Рентабельные запасы россыпного золота в стране иссякнут в 2011 году, нефти, урана, меди, коренного золота в 2015 году. 
Приведенные нами сроки исчерпания запасов на первый взгляд не вызывают большого беспокойства, так как мы отделены от них на 10-15 лет. 
В то же время специфика геологической подготовки месторождения такова, что если мы продолжим паузу в воспроизводстве минерального сырья, впоследствии никакими финансовыми средствами не удастся быстро решить проблему дефицита полезных ископаемых.  

    Любой из этапов приращения минерально-сырьевой базы, начиная от геологического изучения территорий, ее исхаживания, вплоть до вывода месторождения в промышленную эксплуатацию, может затягиваться на десятилетия. Каждый из четырех основных этапов сопряжен с колоссальными рисками. Необходимо понимать, что и сам процесс геологоразведочных работ является вероятностным – мы можем найти новое Ковыктинское месторождение, а можем полностью разочароваться в перспективах территории на самом последнем этапе изучения.  
Теперь о том, куда и на какие цели будут направлены основные усилия геологов, а также средства федерального бюджета. 
Разработанная программа включает в себя пообъектное распределение средств до 2010 года в рамках существующей ФЦП, а с 2010 года – определение приоритетных территорий для геологоразведочной деятельности. 
 
По каждой из задач в программе указаны конкретные пути решения – то есть, объекты для вложения средств, территории, куда будут направлены деньги, необходимые научные разработки. В частности, в программе выделены приоритетные субъекты Российской Федерации по изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы.  Субъекты выбирались исходя из перспективности конкретных бассейнов и провинций на наличие ликвидных полезных ископаемых. При выборе территорий в расчет брались наиболее перспективные нефтегазоносные и металлогенические зоны Российской Федерации. По нефти и газу – это Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Тимано-Печорский бассейн, шельф. По урану – Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. По золоту приоритетными регионами являются те же территории, плюс некоторые субъекты федерации Южного административного округа. По алмазам основные надежды геологов связаны с Северо-западом России и Восточной Сибирью. 
Но реализация всех программных мероприятий не возможна без научно-технического перевооружения наших профильных институтов исследовательских центров. Мы рассмотрим два сценария финансирования долгосрочной программы. Первый – «инерционный», рассчитанный до 2010 года в рамках текущего финансирования ФЦП.  Соответственно, он разбивается на два этапа – первый – до 2010 года, когда объем финансирования восстановления минерально-сырьевой базы должен быть доведен до 10,7 млрд. руб., второй этап – 2010-2020 годы, где мы предлагаем предусмотреть увеличение ежегодного финансирования и доведение его до отметки в 12,7 млрд.руб.  
Второй вариант – «перспективный». Для его реализации необходимо в срок до 2010 года довести финансирование геологоразведочных мероприятий до 16,5 млрд. руб., а к 2020 году – до 20,5 млрд. руб. Если мы пойдем по этому варианту, то предполагается достижение равновесия между добычей и приростом полезных ископаемых. В случае принятия «инерционного» варианта, финансирование работ останется практически в том же объеме с перспективой его увеличения до 0,4%.  «Перспективный» этап обойдется бюджету всего лишь в 0,6-0,7% от текущего объема производства минерально-сырьевого комплекса. Фактически, к 2010 году объем финансирования по данному варианту может быть доведен до 5% от собираемого НДПИ и в таком размере сохраниться вплоть до 2020 года.За 15 лет действия программы, всего в российскую геологоразведку государству предстоит вложить по «инерционному» варианту 176 млрд. рублей, по «перспективному» - 255 млрд. рублей. Таким образом, вместе со средствами недропользователей всего наша геология за 15 лет в случае реализации первого вариант получит 1,6 трлн. руб. инвестиций, по второму – 2,3 трлн. руб.  
В случае реализации «перспективного» варианта, только к 2020 году мы сможем достигнуть уровня инвестиций в геологоразведку, которые Россия тратит на воспроизводство минерально-сырьевой базы в начале 80-х годов. В «инерционном» варианте этот уровень практически не достижим. 
Собственно затраты федерального бюджета на реализацию программных мероприятий выглядят следующим образом. При одобрении первого варианта 56% средств будет направлено на работы первого этапа – поисковые и поисково-разведочные, еще 38% - на опережающие прогнозно-мирагенические работы. При реализации «перспективного» варианта мы сможем направить не менее 40 млрд. рублей собственно на оценку и разведку месторождений. Что это нам даст? Сейчас на государственном балансе находятся десятки месторождений, в первую очередь цветных и благородных металлов, которые, на первый взгляд, являются малопривлекательными для инвесторов в силу низкого качества запасов, глубины их залегания или труднодоступности. Однако в случае проведения доразведки и выделения более детально изученных запасов на меньших территориях, эти месторождения могут представлять серьезный интерес для инвесторов.  
 
