Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:23, курсовая работа
Важным инструментом государственного регулирования экономики и социальной сферы, центральным звеном финансовой системы Республики Башкортостан выступает бюджет.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, иные суммы принудительного изъятия;
• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других
уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
• иные неналоговые доходы.
Налоги являются главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных и муниципальных расходов. Так, в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан налоговые доходы составляют 70- 80 %.
В последние годы на исполнение доходной части бюджетной системы РБ положительно оказывает влияние благоприятная макроэкономическая ситуация в республике: рост валового регионального продукта; преобладание в структуре экономики
республики отраслей промышленности, ориентированных на экспорт в условиях благоприятных мировых цен на нефть и нефтепродукты; увеличение налогооблагаемой базы.
В республике ведется активная работа, направленная на развитие собственной налоговой базы: создаются условия для повышения деловой активности и инвестиционной привлекательности республики посредством предоставления различного рода налоговых льгот, бюджетных кредитов и гарантий, реструктуризации задолженности предприятий по платежам в бюджеты. Все это положительно сказывается на результатах исполнения доходной части
бюджетов.
3. Особенности расходов республиканского и местных бюджетов
Расходы бюджетов - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Для определения роли расходов бюджетов в социально-экономическом развитии общества их классифицируют по определенным признакам. Например, расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные расходы и текущие расходы.
Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица
в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на
проведение
капитального (восстановительного) ремонта
и иные расходы, связанные с расширенным
воспроизводством.
Текущие расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим
бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Кроме того, расходы бюджетов классифицируются по функциональному,
ведомственному и целевому признакам.
В настоящее
время основными расходами
• на предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям дотаций и компенсаций: на зерно, реализуемое в республиканский фонд зерна; на животноводческую продукцию и сырье, поставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для республиканских нужд; на поддержку коневодства, рыбоводства, пчеловодства, племенного дела в животноводстве, элитного семеноводства; на приобретение минеральных удобрений;
• на реализацию мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве;
• на переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, обучение конкурсных управляющих, издание методической и научной литературы по вопросам агропромышленного комплекса;
• на создание страхового фонда ветеринарных препаратов; на проведение землеустроительных кадастровых работ.
За счет бюджетных средств укрепляется материальная база сельскохозяйственных предприятий. Только за 1999-2001 гг. республикой приобретено 405 импортных зерноуборочных комбайнов и 50 самоходных жаток. Ежегодно в целях формирования республиканского фонда зерна и для своевременной подготовки и качественного проведения весенне-полевых и уборочных работ сельскохозяйственным товаропроизводителям выделяются бюджетные кредиты на льготных условиях. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства в связи со спецификой его функционирования осуществляется, прежде всего, из местных бюджетов.
4. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и
рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Кабинета Министров РБ, соответствующих исполнительных органов местной государственной власти и органов местного самоуправления.
Основные параметры бюджетной системы формируются на основе принципиальных положений экономической и финансовой политики на следующий год. Так, в соответствии с Указом Президента РБ «О разработке проектов законов Республики Башкортостан о республиканском бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов» от 9 июля 2001 г. № УП-327 приоритетными направлениями экономической и финансовой политики РБ в 2002 г. определены:
• реализация среднесрочной Программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан;
• повышение инвестиционной привлекательности республики;
• совершенствование норм бюджетного права, бюджетных технологий;
• оптимизация бюджетных расходов;
• дальнейшее укрепление государственного финансового контроля и бюджетной дисциплины;
• повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью;
• внедрение и развитие системы государственного и муниципального заказа;
• реформирование системы социальных льгот и выплат.
Главной
задачей исполнения бюджетов всех уровней
является обеспечение полного и
своевременного поступления налогов и
других обязательных платежей в бюджетную
систему республики, а также своевременное
и в полном объеме финансирование утвержденных
в бюджете расходов. Важную роль в обеспечении
бюджетной системы республики доходами
играет Управление Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Республике
Башкортостан. Основной задачей данного
ведомства является контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов, сборов и
других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды.
5. Реализация принципов бюджетного федерализма во взаимоотношениях Российской Федерации и Республики Башкортостан. Как известно, в бывшем Советском Союзе существовал единый государственный бюджет, в состав которого входили союзный бюджет, государственные бюджеты союзных
республик и местные бюджеты. При этом каждый вышестоящий бюджет включал в себя нижестоящий. Бюджетная система государства тех времен отличалась высокой степенью централизации финансовых средств на уровне союзного бюджета и бюджетов союзных республик. Доля союзного бюджета и бюджетов союзных республик в едином государственном бюджете СССР составляла 80-85 %. Централизуемая в союзном и республиканском (РСФСР) бюджетах доля финансовых ресурсов БАССР превышала более
Информация о работе Особенности доходов и расходов бюджета РБ