Особенности формирования и направления использования государственного бюджета Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных финансовых институтов строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет. Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.
Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления. Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы функционирования государственного бюджета в Украине _________________________________________________
Эволюция взглядов на сущность государственного бюджета Украины___
Функции и принципы построения государственного бюджета Украины_____________________________________________________________
Основные проблемы функционирования государственного бюджета Украины__________________________________________________________
РАЗДЕЛ 2. Анализ государственного бюджета в условияхреформирования экономики Украины _______
2.1 Анализ доходности базы государственного бюджета Украины__________
2.2 Анализ эффективности использования бюджетных средств_____________
2.3 Особенности межбюджетных взаимоотношений в условиях финансовой децентрализации____________________________________________________
РАЗДЕЛ 3. Направления по повышению эффективности функционирования государственного бюджета Украины ________________________________
3.1 Повышение эффективности формирования доходов и осуществления расходов на уровне государственного бюджета Украины___________________
3.2 Зарубежный опыт формирования доходов и осуществления расходов на государственном уровне___________________________________________
3.3 Прогнозирование доходов государственного бюджета на краткосрочную перспективу_____________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________
ПРИЛОЖЕНИЯ__________________________________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Решение этих проблем  будет качественным только при правильном выборе программ, без которых невозможен прорыв в экономике за счет получения хороших последствий в короткие сроки и без государственной поддержки бюджетными средствами.

Распределение доходов  – это стадия воссоздания, которая  занимает промежуточное место между производством и потреблением. Реализованная на рынке продукция превращается в денежную выручку. После исключения из ее стоимости употребленных средств производства остается денежный (валовой) доход, или вновь созданная стоимость, во время распределения которого возникает вертикальная связка: между государством и членом общества, между государством и предприятием, между предприятием и его работником, между владельцем средств производства и наемным рабочим и тому подобное. В этих связях оказываются разнообразные формы доходов, каждый из которых имеет свое экономическое назначение.

Справедливая система  распределения доходов должна быть построена на основе таких принципов:

- получение доходов  за труд, в частности предпринимательский, землю, капитал;

- зависимость основной  части доходов от результатов  труда, уровня экономической деятельности, субъектов хозяйства;

- размер доходов при  учете уровня развития рабочей  силы должен обеспечивать нормальные (общественное необходимые) условия жизни;

- постоянству распределения  доходов;

- отсутствие уравнивания  в распределении доходов;

- недопустимость избыточной  дифференциации доходов в обществе, соблюдении социальной справедливости;

- устранении всякой  дискриминации по полу, национальности, социальному происхождению.

Повышение эффективности  осуществления государственных  расходов предполагает:

- повышение качества капитального бюджетирования, которое в свою очередь включает в себя:

  • внедрение на уровне главных распорядителей бюджетных средств среднесрочных инвестиционных планов в рамках предельных сумм среднесрочного бюджета, из проектов, которые прошли процедуру оценки;
  • интеграция процесса формирования инвестиционных проектов в общий бюджетный процесс и четкое распределение полномочий (подготовка и внедрение - распорядитель; оценка- Минэкономики; отбор-Минфин;)
  • создание базы данных, которая будет содержать информацию о состоянии государственных активов и о влиянии новых инвестиций на их состояние;
  • законодательное определение критериев и принципов распределения инвестиционных субвенций;
  • создание методологии и законодательных основ оценки инвестиционных проектов (с учетом анализа выгод и затрат);

- повышение прозрачности государственных финансов требует:

  • внедрение законодательного определения: «условных обязательств» (издержки, которые государство должно будет покрыть в случае определенного события), «общественного сектора», «общественного долга», квазифискальных операций (фискальные операции которые выполняются реальным сектором и НБУ);
  • определение стандартов ежемесячной публикации информации о выполнении бюджета и внебюджетных фондов;
  • расширение списка информации, которая подается с бюджетом при его принятии и вместе с годовым отчетом о выполнении бюджета: условные обязательства, квазифискальные операции, состояние государственных финансовых активов и обязательств, не финансовых активах, состояние общественного сектора в целом.

 

 

3.2 Зарубежный  опыт формирования доходов и  осуществления расходов на государственном уровне

Зарубежный опыт свидетельствует,  что с изменением экономической

ситуации,  должна изменяться и роль государства в рыночном механизме хозяйствования,  следовательно –  и направления целенаправленного использования государством рыночных рычагов,  в том числе налоговой и бюджетной систем как инструментов рыночного хозяйствования.

Известно, что научно обоснованная налогово-бюджетная система, которая отражает сформированные в этой сфере, как общие закономерности, так и особенности конкретной страны,  оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, расширяет сферу деловой активности населения.

В структуре поступлений  централизованных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой ведущую роль играет прямое налогообложение. Например, в США и Канаде за счет личного подоходного налога формируется 45—48 процентов их доходной части бюджета. Этот источник дохода является самым весомым и в западноевропейских странах (от 20 до 50 процентов всех бюджетных поступлений). Второе место в централизованных бюджетных доходах принадлежит взносам на социальное страхование. их называют налогами на заработную плату. Они платятся наемными работниками (в процентах к совокупному заработку) и каждым предприятием, фирмой (в процентах к общему фонду оплаты труда). Следующим по значимости в доходах бюджета идет налог на прибыль корпораций (до 20 процентов). В последнее время в большей части западных стран эта часть правительственных доходов приобрела тенденцию к снижению. Каждая из других категорий, которая принимает участие в формировании бюджета (акцизный сбор, налог на недвижимость, пошлина и тому подобное), не превышает как правило, 4—5 процентов его денежных поступлений, а в Украине-5,8 % от всей суммы поступлений в бюджет.

В федеральном бюджете  США наибольшей является статья расходов на социальное страхование (свыше 20 процентов), что связано в первую очередь с ростом численности людей преклонных лет и снижением уровня рождаемости. Не намного меньше средств, чем в Украине, тратится на национальную оборону. Весомые доли расходов идут на выплату процентов за государственный долг, помощь малообеспеченным гражданам, медицинское страхование и здравоохранение. Из бюджетов штатов и местных администраций финансируются в первую очередь расходы на образование, трансфертные платежи бедным слоям населения, строительство новых и эксплуатацию действующих автомобильных путей.

В течение последней  четверти XX ст. в странах Западной Европы половина всех расходов централизованных бюджетов направляется на социально-экономические цели. Хранится тенденция к увеличению части текущих расходов, связанных с благосостоянием людей (помощь людям преклонных лет, неработоспособным, безработным, пенсионное обеспечение, подготовка кадров и здравоохранение ).

Остается высокой (от 10 до 20 процентов) часть средств на прямые и опосредствованы военные расходы, хотя и темпы их роста заметно снизились. Приблизительно столько же бюджетных ресурсов используется для выполнения хозяйственных программ (развитие перспективных отраслей, обновления основного капитала, финансирования научно-исследовательских работ, капиталовложений, в инфраструктуру). Это свидетельствует о достаточно активном вмешательстве каждого государства в реальную экономику. Относительно административно-управленческих расходов, то в отдельные периоды они увеличивались, но медленными темпами, и часть их даже уменьшилась.

Итак, опыт зарубежных стран вполне применим в современных условиях к Украине,  если его не слепо копировать,  а перенимать лучшее,  применяя к конкретным особенностям экономики нашей страны. Бюджетное социально-экономическое прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу, а именно перспективного финансового плана.

 

3.3 Прогнозирование  доходов государственного бюджета на краткосрочную перспективу

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства.

Для проведения обоснованных финансовых расчетов важен коэффициентный метод прогнозирования величины доходов государственного бюджета. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, рассчитывают предполагаемые доходы в виде различных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С помощью коэффициентного метода можно рассчитать количественные изменения показателей за определенный период.

В качестве исходных данных  для проведения коэффициентного метода прогнозирования были использованы группы доходов государственного бюджета Украины в 2010- 2011 годах.

В таблице 3.3.1 представлен прогноз доходов государственного бюджета Украины на 2012  коэффициентным методом.

Таблица 3.3.1

Прогноз доходов государственного бюджета Украины на 2012  коэффициентным методом [Источник: составлено автором].

Доходы бюджета

2010 год, млрд грн

2011 год, млрд грн

Среднее значение

Коэффициент соотношения

2012 год, млрд грн

Налоговые поступления, в т.ч :

162,5

219,8

191,2

1,150

219,8

-налог на прибыль

40,0

47,4

43,7

1,085

47,4

-НДС

86,3

125,6

105,95

1,185

125,6

-акцизный сбор

27,6

36,6

32,1

1,140

36,6

-ввозная пошлина

8,6

10,2

9,4

1,085

10,2

Неналоговые поступления

65,1

42,3

53,7

0,788

44,4

Доходы от операций с капиталом

0,6

0,6

0,6

1,000

0,6

Целевые фонды

1,2

0,2

0,7

0,286

0,21

Официальные трансферты

6,6

0,9

3,8

0,240

0,945

Итого:

236,0

263,8

250,0

-

265,955


 

Для расчёта среднего значения государственных доходов  за два года была использована следующая формула: СРЗНАЧ= (Д(2011)+Д(2010))/2, где:

СРЗНАЧ- среднее значение государственных доходов за два  года;

Д(2011)- величина государственных  доходов Украины в 2011 году;

Д(2010)- величина государственных  доходов Украины в 2010 году.

Расчёт коэффициента соотношения проводился по формуле: К=Д(2011)/СРЗНАЧ, где:

К-коэффициент соотношения;

Д(2011)- величина государственных  доходов Украины в 2011 году;

СРЗНАЧ- среднее значение государственных доходов за два  года.

Выбор коэффициента соотношения  для каждой статьи государственных доходов осуществлялся в соответствии со следующими условиями:

- если коэффициент  соотношения больше единицы, то  в качестве коэффициента соотношения используется единица;

- если коэффициент  соотношения меньше единицы, то  в качестве коэффициента соотношения используется 1,05.

Проведённый коэффициентный прогноз позволил сделать следующие  выводы:

1) Коэффициент соотношения колеблется в интервале от 0,240 до 1,185. Величина интервала характеризуется большой разницей в поступлениях по различным группам доходов.

2) В общем планируется  увеличение государственных доходов  Украины в 2012 году. Так, наблюдается рост доходов государственного бюджета на 0,82 %  или на 2,155 млрд грн в 2012 году по сравнению с 2011 годом.

3) Положительно на  увеличение доходов государственного бюджета Украины 2012 году повлияли следующие статьи: неналоговые поступления и официальные трансферты. Так, неналоговые поступления в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 4,96 % или на 2,1 млрд грн, официальные трансферты  увеличились на 5% или на 0,045 млрд грн.

4)Тенденция роста неналоговых  поступлений в 2012 году связана  с увеличением поступлений от финансовых санкций, административных сборов и платежей, доходов от предпринимательской деятельности, собственных поступлений бюджетных учреждений в общей совокупности. Рост официальных трансфертов в 2012 году связан с увеличением дотаций выравнивания, субвенций, дополнительных дотаций и средств, которые передаются в государственный бюджет Украины и местные бюджеты с других местных бюджетов. Это может быть связано с улучшением отношений между бюджетами различных уровней нашей страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проделанной  работы можно сделать следующие  выводы:

Информация о работе Особенности формирования и направления использования государственного бюджета Украины