Теперь о том, в поиск каких полезных ископаемых будут направлены средства. 
Естественно, при их выборе мы, в первую очередь, руководствовались наличием перспективных площадей и экономической целесообразностью добычи того или иного минерального сырья. Более 70% средств будет направлено на воспроизводство углеводородного сырья, примерно 15% - на благородные металлы, остальное – на другие виды полезных ископаемых.  
«Перспективный» вариант», соответственно, позволяет к 2020 году выйти на запасы 2003 года.   На  примере таких полезных ископаемых как нефть, золото россыпное и коренное, можно сказать, что без вложения средств в геологоразведку запасов стратегических полезных ископаемых к 2020 году практически не останется. Более благоприятна лишь ситуация с газом, остаточные запасы которого на данный момент весьма существенны. В случае реализации второго, перспективного варианта, по всем полезным ископаемым мы удерживаем и даже улучшаем текущую обеспеченность.

    Какие результаты будут получены в ходе реализации всех программных мероприятий? 
Во-первых, в результате реализации данной программы мы создаем надежную базу для устойчивого развития Российской Федерации.  
Во-вторых, мы получаем стабильность бюджетных поступлений от добычи и реализации минерального сырья.  Данная программа решает эту проблему.  
В третьих, необходимо понимать, что вложенные в геологоразведочную деятельность средства способствуют созданию новых рабочих мест в труднодоступных регионах страны, новых перерабатывающих мощностей, развитию машиностроения, созданию новых технологий. Федеральное финансирование для проведения разведочных и добычных работ, улучшение территориального размещения добывающих предприятий, их обеспечение запасами полезных ископаемых позволит создать 250-300 тыс. новых рабочих мест. Реализация планируемых работ позволит увеличить поисково-разведочный задел, что обеспечит необходимый уровень прироста запасов полезных ископаемых, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых и, в конечном счете, повысит обеспеченность экономики страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов. Главное же состоит в том, что, реализуя программу, мы сможем уйти от ситуации проедания запасов, накопленных в советское время и создать устойчивую базу для экономического развития будущих поколений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы находятся на уровне 4%. Средства федерального бюджета предназначены  для продолжения работ по геологическому изучению недр Российской Федерации, континентального   шельфа,   на   реализацию   мероприятий   по воспроизводству минерально-сырьевой базы, направленной на увеличение поисково-разведочного задела, обеспечение необходимого уровня прироста полезных ископаемых, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых и, в конечном счете, на повышение обеспеченности экономики страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов с учетом   необходимости реализации мероприятий «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе потребления и воспроизводства минерального сырья» (на период 2005-2020гг.), а также на обеспечение деятельности территориальных фондов информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ (ред.24.11. 2008)
  2. Федеральный Закон от 24.11. 2008 № 204-ФЗ "О Федеральном Бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
  3. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Изд-во Дашков и К. - М.: 2006
  4. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.
  5. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  6. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  7. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http: // www. minfin. ru

Информация о работе Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы