Особенности учета и контроль продуктов питания в бюджетных учреждениях

Автор: Татьяна Фанина, 13 Октября 2010 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Столовая – это общедоступная, либо обслуживающая определенный контингент потребителей организация общественного питания , производящая и реализующая блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Столовые существуют во многих бюджетных учреждениях. Прежде всего это дошкольные, образовательные и лечебно-профилактические учреждения, а также учреждения иных образовательных и лечебных учреждений, столовые воинских частей Минобороны, других силовых структур и т.д.
Особенности бухгалтерского учета в столовых бюджетных учреждений связаны прежде всего с учетом поступления и выбытия продуктов питания. Для их учета Планом счетов бюджетного учета предусмотрен счет 0 105 02 000 «Продукты питания». Учет продуктов питания, как и других материальных запасов, в бюджетных учреждениях ведется в бухгалтерии и в местах хранения (на складах и в хранилищах).
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению особенностей учета продуктов питания в бюджетных учреждениях. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы: рассмотреть особенности учета поступления и выбытия продуктов питания в бюджетных учреждениях (детские сады, образовательные учреждения общего и коррекционного типа, детские дома и школы-интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования, и лечебные учреждения, столовые воинских частей Минобороны и т.д.), а также контроль за правильностью использования продуктов питания.
Исходя из данных задач, можно наметить следующий план работы.
Первая глава будет посвящена теории, то есть в ней я рассмотрю классификацию и основные требования использования пищевых продуктов в дошкольных и образовательных учреждениях. Вторая глава будет посвящена учету поступления и выбытия продуктов питания, где также будет рассмотрено значение естественной убыли. В данной главе я также рассмотрю особенности инвентаризации продуктов питания. Третья глава будет посвящена рассмотрению на практике учета по поступлению и выбытию продуктов питания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Общие положения использования продуктов питания в образовательных учреждениях
1.1. Основные требования по использованию пищевых продуктов ……… 1.2. Классификация основных групп пищевых продуктов …………………
Глава 2. Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях
2.1. Учет поступления продуктов питания……………………………………
2.2. Учет выбытия продуктов питания…………………………………………
2.3. Инвентаризация продуктов питания и тары……………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

буюджетный отчет и отчетность.doc

— 124.00 Кб (Скачать)
  1. Мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, рыба, рыбо- и морепродукты – основные источники полноценного белка.
  2. Пищевые жиры (масло сливочное, растительные масла и жиры, сметана, высококачественные маргарины и т.д.) – основные источники жиров и жирных кислот.
  3. Овощи, картофель, фрукты, соки и нектары – носители углеводов, витаминов С, Р, бета-каротина, органических кислот, пищевых волокон, калия и некоторых других минеральных веществ.
  4. Хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, крупяные изделия, макаронные изделия – источники белка, углеводов, энергии, пищевых волокон, витаминов В1, В2, РР.
  5. Напитки и кондитерские изделия, обогащенные микронутриентами (витаминами, макро- и микроэлементами и другими незаменимыми пищевыми веществами до уровня не ниже 20% от рекомендуемой нормы потребления).

Ко  второму классу относятся:

  1. Кондитерские изделия.
  2. Напитки.
  3. Колбасные изделия, чипсы, хрустящий картофель и другие немолочные продукты с содержанием жира более 30%.        Наряду с делением на указанные классы важным критерием высокой пищевой ценности продуктов питания для школьников является минимальное использование при их изготовлении поваренной соли, специй, различных пищевых добавок – консервантов (нитритов, сорбиновой кислоты и др.), красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и т.д., а также жесткой тепловой обработки (обжаривание и т.п.). В связи с этим внутри каждого из указанных классов можно выделить две или более подгруппы с различной пищевой ценностью. Например, I класс включает:         а) натуральное мясо, рыбу, яйца, молоко и молочные продукты, то есть продукты, не содержащие пищевых добавок;       б) сосиски, сардельки, колбасы, содержащие нитриты, значительные количества поваренной соли и подвергающиеся в процессе производства повторной термической обработке, в том числе обжариванию; соленую рыбу, икру, содержащие большие количества соли.       В соответствии с изложенными принципами продукты и блюда, используемые в школьном питании, могут быть классифицированы следующим образом.

I класс

  1. Основные источники полноценного белка:       а) мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца;     б) сосиски, сардельки, колбасы (с содержанием жира до 30%), соленая рыба, икра.
  2. Основные источники жиров и жирных кислот:       а) масло сливочное, растительные масла и жиры, сметана, маргарины высшего качества;           б) кулинарные и кондитерские жиры.
  3. Носители углеводов, витаминов С, Р, бета-каротина, органических кислот, пищевых волокон, калия и некоторых других минеральных веществ: овощи, картофель, фрукты, соки и нектары.
  4. Источники белка, углеводов, энергии, пищевых волокон, витаминов В1, В2, РР:              а) хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, крупяные изделия, макаронные изделия;             б) готовые завтраки, попкорн.
  5. Напитки и кондитерские изделия, обогащенные микронутриентами (витаминами, макро- и микроэлементами и другими незаменимыми пищевыми веществами до уровня не ниже 20% рекомендуемой нормы потребления).

II класс

  1. Кондитерские изделия:          а*) мучные кондитерские изделия, шоколад, шоколадные конфеты, варенья, джемы, мед;

    б**) сахарные изделия (леденцы, карамель, жевательные  конфеты и др.).

  1. Напитки:             а*) сокосодержащие напитки;       б**) безалкогольные прохладительные напитки;     в*) какао, кофейные напитки.
  2. Колбасные изделия, чипсы, хрустящий картофель и другие немолочные продукты с содержанием жира более 30%.

* Продукты с более высокой пищевой ценностью, рекомендуемые для широкого использования в школьном питании;

** Продукты с невысокой пищевой ценностью, допустимые только для ограниченного использования в школьном питании в ассортименте с продуктами с более высокой пищевой ценностью.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях

2.1. Учет поступления продуктов питания

 

    Основными задачами учета продуктов питания являются:

    ─ обеспечение сохранности и контроля за движением и использованием всех продуктов;

    ─ соблюдение установленных норм запасов и расходов продуктов;

    ─ своевременное выявление неиспользуемых продуктов, подлежащих реализации в  установленном порядке;

    ─ получение своевременных и точных сведений об их остатках, находящихся  на складах и в кладовых учреждений.

    В целях обеспечения сохранности и правильной постановки учета продуктов питания необходимо обеспечить надлежащую организацию складского учета.

      Хранение  продуктов питания должно производиться  в специально приспособленных помещениях (складах, кладовых), с применением  необходимого холодильного оборудования. Места хранения продуктов питания  должны быть оснащены необходимым весовым  оборудованием, измерительными приборами, мерной тарой и другими контрольными приспособлениями.

Продукты  питания принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которая складывается как сумма  затрат:

–  на оплату поставщику в соответствии с договором поставки;

– на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг,    связанных с приобретением продуктов питания;

–  таможенные пошлины и иные платежи;

–  транспортные расходы, включая страхование доставки;

– иные расходы, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

          Инструкция 148-н предусматривает включение транспортных расходов по доставке продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и тому подобного, для лечебно - профилактических, детских и других социально - культурных учреждений в фактическую стоимость запасов. По этому, при доставке различных видов продуктов единовременно у бухгалтера возникает необходимость распределения транспортных расходов. Чаще всего применяется способ распределения пропорционально стоимости доставленных продуктов, поскольку это самый простой и нетрудоемкий способ. Выбранный учреждением способ распределения транспортных расходов должен быть оговорен в приказе по учетной политике.

При формировании фактической стоимости продуктов, приобретаемых за плату, следует обратить внимание на порядок отражения в учете налога на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость включается в фактическую стоимость продуктов  в случае приобретения их:

- за  счет бюджетных средств;

- за  счет целевых средств;

- за  счет средств, полученных от  предпринимательской деятельности, если эти продукты используются  в бюджетной деятельности.

    Если  продукты приобретены за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход, и использованы в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС, налог на добавленную стоимость отражается на отдельном счете 02 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

    Если  бюджетное учреждение получает продукты безвозмездно или по договору дарения, тогда эти продукты отражаются по текущей рыночной стоимости на дату принятия их к учету, с учетом сумм уплачиваемых за доставку.

При поступлении  продуктов питания в учреждение в учете оформляются следующие  записи:

–    Дебет 2 105 02 340 - Кредит 2 302 20 730  - отражена фактическая стоимость продуктов питания, поступивших от поставщика по договору купли-продажи без НДС (предпринимательская деятельность);

– Дебет 2 210 01 560  - Кредит 2 302 20 730 - отражен НДС (предпринимательская деятельность);

– Дебет 2 105 02 340 - Кредит 2 401 01 180 - поступили на склад бюджетного учреждения продукты питания, полученные по договору дарения;

– Дебет 2 105 02 340 - Кредит 2 208 14 660 - приобретены продукты питания за наличный расчет.

Пример 1.

В медицинское  учреждение в течение месяца поступали  продукты питания – крупа рисовая  в количестве 300 килограммов на сумму 8 024 рубля (в том числе НДС – 1 224 рубля):

- в количестве 100 килограммов по цене 23,60 рублей за килограмм (в том числе НДС – 3,60 рублей);

- в количестве 50 килограммов по цене 24,78 рублей  за килограмм (в том числе  НДС – 3,78 рублей);

- в количестве 150 килограммов по цене 29,50 рублей  за килограмм (в том числе НДС – 4,50 рубля).

Оплата  за продукты производилась следующим  образом:

-   произведена предоплата организации-поставщику в сумме 5 000 рублей;

- остальная сумма 3 024 рубля оплачена после поступления продуктов в учреждение.

          На начало месяца числится остаток крупы рисовой в количестве 40 килограммов на сумму 944 рубля. В течение месяца было израсходовано крупы рисовой в количестве 320 килограммов. Продукты питания приобретены и использованы в процессе бюджетной деятельности.

         В учете должны быть оформлены следующие записи.

Продукты  питания приобретены и использованы в процессе бюджетной деятельности.

  1. Дебет 1 206 22 560 – Кредит 1 304 05 340 – 5000 руб. – перечисление аванса поставщикам;
  2. Дебет 1 105 02 340 – Кредит 1 302 22 730 – 8024 руб. – поступление в течение отчетного месяца продуктов питания от поставщиков;
  3. Дебет 1 302 22 830 – Кредит 1 304 05 340 – 3024 – Перечисление средств поставщикам в оплату полученных продуктов питания;
  4. Дебет 1 302 22 830 – Кредит 1 206 22 660 – 5000 руб. – зачтены ранее перечисленные авансы;
  5. Дебет 1 401 01 272 – Кредит 1 105 02 440 – 8440,47 – списаны израсходованные в течение отчетного месяца продукты питания (944 руб. + 8024 руб.)* 320 килограммов/(40 килограммов + 300 килограммов)

Окончание примера.

    Если бюджетное учреждение занимается еще и приносящей доход деятельностью, тогда операции с продуктами питания будут отражаться несколько иначе. Рассмотрим это на примере.

Пример 2.

    Возьмем данные предыдущего примера, но немного  изменим условия.

Допустим, что продукты питания приобретены и использованы медицинским учреждением в процессе предпринимательской деятельности.

Тогда на счетах бухгалтерского учета эти  операции будут отражаться следующим  образом:

  1. Дебет 2 206 22 560 – Кредит 2 201 01 610 – 5000 руб. – произведена предоплата продуктов питания;
  2. Дебет 2 105 02 340 – Кредит 2 302 22 730 – 6800 руб. – отражено поступление продуктов питания от поставщиков за отчетный месяц;
  3. Дебет 2 210 01 560 – Кредит 2 302 22 730 – 1224 руб. – отражен НДС по приобретенным продуктам питания;
  4. Дебет 2 302 22 830 – Кредит 2 201 01 610 – 3024 руб. -  перечисление средств поставщикам в оплату полученных продуктов питания;
  5. Дебет 2 303 04 830 – Кредит 2 210 01 660 – 1224 руб. – принят к зачету НДС;
  6. Дебет 2 302 22 830 – Кредит 2 206 22 660 – 5000 руб. – зачтен ранее перечисленный аванс по продуктам питания;
  7. Дебет 2 106 04 340 – Кредит 2 105 02 440 – 7152,94 руб. – списаны израсходованные продукты питания (800 руб. + 6800 руб.)*320 кг/(40кг+300кг)

Окончание примера.

    В организации учета реализации продуктов питания бюджетными учреждениями различных ведомств существует некоторая разница.

Так, например, учреждения здравоохранения для  целей организации питания находящихся  на лечении больных оборудованы  пищеблоками. Деятельность пищеблоков регулируется Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036.

Основные  документы, определяющие порядок организации  учета продуктов питания в  учреждениях здравоохранения это:

- Приказ  Минздрава СССР от 5 мая 1983 года  №530 «Об утверждении Инструкции  по учету продуктов питания  в лечебно-профилактических и  других учреждениях здравоохранения,  состоящих на государственном  бюджете СССР» (далее – Приказ  №530),

Информация о работе Особенности учета и контроль продуктов питания в бюджетных учреждениях