Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:49, контрольная работа
Расходы федерального бюджета на 2010г на воспроизводство минерально-сырьевой базы предусматриваются на:
- геологическое изучение недр Российской Федерации для федеральных нужд;
- геолого-разведочные работы;
- геологическое изучение недр континентального шельфа, Мирового океана, Арктики и Антарктики для федеральных нужд;
- содержание подведомственных структур.
4.Министр
природных ресурсов
РФ Ю.П.Трутнев выступил
с докладом о долгосрочной
государственной программе
изучения недр и воспроизводства
минерально-сырьевой
базы России на заседании
ПравительстваРФ.
Министерство природных ресурсов разработало
и выносит рассмотрение проект «Долгосрочной
государственной программы изучения недр
и воспроизводства минерально-сырьевой
базы России на основе баланса потребления
и воспроизводства минерального сырья
до 2020 года».
Необходимость принятия рассматриваемой
сегодня программы вызвана тем, что в стране
сейчас нет долгосрочной стратегии развития
минерально-сырьевого комплекса. Единственным
документом, регламентирующим вопросы
воспроизводства минерально-сырьевой
базы, является соответствующая подпрограмма
ФЦП «Экология и природные ресурсы России»,
которая действует до 2010 года. Однако,
учитывая длительность цикла от обнаружения
перспективных площадей до открытия месторождений,
а также, понимая необходимость конкретизации
мероприятий, рамки регулирования в этой
сфере должны быть расширены до2020года.
Итак, о месте России на мировом рынке
сырья.
В недрах России сосредоточены 30% мировых
запасов природного газа, 50% алмазов, 25%
запасов никеля, 17% олова, почти 10% запасов
нефти.
На территории нашей страны обнаружены
залежи практически всех известных человечеству
полезных ископаемых. Соответственно,
Россия занимает лидирующие позиции и
в сфере добычи основных видов полезных
ископаемых. Теперь о роли минерально-сырьевого
комплекса в экономике страны. Россия
является крупнейшим производителем и
экспортером продукции минерально-сырьевого
комплекса. Отмечу, что 70% российского
экспорта приходится на минерально-сырьевой
комплекс. Как вы видите, в структуре ресурсного
экспорта углеводородное сырье составляет
77%, остальное занимают твердые полезные
ископаемые, среди которых наибольший
доход приносят алюминий, никель, уран,
платиноиды, железные руды. Добыча сырья
тянет за собой, как локомотив, еще и десятки
смежных отраслей промышленности – например,
горно-шахтное машиностроение, производство
бурового и энергетического оборудования.
Отрасль по переработке минерального
сырья обеспечивает высокооплачиваемой
работой сотни тысяч россиян.
Хорошо это или плохо, но экономика страны
в большей мере зависит от недропользования.
Очевидно, быстро эта ситуации не изменится.
Несколько слов о распределении НДПИ по
субъектам Российской Федерации.
Добыча и переработка полезных ископаемых
составляет основу экономики всех наиболее
благополучных территорий Российской
Федерации. В окраинных регионах добывающие
предприятия являются градообразующими
и обеспечивают до 75% рабочих мест. Нефть,
природный газ, уголь, черные, цветные
и благородные металлы, алмазы обеспечивают
стабильную социально-экономическую обстановку
в регионах севера европейской части России,
на Урале, в Западной Сибири, в регионах
Кузбаса, Норильского промышленного узла,
части субъектов федерации Восточной
Сибири и Дальнего Востока.
Итак, мы охарактеризовали значение бесперебойной
работы предприятий минерально-сырьевого
комплекса для экономики и социальной
сферы страны. Но важным также является
ответ на вопрос о том, насколько устойчиво
сегодняшнее положение, когда мы не только
устойчиво исполняем доходную часть бюджета,
но и получаем его профицит.
К сожалению, мы накопили достаточное
количество проблем, которые в ближайшем
будущем могут изменить кажущейся благополучной
ситуацию. Вот основные проблемы.
Важно
также то, что крупные месторождения
полезных ископаемых, на которые приходиться
значительная часть экспорта и внутреннего
потребления, находятся на стадии падающей
добычи.
Иссякают запасы полезных ископаемых,
в первую очередь, нефти и газа, Волго-Уральского
и Западно-Сибирского регионов, россыпные
месторождения золота и платины на Урале.
Кроме того, использование даже существующей
минерально-сырьевой базы неэффективно.
По-прежнему крайне низким остается уровень
освоенности месторождений отдельных
видов полезных ископаемых, которые наша
страна импортирует в значительном объеме.
Эта проблема касается таких ископаемых
как марганцевые руды, титан, хром, ниобий,
цирконий. У государства так и не появилось
средств для проведения доразведки этих
ископаемых и введения их в промышленный
оборот.
На доля распределенного фонда недр и
год исчерпания рентабельных эксплуатируемых
запасов, свыше 90% запасов нефти, никеля,
алмазов, более 80% газа, более 70% золота
и платиноидов находится в распределенном
фонде. Приближаются сроки полного исчерпания
рентабельных эксплуатируемых запасов
отдельных полезных ископаемых. Рентабельные
запасы россыпного золота в стране иссякнут
в 2011 году, нефти, урана, меди, коренного
золота в 2015 году.
Приведенные нами сроки исчерпания запасов
на первый взгляд не вызывают большого
беспокойства, так как мы отделены от них
на 10-15 лет.
В то же время специфика геологической
подготовки месторождения такова, что
если мы продолжим паузу в воспроизводстве
минерального сырья, впоследствии никакими
финансовыми средствами не удастся быстро
решить проблему дефицита полезных ископаемых.
Любой
из этапов приращения минерально-сырьевой
базы, начиная от геологического изучения
территорий, ее исхаживания, вплоть до
вывода месторождения в промышленную
эксплуатацию, может затягиваться на десятилетия.
Каждый из четырех основных этапов сопряжен
с колоссальными рисками. Необходимо понимать,
что и сам процесс геологоразведочных
работ является вероятностным – мы можем
найти новое Ковыктинское месторождение,
а можем полностью разочароваться в перспективах
территории на самом последнем этапе изучения.
Теперь о том, куда и на какие цели будут
направлены основные усилия геологов,
а также средства федерального бюджета.
Разработанная программа включает в себя
пообъектное распределение средств до
2010 года в рамках существующей ФЦП, а с
2010 года – определение приоритетных территорий
для геологоразведочной деятельности.
По каждой из задач в программе указаны
конкретные пути решения – то есть, объекты
для вложения средств, территории, куда
будут направлены деньги, необходимые
научные разработки. В частности, в программе
выделены приоритетные субъекты Российской
Федерации по изучению и воспроизводству
минерально-сырьевой базы. Субъекты
выбирались исходя из перспективности
конкретных бассейнов и провинций на наличие
ликвидных полезных ископаемых. При выборе
территорий в расчет брались наиболее
перспективные нефтегазоносные и металлогенические
зоны Российской Федерации. По нефти и
газу – это Западная Сибирь, Восточная
Сибирь, Тимано-Печорский бассейн, шельф.
По урану – Дальневосточный и Сибирский
федеральные округа. По золоту приоритетными
регионами являются те же территории,
плюс некоторые субъекты федерации Южного
административного округа. По алмазам
основные надежды геологов связаны с Северо-западом
России и Восточной Сибирью.
Но реализация всех программных мероприятий
не возможна без научно-технического перевооружения
наших профильных институтов исследовательских
центров. Мы рассмотрим два сценария финансирования
долгосрочной программы. Первый – «инерционный»,
рассчитанный до 2010 года в рамках текущего
финансирования ФЦП. Соответственно, он
разбивается на два этапа – первый – до
2010 года, когда объем финансирования восстановления
минерально-сырьевой базы должен быть
доведен до 10,7 млрд. руб., второй этап –
2010-2020 годы, где мы предлагаем предусмотреть
увеличение ежегодного финансирования
и доведение его до отметки в 12,7 млрд.руб.
Второй вариант – «перспективный». Для
его реализации необходимо в срок до 2010
года довести финансирование геологоразведочных
мероприятий до 16,5 млрд. руб., а к 2020 году
– до 20,5 млрд. руб. Если мы пойдем по этому
варианту, то предполагается достижение
равновесия между добычей и приростом
полезных ископаемых. В случае принятия
«инерционного» варианта, финансирование
работ останется практически в том же
объеме с перспективой его увеличения
до 0,4%. «Перспективный» этап обойдется
бюджету всего лишь в 0,6-0,7% от текущего
объема производства минерально-сырьевого
комплекса. Фактически, к 2010 году объем
финансирования по данному варианту может
быть доведен до 5% от собираемого НДПИ
и в таком размере сохраниться вплоть
до 2020 года.За 15 лет действия программы,
всего в российскую геологоразведку государству
предстоит вложить по «инерционному»
варианту 176 млрд. рублей, по «перспективному»
- 255 млрд. рублей. Таким образом, вместе
со средствами недропользователей всего
наша геология за 15 лет в случае реализации
первого вариант получит 1,6 трлн. руб. инвестиций,
по второму – 2,3 трлн. руб.
В случае реализации «перспективного»
варианта, только к 2020 году мы сможем достигнуть
уровня инвестиций в геологоразведку,
которые Россия тратит на воспроизводство
минерально-сырьевой базы в начале 80-х
годов. В «инерционном» варианте этот
уровень практически не достижим.
Собственно затраты федерального бюджета
на реализацию программных мероприятий
выглядят следующим образом. При одобрении
первого варианта 56% средств будет направлено
на работы первого этапа – поисковые и
поисково-разведочные, еще 38% - на опережающие
прогнозно-мирагенические работы. При
реализации «перспективного» варианта
мы сможем направить не менее 40 млрд. рублей
собственно на оценку и разведку месторождений.
Что это нам даст? Сейчас на государственном
балансе находятся десятки месторождений,
в первую очередь цветных и благородных
металлов, которые, на первый взгляд, являются
малопривлекательными для инвесторов
в силу низкого качества запасов, глубины
их залегания или труднодоступности. Однако
в случае проведения доразведки и выделения
более детально изученных запасов на меньших
территориях, эти месторождения могут
представлять серьезный интерес для инвесторов.
Теперь о том, в поиск каких полезных ископаемых
будут направлены средства.
Естественно, при их выборе мы, в первую
очередь, руководствовались наличием
перспективных площадей и экономической
целесообразностью добычи того или иного
минерального сырья. Более 70% средств будет
направлено на воспроизводство углеводородного
сырья, примерно 15% - на благородные металлы,
остальное – на другие виды полезных ископаемых.
«Перспективный» вариант», соответственно,
позволяет к 2020 году выйти на запасы 2003
года. На примере таких полезных ископаемых
как нефть, золото россыпное и коренное,
можно сказать, что без вложения средств
в геологоразведку запасов стратегических
полезных ископаемых к 2020 году практически
не останется. Более благоприятна лишь
ситуация с газом, остаточные запасы которого
на данный момент весьма существенны.
В случае реализации второго, перспективного
варианта, по всем полезным ископаемым
мы удерживаем и даже улучшаем текущую
обеспеченность.
Какие
результаты будут получены в ходе
реализации всех программных мероприятий?
Во-первых, в результате реализации данной
программы мы создаем надежную базу для
устойчивого развития Российской Федерации.
Во-вторых, мы получаем стабильность бюджетных
поступлений от добычи и реализации минерального
сырья. Данная программа решает эту проблему.
В третьих, необходимо понимать, что вложенные
в геологоразведочную деятельность средства
способствуют созданию новых рабочих
мест в труднодоступных регионах страны,
новых перерабатывающих мощностей, развитию
машиностроения, созданию новых технологий.
Федеральное финансирование для проведения
разведочных и добычных работ, улучшение
территориального размещения добывающих
предприятий, их обеспечение запасами
полезных ископаемых позволит создать
250-300 тыс. новых рабочих мест. Реализация
планируемых работ позволит увеличить
поисково-разведочный задел, что обеспечит
необходимый уровень прироста запасов
полезных ископаемых, достижение оптимального
соотношения между приростом запасов
и добычей полезных ископаемых и, в конечном
счете, повысит обеспеченность экономики
страны основными видами минерально-сырьевых
ресурсов. Главное же состоит в том, что,
реализуя программу, мы сможем уйти от
ситуации проедания запасов, накопленных
в советское время и создать устойчивую
базу для экономического развития будущих
поколений.
Заключение
Расходы
на воспроизводство минерально-
Список использованной литературы
Информация о работе Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы