Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа
Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных финансовых институтов строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет. Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.
Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления. Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы функционирования государственного бюджета в Украине _________________________________________________
Эволюция взглядов на сущность государственного бюджета Украины___
Функции и принципы построения государственного бюджета Украины_____________________________________________________________
Основные проблемы функционирования государственного бюджета Украины__________________________________________________________
РАЗДЕЛ 2. Анализ государственного бюджета в условияхреформирования экономики Украины _______
2.1 Анализ доходности базы государственного бюджета Украины__________
2.2 Анализ эффективности использования бюджетных средств_____________
2.3 Особенности межбюджетных взаимоотношений в условиях финансовой децентрализации____________________________________________________
РАЗДЕЛ 3. Направления по повышению эффективности функционирования государственного бюджета Украины ________________________________
3.1 Повышение эффективности формирования доходов и осуществления расходов на уровне государственного бюджета Украины___________________
3.2 Зарубежный опыт формирования доходов и осуществления расходов на государственном уровне___________________________________________
3.3 Прогнозирование доходов государственного бюджета на краткосрочную перспективу_____________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________
ПРИЛОЖЕНИЯ__________________________________________________
Решение этих проблем будет качественным только при правильном выборе программ, без которых невозможен прорыв в экономике за счет получения хороших последствий в короткие сроки и без государственной поддержки бюджетными средствами.
Распределение доходов – это стадия воссоздания, которая занимает промежуточное место между производством и потреблением. Реализованная на рынке продукция превращается в денежную выручку. После исключения из ее стоимости употребленных средств производства остается денежный (валовой) доход, или вновь созданная стоимость, во время распределения которого возникает вертикальная связка: между государством и членом общества, между государством и предприятием, между предприятием и его работником, между владельцем средств производства и наемным рабочим и тому подобное. В этих связях оказываются разнообразные формы доходов, каждый из которых имеет свое экономическое назначение.
Справедливая система распределения доходов должна быть построена на основе таких принципов:
- получение доходов
за труд, в частности предпринимательски
- зависимость основной
части доходов от результатов
труда, уровня экономической
- размер доходов при
учете уровня развития рабочей
силы должен обеспечивать
- постоянству распределения доходов;
- отсутствие уравнивания в распределении доходов;
- недопустимость избыточной
дифференциации доходов в
- устранении всякой дискриминации по полу, национальности, социальному происхождению.
Повышение эффективности осуществления государственных расходов предполагает:
- повышение качества капитального бюджетирования, которое в свою очередь включает в себя:
- повышение прозрачности государственных финансов требует:
3.2 Зарубежный опыт формирования доходов и осуществления расходов на государственном уровне
Зарубежный опыт свидетельствует, что с изменением экономической
ситуации, должна изменяться и роль государства в рыночном механизме хозяйствования, следовательно – и направления целенаправленного использования государством рыночных рычагов, в том числе налоговой и бюджетной систем как инструментов рыночного хозяйствования.
Известно, что научно обоснованная налогово-бюджетная система, которая отражает сформированные в этой сфере, как общие закономерности, так и особенности конкретной страны, оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, расширяет сферу деловой активности населения.
В структуре поступлений централизованных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой ведущую роль играет прямое налогообложение. Например, в США и Канаде за счет личного подоходного налога формируется 45—48 процентов их доходной части бюджета. Этот источник дохода является самым весомым и в западноевропейских странах (от 20 до 50 процентов всех бюджетных поступлений). Второе место в централизованных бюджетных доходах принадлежит взносам на социальное страхование. их называют налогами на заработную плату. Они платятся наемными работниками (в процентах к совокупному заработку) и каждым предприятием, фирмой (в процентах к общему фонду оплаты труда). Следующим по значимости в доходах бюджета идет налог на прибыль корпораций (до 20 процентов). В последнее время в большей части западных стран эта часть правительственных доходов приобрела тенденцию к снижению. Каждая из других категорий, которая принимает участие в формировании бюджета (акцизный сбор, налог на недвижимость, пошлина и тому подобное), не превышает как правило, 4—5 процентов его денежных поступлений, а в Украине-5,8 % от всей суммы поступлений в бюджет.
В федеральном бюджете США наибольшей является статья расходов на социальное страхование (свыше 20 процентов), что связано в первую очередь с ростом численности людей преклонных лет и снижением уровня рождаемости. Не намного меньше средств, чем в Украине, тратится на национальную оборону. Весомые доли расходов идут на выплату процентов за государственный долг, помощь малообеспеченным гражданам, медицинское страхование и здравоохранение. Из бюджетов штатов и местных администраций финансируются в первую очередь расходы на образование, трансфертные платежи бедным слоям населения, строительство новых и эксплуатацию действующих автомобильных путей.
