Особенности доходов и расходов бюджета РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Важным инструментом государственного регулирования экономики и социальной сферы, центральным звеном финансовой системы Республики Башкортостан выступает бюджет.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.

Работа содержит 1 файл

соц рб Особенности доходов и расходов бюджета РБ.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

чем в  два раза долю средств, зачисляемых в ее бюджет. При этом в структуре доходов бюджета БАССР средства, получаемые из вышестоящих бюджетов, занимали более 50 % бюджетных доходов республики. Очевидно, такая зависимость от вышестоящих уровней

власти  не позволяла республике эффективно решать многие экономические и социальные проблемы.

Начало  рыночных преобразований в экономике  и децентрализация государственной власти и управления в Российской Федерации обусловили необходимость приведения межбюджетных отношений в соответствие с принципами бюджетного федерализма. Сущность данных принципов заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей органов власти и управления различных уровней, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетнойсистемы. Сегодня общепризнанными в мировой практике принципами бюджетного федерализма являются следующие.

1. Принцип равноправия участников бюджетных взаимоотношений. Этот принцип предполагает равенство участников бюджетных взаимоотношений в возложенных на них правах и обязанностях в сфере предоставления населению общественных благ как высшего, так и низших уровней государства, использование единых подходов со стороны вышестоящего уровня государства к нижестоящим в вопросах распределении между ними полномочий.

2. Принцип самостоятельности бюджетов разных уровней. Данный  

принцип обеспечивается закреплением за каждым бюджетным уровнем собственных источников доходов, правом определять направления их расходования, недопустимостью изъятия дополнительных доходов и неиспользованных при исполнении бюджета средств в вышестоящие бюджета, правом на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящим уровнем государства.

3. Принцип законодательного закрепления за каждым уровнем государства полномочий по предоставлению населению общественных благ. Он подразумевает четкое закрепление за каждым уровнем государства ответственности за финансирование тех или

иных  расходов. Такое разграничение должно основываться неоптимальном распределении полномочий между уровнями государства.

4. Принцип соразмерности объема финансовых ресурсов уровней государства и выполняемых ими полномочий, т.е. принцип, который требует сбалансированности доходов и расходов каждого уровня бюджетной системы.

5. Принцип применения единых методов распределения централизованной финансовой помощи нижестоящим бюджетам. Этот принцип предполагает, что единая для всех нижестоящих уровней государства формула расчета объема финансовой помощи из вышестоящего бюджета позволяет найти разумный компромисс между бюджетной самостоятельностью нижестоящих бюджетов и их большей или меньшей зависимостью от поступлений из вышестоящего бюджета.

Первые  шаги на пути приведения межбюджетных отношений в соответствие с вышеуказанными принципами были сделаны в 1991-1993 гг. Так, федеральным законом от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» была провозглашена самостоятельность республиканского бюджета РФ, бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-территориальных образований; остановлено положение об автоматическом покрытии дефицита бюджетов нижестоящего уровня из вышестоящего; всем территориальным органам власти предоставлено право на сохранение за собой неизрасходованных к концу года остатков бюджетных средств. Федеральным законом от 27

декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» был установлен порядок закрепления налогов по уровням бюджетной системы. Вопросы предоставления и использования субвенций начали  

регулироваться  федеральным законом от 15 августа 1992 г. «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу». Федеральный закон от 15 апреля 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга, органов местного самоуправления» продекларировал принцип минимального бюджета при предоставлении централизованной финансовой помощи из федерального бюджета. С 1994 г. такие соглашения между РФ и РБ начали заключаться ежегодно, в которых на конкретный финансовый год устанавливались ставки и нормативы отчислений от ряда регулирующих налогов в федеральный бюджет. Так, для осуществления делегируемых Российской Федерации полномочий и финансирования общегосударственных социально- экономических программ размер взноса средств в федеральный бюджет в 1995 г. был

установлен  по налогу на прибыль по ставке 13 % и налогу на добавленную стоимость по нормативу 75 %. В соответствии с этим в 1995 г. в федеральный бюджет было перечислено около 25 % годовых бюджетных доходов республики. В 1996 г. в межбюджетные отношения РФ и РБ были внесены изменения, предусматривающие сокращение встречных финансовых потоков между бюджетами. Так, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РБ была достигнута договоренность о целесообразности финансирования федеральных учреждений и организаций, находящихся на территории республики, за счет средств бюджетной

системы РБ. Для возмещения данных расходов норматив отчислений доходов от налога на добавленную стоимость в бюджетную систему РБ был увеличен до 50 %.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 

                                                                                                                    

1. Общая характеристика  бюджетной системы……………………………3

2. Особенности доходов республиканского и местныхбюджетов……...5

3. Особенности расходов  республиканского и местных бюджетов……6

4. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения……………………7

5. Реализация принципов  бюджетного федерализма во  взаимоотноше- ниях Российской Федерации и  Республики Башкортостан……………...9

6. Литература…………………………………………………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Литература 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности доходов и расходов бюджета РБ