В течение последней четверти XX ст. в странах Западной Европы половина всех расходов централизованных бюджетов направляется на социально-экономические цели. Хранится тенденция к увеличению части текущих расходов, связанных с благосостоянием людей (помощь людям преклонных лет, неработоспособным, безработным, пенсионное обеспечение, подготовка кадров и здравоохранение ).
Остается высокой (от 10 до 20 процентов) часть средств на прямые и опосредствованы военные расходы, хотя и темпы их роста заметно снизились. Приблизительно столько же бюджетных ресурсов используется для выполнения хозяйственных программ (развитие перспективных отраслей, обновления основного капитала, финансирования научно-исследовательских работ, капиталовложений, в инфраструктуру). Это свидетельствует о достаточно активном вмешательстве каждого государства в реальную экономику. Относительно административно-управленческих расходов, то в отдельные периоды они увеличивались, но медленными темпами, и часть их даже уменьшилась.
Итак, опыт зарубежных стран вполне применим в современных условиях к Украине, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики нашей страны. Бюджетное социально-экономическое прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу, а именно перспективного финансового плана.
3.3 Прогнозирование доходов государственного бюджета на краткосрочную перспективу
Под прогнозом развития
бюджета подразумевается
Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства.
Для проведения обоснованных финансовых расчетов важен коэффициентный метод прогнозирования величины доходов государственного бюджета. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, рассчитывают предполагаемые доходы в виде различных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С помощью коэффициентного метода можно рассчитать количественные изменения показателей за определенный период.
В качестве исходных данных для проведения коэффициентного метода прогнозирования были использованы группы доходов государственного бюджета Украины в 2010- 2011 годах.
В таблице 3.3.1 представлен прогноз доходов государственного бюджета Украины на 2012 коэффициентным методом.
Таблица 3.3.1
Прогноз доходов государственного бюджета Украины на 2012 коэффициентным методом [Источник: составлено автором].
Доходы бюджета |
2010 год, млрд грн |
2011 год, млрд грн |
Среднее значение |
Коэффициент соотношения |
2012 год, млрд грн |
Налоговые поступления, в т.ч : |
162,5 |
219,8 |
191,2 |
1,150 |
219,8 |
-налог на прибыль |
40,0 |
47,4 |
43,7 |
1,085 |
47,4 |
-НДС |
86,3 |
125,6 |
105,95 |
1,185 |
125,6 |
-акцизный сбор |
27,6 |
36,6 |
32,1 |
1,140 |
36,6 |
-ввозная пошлина |
8,6 |
10,2 |
9,4 |
1,085 |
10,2 |
Неналоговые поступления |
65,1 |
42,3 |
53,7 |
0,788 |
44,4 |
Доходы от операций с капиталом |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
1,000 |
0,6 |
Целевые фонды |
1,2 |
0,2 |
0,7 |
0,286 |
0,21 |
Официальные трансферты |
6,6 |
0,9 |
3,8 |
0,240 |
0,945 |
Итого: |
236,0 |
263,8 |
250,0 |
- |
265,955 |
Для расчёта среднего значения государственных доходов за два года была использована следующая формула: СРЗНАЧ= (Д(2011)+Д(2010))/2, где:
СРЗНАЧ- среднее значение государственных доходов за два года;
Д(2011)- величина государственных доходов Украины в 2011 году;
Д(2010)- величина государственных доходов Украины в 2010 году.
Расчёт коэффициента соотношения проводился по формуле: К=Д(2011)/СРЗНАЧ, где:
К-коэффициент соотношения;
Д(2011)- величина государственных доходов Украины в 2011 году;
СРЗНАЧ- среднее значение государственных доходов за два года.
Выбор коэффициента соотношения для каждой статьи государственных доходов осуществлялся в соответствии со следующими условиями:
- если коэффициент
соотношения больше единицы,
- если коэффициент
соотношения меньше единицы,
Проведённый коэффициентный прогноз позволил сделать следующие выводы:
1) Коэффициент соотношения колеблется в интервале от 0,240 до 1,185. Величина интервала характеризуется большой разницей в поступлениях по различным группам доходов.
2) В общем планируется
увеличение государственных
3) Положительно на увеличение доходов государственного бюджета Украины 2012 году повлияли следующие статьи: неналоговые поступления и официальные трансферты. Так, неналоговые поступления в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 4,96 % или на 2,1 млрд грн, официальные трансферты увеличились на 5% или на 0,045 млрд грн.
4)Тенденция роста неналоговых поступлений в 2012 году связана с увеличением поступлений от финансовых санкций, административных сборов и платежей, доходов от предпринимательской деятельности, собственных поступлений бюджетных учреждений в общей совокупности. Рост официальных трансфертов в 2012 году связан с увеличением дотаций выравнивания, субвенций, дополнительных дотаций и средств, которые передаются в государственный бюджет Украины и местные бюджеты с других местных бюджетов. Это может быть связано с улучшением отношений между бюджетами различных уровней нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: